Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер78.02 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Биология > Решение



МБОУ СОШ №5

Решение генетических задач на уроках биологии

Из опыта работы



Тулякова Оксана Павловна

29.08.2012



Решение генетических задач в старших классах позволяет учащимся не только

лучше понять законы наследственности, но и постоянно тренировать мышление, что

является одной из главных задач средней школы. Опыт использования генетических

задач, составленных разными авторами, показал, что средний учащийся решает их

с большим трудом. К тому же при коллективном обучении учителю бывает трудно

проверить быстро решения множества разных задач. Задачи вообще, а биологичес-

кие особенно, могут значительно различаться по сложности, что делает оценку ра-

боты учащихся необъективной.

Поскольку многие старшеклассники считают генетические задачи скучными и

сложными, я постаралась сделать их наглядными и интересными. Пришлось для

этого до некоторой степени пожертвовать математической точностью и научной

достоверностью. Например, вероятность предлагается выражать в процентах, а

не десятичной дробью. Глаз профессионала легко заметит подобные погрешности,

но в данном случае они допустимы –выбор сделан не в пользу глубины задачи, что

отличает известные задачники по генетике, а в пользу широты охвата , который про-

диктован повседневной жизнью рядового учителя в обычной перегруженной шко-

ле. Чтобы ученикам было легче и интереснее решать задачи, благодаря большому

числу дополнительных вопросов, а мне легче проверять работы, сделана попытка

разнообразить их по содержанию. Так как ученикам понятнее примеры по генетике

человека, их я использую чаще. Кроме того, предпринята попытка уравнять задачи

по сложности и значительно увеличить их количество, удобных для решения на

каждом уроке. Для практического использования они более удобны.

Списывание становится почти невозможным из- за большого количества

вариантов, а их номера легко шифруются. Предлагаемые задачи средний ученик

способен решить за 10 -20 мин, а проверка их решения в классе занимает незначи-

тельное время. Почти каждый учащийся получает оценку на уроке с высокой объ-

ективностью.Благодаря задачам половина каждого урока биологии напоминает по

2

своему насыщению урок математики.

Используя данные о рецессивных и доминантных признаках человека, растений

или животных, легко составить новый текст задачи.


Доминантный признак у человека

Рецессивный признак у человека


Карие глаза

Голубые глаза

Большие глаза

Маленькие глаза

Монголоидные глаза

Европеоидные глаза

Длинные ресницы

Короткие ресницы

Темные волосы

Светлые волосы

Не рыжие волосы

Рыжие волосы

Вьющиеся волосы

Прямые волосы

Белая прядь волос

Отсутствие белой пряди волос

Близорукость

Нормальное зрение

Праворукость

Леворукость

Низкий рост

Нормальный рост

Веснушки на лице

Отсутствие веснушек

Нормальная пигментация кожи

Альбинизм

Толстые губы

Тонкие губы

Римский нос

Прямой нос

Острый нос

Нормальный нос

Выступающий вперед нос

Нормальный нос

Большой нос

Средний или маленький нос

Широкие ноздри

Узкие ноздри

Полидактилия (более 5 пальцев)

Пятипалость

Короткопалость(брахидактилия)

Нормальная длина пальцев

Широкие уши

Узкие уши

Длинные уши

Короткие уши

Свободная мочка уха

Срощенная мочка уха

Длинный подбородок

Короткий подбородок

Ямочка на подбородке

Отсутствие ямочки

Широкий подбородок

Узкий и острый подбородок

Круглое лицо

Овальное лицо

Отсутствие малых коренных зубов

Нормальные зубы

Резус-положительная кровь

Резус-отрицательная кровь

Нормальная кожа

Отсутствие потовых желез

Нормальное здоровье

Сахарный диабет

Способность свернуть язык трубочкой

Неспособность свернуть язык в трубочку

Глаза нормальных размеров

Глаза уменьшены в размере.


3

Таблица ответов .

Генотипы родителей

Ответ :расщепление по фенотипу в частях

Аа вв х аа ВВ

12

Аа Вв х АА ВВ

12

АА Вв х аа ВВ

12

Аа ВВ х АА вв

12

АА ВВ х аа ВВ

12

АА вв х аа ВВ

12

АА ВВ х Аа Вв

12

Аа вв х Аа вв

12 : 4

АаВВ х Аа ВВ

12: 4

Аа вв х Аа ВВ

12 : 4

АА Вв х аа Вв

12 : 4

Аа вв х Аа вв

12 : 4

Аа ВВ х аа Вв

8 : 8

АА вв х аа Вв

8 : 8

Аа вв х аа ВВ

8 : 8

АА Вв х Аа вв

8 : 8

АА Вв х аа ВВ

8 : 8

Аа вв х АА Вв

8 : 8

Аа Вв х аа ВВ

8 : 8

Аа вв х аавВ

4 : 4 : 4 : 4

АА ВВ х АаВв

4 : 4 : 4 : 4

аа вв х Аа Вв

4 : 4 : 4 : 4

Аа Вв х Аа вв

6 : 6 : 6 : 6

Аа вв х Аа Вв

6 : 6 : 6 : 6

Аа вв х Аа Вв

6 : 6 : 6 : 6

Исходя из предлагаемых 34 примеров признаков у человека и 25 вариантов ответов

можно легко подсчитать количество дигибридных задач, которые мы можем составить :

34 х 25 = 850. Эта цифра значительно возрастет, если добавить примеры признаков у

растений и животных.

Оформление задач :

  1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем мужской;

  2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (ААВВ – верно; АВАВ –неверно)

  3. При записи генотипа,буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфа-

витном порядке, независимо от того, какой признак они обозначают:доминант-

ный или рецессвный;

4

  1. Под генотипом всегда пишут фенотип;

  2. Гаметы записывают, обводя их кружком;

  3. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество;

  4. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом;

  5. При решении дигибридных задач для определения генотипов потомства

пользуются решеткой Пеннета. По вертикали пишут типы гамет матери,

а по горизонтали- отца.

9.Записывается ход решения и вывод (ответ).

При решении задач по генетике необходимы правила:

1.В гаметах гаплоидный набор хромосом.

2.В гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой

пары(только один ген из каждой аллели).

3. Число возможных вариантов гамет 2п, где п –число хромосом, содер-

жащих гены в гетерозиготном состоянии.

4. Одну гомологичную хромосому( один аллельный ген) из каждой пары

ребенок получает от отца, другую -от матери.

5.Гетерозигота при полном доминировании всегда доминантна по фено-

типу. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

В заключение можно рекомендовать следующую последовательность

дедйствий при решении простейших генетических задач:

1.Краткая запись условия.Введение буквенных обозначений генов.

Определение типа наследования.

2.Запись фенотипов и схемы скрещивания.

3. Определение генотипов символами генов.

4.Определение гамет.

5.Составление решетки Пеннета.

5.

6.Анализ решетки согласно поставленным вопросам.

7.Краткая запись ответа.

Литература :

1.Г. Д. Бердышев И. Ф.Криворучко

«Генетика человека с основами медицинской генетики»

Киев. Высшая школа. 1979 г.

2. Р. А. Петрова «Основы генетики»

М. Дрофа. 2005 г.

3.Г. А. Адельшина Ф. К. Адельшин

« Генетика в задачах «

М. Глобус. 2009г.

4.В.Ю. Крестьянинов Г. Б. Вайнер

«Сборник задач по генетике с решениями»

М. Лицей. 2010г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск