Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 251.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер251.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«орловский государственный аграрный университет»

Строительный колледж ФГОУ ВПО Орел ГАУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Биология»

для специальностей: 270301 «Архитектура»


2010 г.



















Пояснительная записка.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям ОСК Орел ГАУ при очной форме обучения по базовому уровню.

Она разработана с учетом действующего сборника по биологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта биологического образования.

Рабочая программа предусматривает выполнение лабораторных занятий, проведение экскурсий, составление рефератов с целью закрепления полученных теоретических знаний.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

-о роли биологии в современном мире, знать:

-основные понятия и закономерности протекания биологических процессов.

-формы существования живой материи.

-химический состав клетки, ее структуру и протекающие в ней процессы метаболизма.

-формы и способы размножения.

-основные положения теории наследственности и закономерности изменчивости,

-основные положения эволюционной теории.

-учение о биосфере. уметь:

-объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции,

-работать с микроскопом.

-доказать, что формы размножения и типы половых клеток -продукт эволюции,

-решать генетические задачи.

-на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия живых организмов.

-выявлять результаты воздействий человека на биосферу.

Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов; соблюдать преемственность в обучении, единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. При проведении занятий использовать учебные пособия и наглядные средства обучения

Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 78 ч. и состоит из следующих разделов:

I. Происхождение и развитие жизни на Земле.

II. Учение о клетке

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов

  1. Основы генетики и селекции.
    V. Эволюционное учение.

VI. Взаимоотношения организма и среды.

При изучении учебной дисциплины «Биология» по всем специальностям используются такие формы рубежного контроля как самостоятельная работа студентов в аудитории, тестовые задания, контрольная работа. В каждом разделе определен перечень тем, лабораторных и практических работ. Последовательность изучения тем программы раскрывается в тематическом плане.


Наименование разделов и тем


Максима льная нагрузка студента


обучения

Самостоятель ная работа студентов


Всего



в том числе

лаборатор- практичес-

ных работ. ких работ

1

2

3

4

5

6

Введение

3

2

0

0

0

Раздел 1. Учение о клетке.

1.1. Химическая

организация

клетки.


6


4


0


0


1

1. 2. Строение и

функции клетки.

9

6

2

0

2

1.3. Обмен

веществ и

превращение

веществ в

клетке.

9

6

0

0

2


















Итого по

разделу:

24

16

2

0

5

Раздел 2.

Размножение и

индивидуальное

развитие

организмов.

2.1. Формы

размножения

организмов.


6


4


0



0



2

2.2. Этапы онтогенеза

3

2

0

0

1

















Итого по

разделу:

9



6



0



0



3






Раздел 3. Основы

генетики и селекции.















3.1. Основные

понятия генетики.

3

2

0

0

1

3.2. Основные закономерности

наследственности.

15

10

0

4

2

3.3. Основные

закономерности

изменчивости.


6


4




2




1

3.4. Селекция и биотехнология.

3



2

0

0

1

Итого по разделу:

27

18

2

4

5



















Раздел 4.

Эволюционное

учение.

4.1. История развития эволюционных идей

4 .2. Микроэволюция.

3

6

2

4

2

0

0

0

1

1















4.3. Макроэволюция.

Итого по разделу:


9

18


6

12


0

0


0

0


1

3


Раздел 5. История развития жизни на Земле.

5.1. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

5.2. Антропогенез.

6

9


4

6


0

0


0

0


1

4

Итого по разделу:

15

10

0

0

5

Раздел 6. Основы экологии.
6.1. Понятие о

биосфере.

6

4

0

0

0

6.2. Основы экологии.

6

4

0

0

1

6.3. Биосфера и

человек.

6


4

0

0

1

Итого по разделу:



18

12

0

0

2

7. Бионика.


3

2

0

0

0

Итого по разделу:

3

2

0

0

0



















Всего по
















дисциплине:

117

78

6

2

23


Содержание учебной дисциплины.

Введение.

Студент должен:

иметь представление

-о задачах общей биологии.

-о биологических закономерностях как основах рационального природопользования.

-о многообразии биологических дисциплин и их связь с другими науками.

-о роли биологии в формировании научных представлений о мире.

Раздел 1.Происхождение и развитие жизни на Земле.

Студент должен:

-знать; формы существования живой материи; основные свойства живого.

-уметь: объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции.

Тема 1.1. Многообразие живого мира.

Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живой матери. Основные свойства живого: особенности химического состава, обмен веществ, наследственность, изменчивость, рост и развитие, энергозависимость, дискретность, самовоспроизведение, ритмичность.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Основные свойства организма»

Тема 1.2. Различные взгляды на происхождение жизни на Земле.

Теория биохимической эволюции. Гипотеза А.И.Опарина, опыты С.Миллера, Луи Пастера, Реди и С. Фокса. Панспермия-гипотеза вечной жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, креационизм и др. Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «Теории происхождения жизни на Земле»
Раздел 2. Учение о клетке.

Студент должен:

-знать: химический состав клетки, органоиды цитоплазмы и их функции, строение ядра и

хромосомы, этапы энергетического и пластического обмена, этапы фото- и хемосинтеза,

этапы митотического цикла, основные положения клеточной теории, строение вирусов и

бактерий.

-уметь: работать с микроскопом и изготовлять препараты, проводить сравнительный

анализ растительной и животной клетки, владеть терминологией темы.

Тема 2.1. Химическая организация клетки.

Макро- и микроэлементы. Неорганические и органические вещества. Их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты: химический состав, строение, биологическая роль. Белки-ферменты.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы о роли макро- и микроэлементов
Тема 2.2. Строение и функции клетки

Формы клеточной организации живой материи. Органоиды клетки; немембранные, одномембранные, двухмембранные- строение и функции.

Клеточные мембраны-строение и функции. Ядро клетки, строение и функции. Хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе. Видовое постоянство кариотипа. Особенности строения растительных и животных клеток.

Лабораторная работа № 1. «Строение растительной и животной клетки»

Самостоятельная работа: зарисовать животную клетку

Тема 2.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке - основа ее жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фото- и хемосинтез.

Самостоятельная работа: подготовка реферата по теме «Виды брожения»
Тема 2.4. Деление клетки.

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Митоз. Цитокинез. Амитоз. Клеточная теория строения организмов. Самостоятельная работа: зарисовать стадии митоза
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Студент должен:

-знать: формы и способы бесполого и полового размножения, строение и функции

половых клеток, биологическое значение кроссинговера, оплодотворение у животных и

растений, эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.

-уметь объяснить наследственную однородность потомства при бесполом размножении,

доказать, что формы размножения и типы половых клеток - продукт эволюции, показать

влияние вредных привычек на онтогенез

Тема 3.1. Формы размножения организмов.

Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование, фрагментация. Образование половых клеток. Мейоз , фазы мейотического деления. Кроссинговер. Особенности образования и строения мужских и женских половых клеток (гамет). Оплодотворение. Развитие половых леток. Двойное оплодотворение у растений.

Самостоятельная работа: дать анализ преимуществ и недостатков двойного оплодотворения у растений
Тема 3.2. Эмбриональное развитие животных.

Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двуслойного зародыша. Зародышевые листки и их производные. Органогенез. Дифференцировка клеток и тканей. Влияние на развитие организмы вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений.

Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «влияние образа жизни на развитие зародыша человека»
Тема 3.3. Постэмбриональное развитие.

Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Регенерация. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Биогенетический закон.

Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «Этапы постэмбрионального развития человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость»
Раздел 4. Основы генетики и селекции.

Студент должен:

-знать: учение о генах, основные положения теории наследственности, гибридологический

метод, законы Г.Менделя и Т.Моргана, генетику пола, основные закономерности

изменчивости, гены и признаки, основные методы селекции, значение гетерозиса и

полиплоидия, понятие: сорт и порода.

-уметь решать генетические задачи, объяснять влияние внешних факторов на проявление

признаков, использовать навыки генетической терминологии.
Тема 4.1. Основные понятия генетики.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомо- и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности. Самостоятельная работа: реферат на тему «Становление генетики как науки»
Тема 4.2.Основные закономерности наследственности.

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Менделя: доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание).

Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Самостоятельная работа: доклад на тему «Биография Г.Менделя»
Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости.

Генотипическая изменчивость - мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека. Лабораторная работа № 2. «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «Частота мутаций у человека и загрязнение окружающей среды»
Тема 4.4. Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И.Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор.

Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидии и отдаленная гибридизация. Селекция микроорганизмов: грибов, бактерий, водорослей. Ее роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой и химической промышленности.

Самостоятельная работа: заполнение карты «Центры происхождения животных и растений»
Раздел 5. Эволюционное учение.

Студент должен:

-знать: основные положения теории Ч.Дарвина, формы борьбы за существование, формы

естественного отбора, виды приспособленности к окружающей среде, характеристики

вида, популяции, их критерии, основные черты микроэволюции, главные черты эволюции:

ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический

регресс, доказательства эволюции органического мира.

-уметь: на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия

видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды,

раскрыть относительный характер приспособленности, объяснить возможности

экологического образования популяций вида в результате дивергенции и и естественного

отбора.

Тема 5.1. Теория эволюции.

Искусственный отбор. Пути создания домашних пород животных и сортов растений. Основные положения теории Ч.Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность - результат естественного отбора.

Лабораторная работа № 3. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «Дарвинизм и Неодарвинизм»

Тема 5. 2. Микроэволюция.

Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция - важнейшее условие существования вида. Популяция - форма существования вида. Критерии популяции. Понятия микро- и макроэволюции. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутаций. Естественный отбор направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена.

Лабораторная работа № 4. «Изучение приспособленности к среде обитания»

Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «Относительность приспособлений»
Тема 5.3. Макроэволюция.

Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс пути его достижения.

Биологический регресс (А.Н.Северцов). Основные закономерности эволюции: дивергенция, дивергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, органическая целесообразность.

Самостоятельная работа: работа с текстом.
Тема 5.4. Развитие органического мира.

Доказательства эволюции органического мира. Появление первых живых организмов. Появление фотосинтезирующих организмов - цианей. Появление гаплоидных организмов - микробов, водорослей. Возникновение полового процесса и организмов с диплоидным набором хромосом. Появление эукариотов. Пути эволюционных преобразований. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных. Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. Самостоятельная работа: работа с текстом.
Тема 5.5. Человек.

Положение человека в системе животного мира. Приматы. Единство человеческих рас. Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества. Человек и экосистемы.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Сравнительный анализ признаков современных приматов и человека»
Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.

Студент должен:

-знать: учение о биосфере, ее структуру и функции, биологический круговорот веществ в

природе, абиотические, биотические и антропогенные факторы, биогеоценозы и их

свойства, природные ресурсы и их использование, последствия хозяйственной

деятельности человека для окружающей среды.

-уметь- выявлять признаки приспособленности видов к совместному обитанию в

экосистемах, выявлять результаты воздействия человека на биогеоценозы и предвидеть их

последствия, анализировать видовой состав биоценозов, объяснять рациональность

конструкции машин и механизмов, используя их сходство с живыми организмами.

Тема 6.1. Понятие о биосфере.

Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот углерода, азота, серы, фосфора и воды. Самостоятельная работа: составление схем круговоротов биогенных элементов.
Тема 6.2. Основы экологии.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы. Сезонные изменения в живой природе. Климат и его влияние на организм. Анабиоз. Биотические факторы. Экологические

системы: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Изменения в биоценозах. Цепи питания. Потеря энергии в цепях питания. Регуляция численности популяций. Взаимодействия в экосистемах: внутривидовые, межвидовые. Симбиоз и его формы.

Самостоятельная работа: составление цепей питания в лесных экосистемах
Тема 6.3. Биосфера и человек.

Понятие о биосфере (по В.И. Вернадскому). Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз.

Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Мероприятия по охране окружающей среды. Самостоятельная работа: доклад на тему «Жизненный путь В.И.Вернадского»
Тема 6.4. Бионика. Генная инженерия.

Задачи бионики. Формы живого в природе и их промышленные аналоги-различного рода сооружения, машины, механизмы, приборы. Биотехнология: основные направления.

Самостоятельная работа: подготовка реферата на тему «Достижения бионики»
Лабораторные занятия.

  1. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом (тема 2.2.).

  2. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (тема 4.3.).

  3. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора на
    сортах культурных растений (тема 5.1.).


  4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания (тема 5.2.).

Практические занятия.

1. Решение генетических задач (тема 4.2.).

Средства обучения.

  1. Комплекс методических рекомендаций для проведения лабораторных работ.

  2. Комплект индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов по
    темам.

  3. Таблицы по «Общей биологии»:

«Клетка»

«Митоз»

«Уровни организации живого»

«Многообразие живых организмов»

«Эволюционное древо»

«Строение ДНК»

«Деление клетки»

«Грибы».
Литература.

Основная:

В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева Общая биология, Москва, Академия, 2012 г.

С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия (совместно с ВШ, 2009 г.).
Дополнительная:

Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова. Общая биология. Учебник для

общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г.

Под редакцией С. Г. Мамонтова. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. - М.:

Высшая школа, 2009 г.

Пименов А. В. Уроки биологии (развернутое планирование).

С. С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Хватов. Дидактические материалы.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г.

Т. В. Иванова, Г. С, Калинова, А. Н. Мягкова . Сборник заданий по «Общей биологии».

Пособие. - М.: Просвещение, 2008 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск