Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 197.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер197.99 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
реквизиты рабочая программа



ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБОУ «Никольская ООШ им.Н.М.Рубцова»

Протокол от 29.08.13 г

№01

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Никольская ООШ им.Н.М.Рубцова»

___________ (Н.А .Воронина)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Никольская ООШ им.Н.Рубцова»

_________(Ю.А.Шадрина)

Приказ от 29.08.13 года

№150



Рабочая программа
по биологии
9 класс
Зязина С.Н., учитель биологии, 1 кв.категория

2013-2014 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Цели:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

Задачи:

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;

- социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Общая характеристика учебного предмета:

На занятиях в 9 классе больше внимания уделяется самостоятельной работе с текстом и рисунками учебника, решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т.е. ведущей является самостоятельная работа на разных этапах урока. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить не понятное, задать вопросы. В данном курсе дается представление об общих закономерностях биологии, такие как клеточная теория, теория эволюции. Большинство уроков реализует воспитательные задачи, уделяя внимание социализации личности. Формы организации учебного процесса: урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение предмета в 5 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
УМК:

  1. Учебник: Биология 9 класс. Н.И. Сонин, «Дрофа», 2011г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику. «Дрофа», 2013 г.

Результаты освоения учебного предмета

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Введение
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле



Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов .
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации

живых организмов. Видовое разнообразие.

Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период


Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о

потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5

Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.


Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция


Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.


Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле


Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.


Тема 1.8 Развитие жизни на Земле


Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов
Тема 2.1 Химическая организация клетки


Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные

РНК.
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке


Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.


Тема 2.3 Строение и функции клеток


Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 3.1 Размножение организмов


Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.


Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)


Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков



Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.


Тема4.2 Закономерности изменчивости


Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой».


Тема 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции.


Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.


Тема 5.2 Биосфера и человек


Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.


Календарно - тематическое планирование:



Тема урока

Практическая часть

Определения

Количество часов

1

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин







1

2

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.




Биосфера, биогеоценоз, популяция, онтогенез, филогенез

1

3,4

Развитие биологии в додарвинский период




Таксон, иерархичность

2

5

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина







1

6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе




Искусственный отбор, изменчивость. Мутация

1

7

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе




Естественный отбор, борьба за существование

1

8,9

Формы естественного отбора




Движущий отбор, стабилизирующий отбор, половой отбор

2

10

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1.Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Приспособительное поведение, мимикрия

1

11

Забота о потомстве







1

12

Физиологические адаптации




Адаптация

1

13

Вид как генетически изолированная система

2.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

Вид. Репродуктивная адаптация, популяция

1

14

Эволюционная роль мутаций




Генофонд, рецессивные гены

1

15

Главные направления эволюции




Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

1

16,17

Общие закономерности биологической эволюции




Дивергенция, конвергенция

2

18

Современные представления о возникновении жизни




Коацерваты

1

19

Начальные этапы развития жизни на земле




Прокариот, гетеротроф, автотроф, симбиоз

1

20

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру




Диплоидность

1

21

Жизнь в палеозойскую эру







1

22

Жизнь в мезозойскую эру







1

23

Происхождение человека. Место человека в живой природе.




Антропология

1

24

Обобщающий урок по теме 2эволюция живого мира на земле»







1

25,26

Химическая организация клетки




Макроэлементы, микроэлементы, биоэлементы

2

27

Пластический обмен. Биосинтез белков.




Генотип, пластический обмен, комплементарность, транскрипция, трансляция




28,29

Энергетический обмен. Способы питания




Энергетический обмен, фототрофы, хемотрофы

2

30

Прокариотические клетки: форма и размеры







1

31,32

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Ядро.

3.Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах

Кариотип, гомологичные хромосомы

2

33

Деление клеток




Митоз

1

34

Клеточная теория строения организмов




Клетка

1

35

Обобщающий урок по теме «Структурная организация живых организмов»







1

36

Бесполое размножение растений и животных.




Партеногенез

1

37

Половое размножение. Развитие половых клеток.




Мейоз, конъюгация, кроссинговер

1

38

Эмбриональный период развития




Эмбриология, дробление, гаструляция, органогенез

1

39

Постэмбриональный период развития







1

40

Общие закономерности развития. Биогенетический закон




Эмбриональная дивергенция, биогенетический закон

1

42

Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»







1

42

Основные понятия генетики




Изменчивость, наследственность

1

43

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя




Гибридологический метод, гибрид

1

44,45,46,47

Открытие Менделем закономерностей наследования признаков

4.Решение генетических задач и составление родословных

Доминирование, моно и дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание

4

48

Сцепленное наследование генов




Сцепление генов

1

49

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.




Гетерохромосомы

1

50

Взаимодействие генов




Генотипическая среда

1

51,52

Наследственная (генотипическая наследственность)







2

53

Фенотипическая изменчивость

5.Построение вариационной кривой

Фенотипическая изменчивость, норма реакции

1

54

Центры многообразия и происхождения культурных растений







1

55

Методы селекции растений и животных




Порода, сорт

1

56

Селекция микроорганизмов




Штамм

1

57

Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость»







1

58

Биосфера – живая оболочка Земли»







1

59

Круговорот веществ в природе







1

60

История формирования сообществ живых организмов







1

61

Биогеоценозы и биоценозы




Биогеоценоз, биоценоз

1

62

Абиотические факторы среды







1

63

Интенсивность действия факторов среды







1

64

Биотические факторы среды

6.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)




1

65

Взаимоотношения между организмами

7. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной системе

Нейтрализм, симбиоз, антибиоз

1

66

Природные ресурсы и их использование




Природные ресурсы

1

67,68

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

8.Анализ и оценка последствий деятельности человека




2

Материально – техническое обеспечение:

1.Биология. Поурочное планирование. 9 класс. С-П: «Паритет», 2002.

2.Биология. Методическое пособие к учебнику. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Дрофа», 2003.

3.Храстоматия по общей биологии. О.в.Казакова. М: «Просвещение», 1970.

4.Методическое пособие по биологии. В.Б.Захаров. М:Дрофа, 2001.

5.Биология. Общие закономерности. 9 класс. В.Н.Семенцова. С-П: «Паритет», 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск