Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 71.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер71.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок в 10 классе (11) по теме «Генетика человека»

«Проша, Маша и генетика».
1. Орг момент – доброжелательное начало, приветствие гостей.

(на начало урока звучит музыка И. Баха)-

Слайд 1
2. Актуализация знаний:

Ребята, перед уроком ко мне подошла моя знакомая и, узнав, что мы с вами изучаем тему «Генетика» попросилась к нам на урок. Я, думаю, что вы не будете против гостьи.

(надеваю шляпу и как гостья рассказываю историю)
- Здравствуйте, ребята. У меня есть сын Проша. Красавец писанный: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. Вот его портрет (показывает портрет). У нас в семье все испокон веков высокие и кудрявые. Прошенька, конечно, при такой наружности в артисты пошел, сейчас вот в Голливуде снимается. И задумал он там жениться. Да никак не может из трёх невест выбрать – все хороши и внешностью и характером. Он мне фотографии прислал. Девушки иностранки, но для меня лишь бы любили моего сына, да родили мне внуков на Прошу похожих. А я читала, что дети похожи не только на родителей, но и на бабушек и дедушек, вот и попросила сына подробно о девушках написать и про родню тоже.

(по ходу рассказа прикрепляется фото)

Японка Ли: кареглазая, с чёрными прямыми волосами, невысокого роста. Похожа на своих родственников.
Немка Моника: голубоглазая, со светлыми прямыми волосами, маленькая. Её родители оба кареглазые с прямыми тёмными волосами. Отец высокий, мать небольшого роста.
Англичанка Мери: зеленоглазая, темноволосая, кудрявая, высокая. Её отец, совсем как Проша- голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. А мать зеленоглазая, с тёмными прямыми волосами маленького роста.

Вы уж помогите нам невесту выбрать.

(снимаю шляпу и продолжаю урок)
Давайте поможем определить вероятность рождения ребёнка с признаками Проши в каждом из возможных браков.

- Ребятам раздаются карточки с фенотипом и генотипом Проши и невест, листы с решёткой Пиннета для заполнения возможных генотипов детей. Работа групп, и их выступление – 5-7минут..

1- Брак с Ли: её генотип: АА ВВ сс ДД

ж\м

авСd

ABcD

АаВвСсDd – карие, тёмные, кудрявые, низкий рост

Единственный общий признак – кудрявые волосы (Сс)
2 – Брак с Моникой: её генотип ааввссdD


ж\м

авСd

авcD

ааввСсDd голубые, светлые, кудрявые, низкий рост

авcd

ааввСсdd голубые, светлые, кудрявые, высокий

общий признак – кудрявые волосы (Сс) и высокий рост(50%)
3- Брак с Мери: её генотип Аа Вв Сс Дd


ж\м

авСd

АВСD

АаВвССDd –зелёные, тёмные, кудрявые, низкий рост

авcd

ааввСсdd – голубые, светлые, кудрявые, высокий

Вывод: наибольшая вероятность рождения детей, похожих на Прошу в браке с Моникой, но и в браке с Мери 50% вероятность проявления признаков.
Спасибо за работу, я сообщу наши результаты моей знакомой.
Скажите, какие понятия, законы вы использовали при решении задач?

(фенотип, генотип, доминантный признак, рецессивный признак, законы Менделя)

Правильно, общие закономерности явлений наследственности, выведенные Менделем на опытах с горохом, относятся и к человеку.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответы учащихся)

Тема урока «Генетика человека. Проша, Маша и генетика»

Слайд 2


- В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. Человек – дикобраз, - прозвали его соседи. Ламберт имел шесть сыновей, и все они тоже выглядели «дикобразами». И в последующих четырёх поколениях рождались «дикобразы».
-Как вы думаете, почему стало возможным рождение такого ребёнка?

(мутации, изменчивость генотипа)

- А почему в последующих поколениях рождались дети с таким отклонением? Какое свойство организмов?

(наследственность)

- В человеческом обществе генетическое разнообразие среди людей так же как у растительных и животных организмов создаётся благодаря непрекращающемуся мутационному процессу, процессу наследственной изменчивости.
-Как вы думаете, что мы должны разобрать на уроке, какова цель урока?

(Ответы учащихся)

Слайд 3

Цель урока: рассмотреть значение наследственной изменчивости для человека.
Слайд 4

Посмотрите на эти вещества. Как их можно классифицировать? Что их объединяет?

(Ответы учащихся)

Да, многие из них могут вызывать мутации. На пороге третьего тысячелетия причины мутаций изучаются на генном уровне. Известно 5 тысяч наследственных заболеваний, из них 21тысячи – тяжелейшие расстройства.

У вас на столах таблицы, в них представлены характеристики некоторых наследственных заболеваний человека. Проанализируйте, чем могут быть вызваны эти заболевания?

(работа с таблицами, слайд Синдром Дауна)2-3 мин

Слайд о мутациях

Слайд 5
Вывод: наследственные заболевания могут быть вызваны с изменением числа хромосом и мутациями хромосом.

Слайд 6

(слайд «наследственные болезни и методы диагностики)


В настоящее время для почти 500 наследственных заболеваний обнаружены связанные с ним гены и выявлены мутации, приводящие к болезни.

Давайте послушаем сообщение о некоторых генных болезнях.

(сообщение о заболевании АРАХНОДАКТИЛИЯ и АХОНДРИОПЛАЗМИЯ) Карякина В.

Слайд 7- 10
Большинство мутаций проявляются на ранних этапах развития- в детстве или во внутриутробном периоде. Однако некоторые «поломки» могут не обнаруживаться до глубокой старости. Учёные нашли гены, мутации в которых связаны с различными формами старческого слабоумия – болезнями Альцгеймера, Паркинсона, Гентингтона (сообщение).- Матус Е.
- Ребята, Какое практическое значение имеет эта информация?

(Ответы учащихся)

Правильно, если известно, какие мутации приводят к заболеванию, то их можно тестировать на ранних этапах развития до появления первых признаков болезни.

Давайте опять возвратимся к таблице: посмотрите, какая из болезней диагностируется дородовой ДНК?

(Ответы учащихся)

Недаром говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Вы все будущие папы и мамы. Как вы думаете, что может быть профилактикой наследственных заболеваний?

(Ответы учащихся)

Наиболее эффективный подход – медико-генетическая консультация.

Слайд 11
Центры есть В Москве, Петербурге, Томске, Уфе, Новосибирске – где определяют 20 наиболее распространенных наследственных заболеваний.

А в каких случаях нужно и можно обращаться в консультацию?

(Работа в группах .Ответы учащихся записываются, вывешиваются на доску )
- Если в семье уже отмечалось рождение детей с наследственными заболеваниями;

- беременным в возрасте 35-40 лет или отцам, возраст которых превышает 44 года;

- один или оба супруга получили повышенную дозу радиации, подвергались воздействию вредных факторов среды, принимали препараты, способные вызвать нарушения развития эмбриона;

- будущие родители принадлежат к этническим группам, в которых часты случаи тех или иных наследственных заболеваний.

Слайд 12
Так же недалёк тот день, когда вместе с паспортом или свидетельством о браке молодые люди будут получать генетический паспорт, в котором будут указаны существенные для здоровья и выбора профессии наследственные особенности. Вы сейчас перед выбором своей будущей профессии. Давайте попробуем, изучив информацию о некоторых генах, предположить какую профессию не стоит выбирать или необходимо тестировать по определённым мутациям.

(Работа в группах .Ответы учащихся)

- ген аполипротеина – нельзя профессии боксёра, спортсмена, автогонщика и т.д.

- ген талассемии – шофёр, пилот, хирурги и т.д.
Слайд 13
Ребят, а как вы понимаете пословицы: «Иван, родства не помнящий», «Без роду без племени»

( Ответы учащихся)

А для чего нам нужно знать историю своего рода?

(Ответы учащихся)

Слайд 14
Чтобы составить свою родословную, используются следующие обозначения

Слайд 15
Родословные бывают разных типов, показывают определённый тип наследования того или иного признака. Такие задания бывают в вариантах ЕГЭ

Слайд 16-17
Именно анализ родословной королевы Виктории позволил выявить, откуда у сына Николая 2, царевича Алексея появилось заболевание гемофилия.

Слайд 18
(сообщение Даша Щекалёва)

Генеалогический метод позволяет установить:

  • является ли признак наследственным

  • тип и характер наследования

  • зиготность лиц родословной

  • вероятность наследственной патологии



Слайд 19
(включить музыку)

Наш урок мы начали с музыки И. Баха – знаменитый композитор начала 18 века - один из большой семьи Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов.

Именно генетика помогла объяснить это явление.

Слайд 20
Вы не находите - генетика

Почти совсем как арифметика?

Ошибка в количестве х-хромосом,

И результат - ген неверно решён.

Только жестоки генетики правила -

Эту ошибку уже не исправить нам.

У русского народа много умных мыслей о наследственных проявлениях в жизни. Как вы думаете, какое из высказываний мы можем взять девизом нашего урока?
- Яблоко от яблони недалеко падает.

- Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

- От доброго корня и добрая поросль.
И в заключении попрошу вас продолжить фразы: Слайд 21
- Я думаю, что информация урока ….

- Я не знал, что….

- Я считаю, что урок ….

Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск