МБОУ СОШ №5
| Решение генетических задач на уроках биологии
| Из опыта работы
|
Тулякова Оксана Павловна
29.08.2012
|
Решение генетических задач в старших классах позволяет учащимся не только
лучше понять законы наследственности, но и постоянно тренировать мышление, что
является одной из главных задач средней школы. Опыт использования генетических
задач, составленных разными авторами, показал, что средний учащийся решает их
с большим трудом. К тому же при коллективном обучении учителю бывает трудно
проверить быстро решения множества разных задач. Задачи вообще, а биологичес-
кие особенно, могут значительно различаться по сложности, что делает оценку ра-
боты учащихся необъективной.
Поскольку многие старшеклассники считают генетические задачи скучными и
сложными, я постаралась сделать их наглядными и интересными. Пришлось для
этого до некоторой степени пожертвовать математической точностью и научной
достоверностью. Например, вероятность предлагается выражать в процентах, а
не десятичной дробью. Глаз профессионала легко заметит подобные погрешности,
но в данном случае они допустимы –выбор сделан не в пользу глубины задачи, что
отличает известные задачники по генетике, а в пользу широты охвата , который про-
диктован повседневной жизнью рядового учителя в обычной перегруженной шко-
ле. Чтобы ученикам было легче и интереснее решать задачи, благодаря большому
числу дополнительных вопросов, а мне легче проверять работы, сделана попытка
разнообразить их по содержанию. Так как ученикам понятнее примеры по генетике
человека, их я использую чаще. Кроме того, предпринята попытка уравнять задачи
по сложности и значительно увеличить их количество, удобных для решения на
каждом уроке. Для практического использования они более удобны.
Списывание становится почти невозможным из- за большого количества
вариантов, а их номера легко шифруются. Предлагаемые задачи средний ученик
способен решить за 10 -20 мин, а проверка их решения в классе занимает незначи-
тельное время. Почти каждый учащийся получает оценку на уроке с высокой объ-
ективностью.Благодаря задачам половина каждого урока биологии напоминает по
2
своему насыщению урок математики.
Используя данные о рецессивных и доминантных признаках человека, растений
или животных, легко составить новый текст задачи.
Доминантный признак у человека
| Рецессивный признак у человека
| Карие глаза
| Голубые глаза
| Большие глаза
| Маленькие глаза
| Монголоидные глаза
| Европеоидные глаза
| Длинные ресницы
| Короткие ресницы
| Темные волосы
| Светлые волосы
| Не рыжие волосы
| Рыжие волосы
| Вьющиеся волосы
| Прямые волосы
| Белая прядь волос
| Отсутствие белой пряди волос
| Близорукость
| Нормальное зрение
| Праворукость
| Леворукость
| Низкий рост
| Нормальный рост
| Веснушки на лице
| Отсутствие веснушек
| Нормальная пигментация кожи
| Альбинизм
| Толстые губы
| Тонкие губы
| Римский нос
| Прямой нос
| Острый нос
| Нормальный нос
| Выступающий вперед нос
| Нормальный нос
| Большой нос
| Средний или маленький нос
| Широкие ноздри
| Узкие ноздри
| Полидактилия (более 5 пальцев)
| Пятипалость
| Короткопалость(брахидактилия)
| Нормальная длина пальцев
| Широкие уши
| Узкие уши
| Длинные уши
| Короткие уши
| Свободная мочка уха
| Срощенная мочка уха
| Длинный подбородок
| Короткий подбородок
| Ямочка на подбородке
| Отсутствие ямочки
| Широкий подбородок
| Узкий и острый подбородок
| Круглое лицо
| Овальное лицо
| Отсутствие малых коренных зубов
| Нормальные зубы
| Резус-положительная кровь
| Резус-отрицательная кровь
| Нормальная кожа
| Отсутствие потовых желез
| Нормальное здоровье
| Сахарный диабет
| Способность свернуть язык трубочкой
| Неспособность свернуть язык в трубочку
| Глаза нормальных размеров
| Глаза уменьшены в размере.
|
3
Таблица ответов .
Генотипы родителей
| Ответ :расщепление по фенотипу в частях
| Аа вв х аа ВВ
| 12
| Аа Вв х АА ВВ
| 12
| АА Вв х аа ВВ
| 12
| Аа ВВ х АА вв
| 12
| АА ВВ х аа ВВ
| 12
| АА вв х аа ВВ
| 12
| АА ВВ х Аа Вв
| 12
| Аа вв х Аа вв
| 12 : 4
| АаВВ х Аа ВВ
| 12: 4
| Аа вв х Аа ВВ
| 12 : 4
| АА Вв х аа Вв
| 12 : 4
| Аа вв х Аа вв
| 12 : 4
| Аа ВВ х аа Вв
| 8 : 8
| АА вв х аа Вв
| 8 : 8
| Аа вв х аа ВВ
| 8 : 8
| АА Вв х Аа вв
| 8 : 8
| АА Вв х аа ВВ
| 8 : 8
| Аа вв х АА Вв
| 8 : 8
| Аа Вв х аа ВВ
| 8 : 8
| Аа вв х аавВ
| 4 : 4 : 4 : 4
| АА ВВ х АаВв
| 4 : 4 : 4 : 4
| аа вв х Аа Вв
| 4 : 4 : 4 : 4
| Аа Вв х Аа вв
| 6 : 6 : 6 : 6
| Аа вв х Аа Вв
| 6 : 6 : 6 : 6
| Аа вв х Аа Вв
| 6 : 6 : 6 : 6
| Исходя из предлагаемых 34 примеров признаков у человека и 25 вариантов ответов
можно легко подсчитать количество дигибридных задач, которые мы можем составить :
34 х 25 = 850. Эта цифра значительно возрастет, если добавить примеры признаков у
растений и животных.
Оформление задач :
Первым принято записывать генотип женской особи, а затем мужской;
Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (ААВВ – верно; АВАВ –неверно)
При записи генотипа,буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфа-
витном порядке, независимо от того, какой признак они обозначают:доминант-
ный или рецессвный;
4
Под генотипом всегда пишут фенотип;
Гаметы записывают, обводя их кружком;
У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество;
Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом;
При решении дигибридных задач для определения генотипов потомства
пользуются решеткой Пеннета. По вертикали пишут типы гамет матери,
а по горизонтали- отца.
9.Записывается ход решения и вывод (ответ).
При решении задач по генетике необходимы правила:
1.В гаметах гаплоидный набор хромосом.
2.В гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой
пары(только один ген из каждой аллели).
3. Число возможных вариантов гамет 2п, где п –число хромосом, содер-
жащих гены в гетерозиготном состоянии.
4. Одну гомологичную хромосому( один аллельный ген) из каждой пары
ребенок получает от отца, другую -от матери.
5.Гетерозигота при полном доминировании всегда доминантна по фено-
типу. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
В заключение можно рекомендовать следующую последовательность
дедйствий при решении простейших генетических задач:
1.Краткая запись условия.Введение буквенных обозначений генов.
Определение типа наследования.
2.Запись фенотипов и схемы скрещивания.
3. Определение генотипов символами генов.
4.Определение гамет.
5.Составление решетки Пеннета.
5.
6.Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
7.Краткая запись ответа.
Литература :
1.Г. Д. Бердышев И. Ф.Криворучко
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
Киев. Высшая школа. 1979 г.
2. Р. А. Петрова «Основы генетики»
М. Дрофа. 2005 г.
3.Г. А. Адельшина Ф. К. Адельшин
« Генетика в задачах «
М. Глобус. 2009г.
4.В.Ю. Крестьянинов Г. Б. Вайнер
«Сборник задач по генетике с решениями»
М. Лицей. 2010г.
|