Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации21.04.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
УМК

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»

для 9 класса

Автор: Беляева Ирина Вячеславовна,

учитель биологии МОУ СОШ №23 г. Томска

Адрес автора: 634021 г. Томск, пр. Фрунзе, 119е, кв.182,

тел.8 (3822) 44-51-45

Адрес образовательного учреждения: 634021, г. Томск,

ул. Лебедева, 94, тел. 8 (3822) 45-19-12.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК направлен на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Обучение биологии, согласно стандарту, должно обеспечить достижение каждым учеником обязательного уровня подготовки. Вместе с тем, нельзя ограничить обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных требований, важно стремиться к более полному раскрытию способностей школьников.

УМК рассчитан для учащихся 9 классов. Особенности данной программы: она состоит из теоретической части, в процессе которой учащиеся имеют возможность углубленно изучить материал по темам: «Физическая активность и здоровье подростков», «Инфекционные заболевания и аллергия», «Сердечно – сосудистая система», «Система органов дыхания», «Нервная система. Стресс»; практическая часть включает в себя овладение учащимися приемами первой доврачебной помощи, оказываемой на месте происшествия; выполнения рядя практических работ, в ходе которых учащиеся должны уметь оценивать полученные результаты и давать соответствующие рекомендации, направленные на укрепление здоровья. В программе предусмотрены экскурсии на станцию переливания крови, в музей патологической анатомии, которые проводятся во внеурочное время. УМК предусматривает межпредметные связи биологии и химии. УМК рассчитан на 17 учебных часов, 1 час в неделю.
Цель курса:

Создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, подготовка к выбору профиля, связанного с химией и биологией.
Задачи курса:

1. Расширить знания учащихся о факторах отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье человека. 2. Заинтересовать учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья. 3. Познакомить учащихся с приемами первой доврачебной помощи при различных видах патологических состояний, владеть ими и уметь применять их на практике.

4. Научить проводить измерения, уметь оценивать полученные результаты.
В результате обучения курсу каждый обучающийся должен приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
1. Роль физической активности в сохранении здоровья. Основные заболевания костно-мышечного аппарата в подростковом возрасте. Профилактику заболеваний костно-мышечной системы. 2. Наиболее распространенные инфекционные заболевания, условия их возникновения, признаки, течение, профилактику данных заболеваний.

3. Основные признаки аллергических реакции, виды аллергенов, профилактику аллергических заболеваний.

4. Возрастные изменения сердечно – сосудистой системы, предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы.

5. Наиболее часто встречающиеся заболевания дыхательных путей, основные меры их профилактики.

6. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье человека. Теорию стресса.

7. Основные медицинские термины, используемые при изучении инфекционных, аллергических, сердечно – сосудистых и заболеваний дыхательных путей.
Учащиеся должны уметь:

1. Оказывать первую доврачебную помощь при различных видах патологических состояниях костно-мышечной системы: ушибы, растяжения, вывихи, переломы; проводить иммобилизацию конечностей подручными средствами; выявлять нарушение осанки и определять наличие плоскостопия. 2. Ухаживать за инфекционным больным в домашних условиях; оказывать первую доврачебную помощь при инфекционном заболевании.

3. Измерять артериальное давление и пульс; владеть приемами оказания первой доврачебной помощи при обмороках, потери сознания, острых нарушениях деятельности сердечно – сосудистой системы.

4. Оказать первую доврачебную помощь при поражении дыхательных путей; владеть приемами, направленными на нормализацию температуры тела при заболеваниях дыхательных путей.

5. Оценивать полученные результаты в ходе практических работ, уметь сравнивать их с нормой, выявлять возможные причины отклонений и давать соответствующие рекомендации по их устранению.
Результатами данной программы будут:

1. Расширенные и углубленные знания по биологии.

2. Овладение учащимися приемами оказания первой доврачебной помощи на месте происшествия; умения ухаживать за больными при наиболее часто встречающихся заболеваниях в домашних условиях.

3. Стремления учащихся к сохранению своего физического и психического здоровья.

4. Определение учащимися в выборе профессии и профиля обучения.
Формы организации и методы обучения учащихся
Изучение курса предусматривает семинарскую систему занятий, дискуссии, конференции, проектную деятельность. Семинары предполагают творческое изучение материала. Подготовка к ним вовлекают учащихся в самостоятельный поиск новых знаний из медицинской литературы, электронных источников информации, развивает умения работать с полученной информацией, анализировать, обобщать, делать аргументированные выводы. Семинары по темам «Инфекционные болезни и аллергия», «Стресс и его профилактика» можно провести в форме выступлений учащихся на основе докладов, рефератов, дискуссий, в ходе которых активизируются процессы мышления: возникают разнообразные мнения, учащиеся рассуждают над услышанным, доказывают и обосновывают свою точку зрения. Предполагается составление буклетов, компьютерных презентаций об основных инфекционных заболеваниях современного общества, что дает возможность учащимся проявить свои творческие способности, создает мотивацию для деятельности. Практические работы, предусмотренные курсом, способствуют развитию аналитического мышления учащихся: оценки полученных результатов работы и их сравнение с нормой; обсуждение возможных причин нарушений и нахождение путей их решений. Для успешного усвоения учебного материала при проведении занятий предусматривается демонстрация муляжей, таблиц, фотографий, слайдов, проведение экскурсий на станцию переливания крови и в музей патологической анатомии.

УМК предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не планируется.


СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1. Введение. История развития медицины (1 час).

Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе. Медицина древних цивилизаций. Медицина в феодальном обществе. Медицина эпохи Возрождения. Медицина Нового времени (17 – 18 век). Медицина в 19 – 20 веках. Проблемы современной медицины.
Тема № 2. Физическая активность и здоровье (4 часа)

Особенности развитие костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья. Гиподинамия, ее последствия. Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков: нарушение осанки и плоскостопие, механические повреждения, переломы. Мероприятия, направленные на сохранение физического здоровья.

Практическая работа №1 «Выявление нарушений осанки».

Практическая работа № 2 «Определение наличия плоскостопия».

Практическая работа № 3 « Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах».
Тема № 3. Инфекционные заболевания и аллергия (5 часов).

Иммунитет. Инфекционные заболевания и защитные силы организма. Иммунная система. Формирование иммунной системы. Иммунная защита. Ход иммунной реакции. Иммунная память. Условия возникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционного заболевания. Признаки инфекционных заболеваний. Первая доврачебная помощь. Правила ухода за инфекционными больными в домашних условиях. Профилактика инфекционных заболеваний. Аллергические заболевания как одно из нарушений функции иммунной системы.

Семинар: Инфекционные заболевания и аллергия.
Тема № 4. Сердечно – сосудистая система (2 часа).

Сердечно – сосудистая система – показатель физического здоровья. Возрастные изменения сердечно – сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы. Правила оказания доврачебной помощи при нарушениях функций сердечно – сосудистой системы.

Практическая работа № 4 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».
Тема № 5 Система органов дыхания (2 часа).

Дыхательная система и ее функции. Основные респираторные заболевания: грипп, ОРВИ. Туберкулез. Профилактика заболеваний органов дыхания. Меры первой доврачебной помощи при нарушениях функций дыхательной системы.

Практическая работа № 5 «Основные приемы оказания первой помощи при остановке дыхания».
Тема №6. Нервная система. Стресс (2 часа).

Нервная система человека. Труды И. П. Павлова. Стресс и психическое здоровье. Теория стресса.

Факторы, вызывающие стресс. Изменения в организме при стрессе. Стадии стресса. Болезни достижения. Профилактика нервных и психических заболеваний.

Семинар: Стресс и его профилактика.
Обобщающее занятие. Защита творческих работ учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Всего

часов

Практические

Формы

контроля

1

Введение. История развития медицины.

1







2

Физическая активность и здоровье.

1. Особенности развития костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья.

2. Гиподинамия, ее последствия.

3. Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков, их профилактика.

4. Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков, их профилактика.

4



1

1

1


Оформление стенда


3

Инфекционные заболевания и аллергия.

1. Иммунитет. Инфекционные заболевания и защитные силы организма. Иммунная система, ее формирование. Ход иммунной реакции.

2. Признаки инфекционных заболеваний. Первая доврачебная помощь.

3. Правила ухода за инфекционными больными в домашних условиях. Профилактика.

4. Аллергические заболевания.

5. Инфекционные заболевания и аллергия.

5




Решение задач

Выпуск стенгазеты


4

Сердечно – сосудистая система.

1. Сердечно – сосудистая система – показатель физического здоровья.

2. Правила оказания доврачебной помощи при нарушениях функций сердечно – сосудистой системы.

2

1


Решение задач

5

Система органов дыхания.

1. Основные респираторные заболевания. Туберкулез.

2. Меры первой доврачебной помощи при нарушениях функций дыхательной системы.

2


1


Выпуск стенгазеты



6

Нервная система. Стресс.

1. Стресс и психическое здоровье. Теория стресса.

2. Болезни достижения. Профилактика нервных и психических заболеваний.


2







7

Обобщающее занятие

1




Защита творческих работ учащихся

Учебно-методическое обеспечение

Набор плакатов, таблиц, схем, шины для показа, подручные средства, перевязочный материал, тонометр, ситуационные задачи, тесты.

Список литературы:

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. Пособие для 9 – 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. – М. – Просвещение, 1989.

2. Краткая медицинская энциклопедия: В 3- х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 2 – е изд. – М. Советская энциклопедия.

3. Сапина Е. В. Последняя тайна жизни: Павлов. Этюды о творчестве. – М.: Мол. Гвардия, 1983.

4. Хованский Б. Ф. Первая помощь до прихода врача. - М.: Медицина, 1988.

УРОК 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ.
Задачи:

1) дать понятие медицины;

2) познакомить учащихся с историей возникновения и развития медицины.
Средства обучения: портреты и фотографии ученых разных эпох, внесших вклад в развитие медицины; иллюстрации и фотографии, отражающие формирование и развитие медицины.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе.

В эволюции человека выделяют два переломных момента: начало орудийной и трудовой деятельности и смена неандертальца человеком современного типа. Обнаруженные антропологами костные останки людей несут следы туберкулеза, опухолей, травм, остеомиелита, рахита. Чаще всего первобытные люди страдали от холода, голода, инфекционных заболеваний и травм. Продолжительность жизни не превышала 20 лет, только 1 человек из 100 доживал до 40 лет около 100 тысяч лет назад. Рубежом, отделяющим инстинктивную самопомощь от «формирующейся медицины», считают появление взаимопомощи, начинает формироваться народная медицина. Медицина родового общества: культ материнства, применение с лечебными целями воды и огня, проведение некоторых полостных операций, связанных с ранениями, появление народной гигиены.
Медицина древних цивилизаций.

Развитие производительного хозяйства обусловило появление профессиональной медицины. Ведущей формой была жреческая, храмовая медицина. Возникло медобразование: медшколы создавались при храмах, но имелись государственные и частные школы. Появились первые лечебные учреждения, медицинские и санитарные организации в армии и флоте. Законодательство ряда государств регулировало формы врачебной практики на основе классового характера, был установлен государственный надзор за качеством пищевых продуктов, продаваемых на рынках. Были известны приемы гигиенической деятельности. Применение лекарств растительного и животного происхождения. Оставлено богатое литературное наследие. Развитие медицины шло на основе преемственности. Расцвет медицины Древней Греции, Древней Индии, Египта, Китая.

Медицина в феодальном обществе.

Молитвы и святые мощи считались более эффективным средством лечения, чем лекарства. В 1111 году была подготовлена 200 томная медицинская энциклопедия, в которой был обобщен многовековой опыт китайских врачей. Наибольший вклад был внесен в развитие хирургии и инфекционной патологии. Первые больницы появились в 4 веке в Византии и Армении. В 754 году была открыта первая аптека в Багдаде. Центр научной медицины переместился в Европу. В 1581 году Иван Грозный издал указ об основании Аптекарского приказа – высший орган медицинского управления в Московском государстве в 16 – 17 веках.
Медицина эпохи Возрождения.

Бурное развитие разделов естествознания, развитие интереса к человеку и окружающей природы. К 15 веку в Европе уже имелось 40 университетов, в большинстве из них были медицинские факультеты. Парацельс – основоположник ятрохимии. Эпоха Возрождения тесно связана с искусством (Леонардо да Винчи). Везалий – основоположник научной анатомии. Появился интерес к изучению условий труда и особенностей патологии рабочих, занятых в различных отраслях производства.
Медицина нового времени.

Прогресс в области биологии, физики, химии. 17 – 18 века – изобретение важнейших научных инструментов и измерительных приборов: термометр, барометр, микроскоп. Развитие всех отраслей медицины, особенно хирургии и акушерства. Формирование предупредительной и социальной медицины.
Медицина 19-20 веков.

Успехи клинической медицины, широкое развитие получила профилактическая медицина. В1757 году в России открыты акушерские школы с шестилетним обучением. Создавались школы по подготовке фельдшеров с четырехлетним обучением. Развитие хирургии под руководством Пирогова. Бурное развитие естественных наук. Фундаментальные открытия в области биологии.

Проблемы современной медицины.

1. Рост сердечно – сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований.

2. Рост числа нервно – психических расстройств.

3. Охрана и оздоровление окружающей среды.

4. Этические проблемы: взаимоотношения врача и пациента.
11. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по изученной теме.

УРОК 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
Задачи:

1) познакомить учащихся с особенностями развития костно-мышечного аппарата в подростковом возрасте;

2) формировать стремление подростков вести активный образ жизни для сохранения физического и психического здоровья.
Средства обучения: схема «Два мотонейрона»; таблицы и плакаты по изучаемой теме.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.

Движение – необходимое условие выживания организма. Добывание пищи, поиск новых условий жизни требовали большой физической активности. Она достигалась усиленной работой нервных центров и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождается выделением адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивают усиленную работу сердца, легких, печени и других органов, позволяющих снабжать мышцы глюкозой, кислородом и освобождать организм от шлаков. При нервных нагрузках выделяется в кровь большое количество гормонов, но они не могут разрушаться так быстро как при усиленной мышечной работе. Избыток гормонов отрицательно действует на все органы и ткани и приводит к возникновению заболеваний сердечно – сосудистой, пищеварительной, нервной систем: гипертонии, язве желудка, развиваются неврозы.
В 6 – 7 летнем возрасте формируется быстрота движений, так как созревают отделы нервной системы, обеспечивающие координацию мышечных движений. 10 - 14 лет: происходит рост объема и мышечной массы сердца, увеличивается вентиляционная функция легких, развивается общая выносливость человека. В 13 – 16 лет происходит нарастание мышечной силы.

Особенности физической культуры в разные возрастные периоды.

1. Дошкольный возраст: развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазанья.

2. Младшие школьники: развитие упражнений, формирующих правильную осанку и предупреждающих плоскостопие.

3. Учащиеся 5 – 8 классов: осваивание правильной техники движения и ограничить силовые нагрузки.

4. Учащиеся 9 – 11 классов: могут заниматься практически всеми видами спорта. В этот период интенсивно развивается скелет, нарастает мышечная масса, формируются спортивные навыки, но выносливость отстает от силы и может быть быстрое утомление. Наилучшими видами спорта для подростков является плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При данных видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, и приводит к гармоничному развитию организма.
Изменения опорно-двигательной системы при тренировках.

Устойчивые изменения в строении и функции органов происходят при длительных и систематических тренировках. Они сказываются на работе дыхательной, кровеносной, эндокринной систем, обмене веществ. При тренировках количество волокон в мышцах не меняется, а количество сократительных нитей, митохондрий в каждом волокне увеличивается. Количество ядер стабильно, но они укрупняются, в них накапливаются вещества, способные стимулировать образование новых молекул белков, участвующих в мышечном сокращении.

Схема «Два мотонейрона».

Мотонейрон – двигательная единица, где одно нервное волокно связано с несколькими мышечными волокнами.

А – мышечные волокна до тренировки;

Б – мышечные волокна после тренировки;

1 – тело нейрона; 2 – дендриты; 3 – аксон; 4 – синапсы; 5 – мышечные волокна; 6 – ядра; 7 – сократительные нити;

11. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по изученному материалу.

1. Почему для сохранения и укрепления своего здоровья необходимо заниматься физической культурой?

2. Какие изменения происходят в организме при систематических занятиях физической культурой?

3. Что такое мотонейрон? Какие изменения происходят в мышечном волокне после систематических тренировок?

Схема « Два мотонейрона».

УРОК 3
ГИПОДИНАМИЯ, ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Задачи:

1) дать понятие гиподинамии;

2) познакомить с последствиями гиподинамии;

3) научиться выявлять нарушение осанки и давать оценку результатам.
Средства обучения: таблица «Последствия гиподинамии»; инструктивные карточки для выполнения практической работы.
ХОД УРОКА

l. Проверка знаний по теме «Особенности развития костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья» в форме опроса учащихся.
ll. Изучение нового материала.

Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребывание человека в условиях невесомости. Гиподинамия отрицательно воздействует на многие органы и системы органов.
Последствия гиподинамии (беседа с учащимися по таблице 1)

1) снижается энергетический обмен, нарушается биосинтез, изменяется кальциевый обмен в организме – кости теряют кальций, становятся рыхлыми и непрочными – развивается остеопороз;

2) кальций попадает в кровь и оседает на стенках кровеносных сосудов – они склерозируются и в них образуются холестериновые бляшки; способность к свертыванию крови увеличивается, возникает угроза тромбов и образования камней в почках;

3) уменьшается количество нервных импульсов, идущих от скелетных и сердечных мышц, и происходит их деградация (уменьшается их объем и масса), происходит обильное отложение подкожного жира, уменьшается ударный объем крови;

4) происходят изменения в суставах: потеря эластичности связками, уменьшение кровообращения в суставах – изменяется форма костей и он теряет подвижность;

5) происходит сужение мельчайших артериальных и венозных сосудов, уменьшается число функционирующих капилляров в тканях, возникает астенический синдром, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.

Гиподинамия в школьном возрасте.

Гиподинамия в школьном возрасте связана с нерациональным распорядком дня, перегрузкой его учебной работой.

1) задерживается формирование организма;

2) отрицательное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата, эндокринной, сердечно – сосудистой систем;

3) снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней;

4) происходит нарушение осанки, деформация позвоночника;

5) снижается умственная работоспособность.
Практическая работа «Выявление нарушений осанки».

Цель: определить правильность осанки.

Ход работы:

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск