Урок составили: Бутикова Ольга Григорьевна, Винник Татьяна Михайловна
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 4
Тип урока: Открытие новых знаний.
Тема: «Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны земли.»
Цели: Создание условий для достижения целостного восприятия окружающей среды и для развития УУД:
• Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, умения ориентироваться в нравственном содержании; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
• Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя записи в тетради, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному учителем плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
• Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны иметь представление о морях и океанах России; их обитателях; уметь работать с картой.
Технология: сотрудничества
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод,
Используемые ресурсы: ГИС (карты); диск «детская энциклопедия Кирилла и Мефодия ; изображение батискафа.
Оборудование: Подключение к интернету; интерактивная доска, физическая карта России;
Этапы урока
| Формирование УУД
| Деятельность учителя
| Действия ученика
| Организационный момент
| Личностные
регулятивные
| Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и настройтесь на серьёзную работу..
-Предлагаю отгадать загадку:
Кругом вода,
А с питьём беда (море)
Кто из вас был на дне моря?
Сегодня мы там побываем и познакомимся с обитателями.
- Чего больше на нашей планете: суши или воды?
|
Внимательно слушают
Отгадывают загадку
Подготовленный ученик читает стихотворение А. Усачёва(см. приложение 1)
| Открытие новых знаний
| Коммуникативные,
познавательные
| Игра-загадка:
Я буду называть животное, а вы должны будете рассказать о местности обитания, назвать животных которые его окружают:
белый медведь, бурый медведь, сайгак.
Почему получились разные рассказы в трёх случаях?
На каждой территории свои связи, значит свои сообщества
Прочитайте на доске определение Природного сообщества - единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды. Луг, лес, река, море и т. д. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами – растениями, животными, грибами, микроорганизмами. Сегодня мы отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты
Работа с ГИС (карты)
-Найдите океаны и назовите их
- какой самый большой, а какой самый холодный
- какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия
Чем важны океаны для человека Рассмотрите карту России и назовите моря Чем море отличается от океана?
Какие удивительные организмы обитают в морях и океанах можно узнать сев в специальный научный аппарат – батискаф. (см. приложение 2)
Отправляемся в наше путешествие по подводному миру.
Диск «детская энциклопедия Кирилла и Мефодия(мир вокруг меня, Земля, моря и океаны, панорама- мир живой природы)
|
Внимательно слушают и
готовят ответ по заданию
Ученики выдвигают свои предположения
Читают определение, объясняют своими словами
Изучают карту полушарий, показывают и называют океаны
Ученики выдвигают свои предположения Изучают карту России, называют и показывают моря
Море это
часть океана вдающееся в сушу Рассматриывают изображение батискафа Рассматривают панораму, слушают сообщения одноклассников. (подготовленные дети рассказывают об обитателях подводного мира: медуза, краб, осьминог, акула, актинии, водоросли, камбала)
.
| Динамическая пауза
|
| Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
| Дети выполняют движения
| Открытие новых знаний (продолжение)
| Коммуникативные,
познавательные
| В любом природном сообществе всё взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушать гармонию жизни природы
Какой вред приносит человеческая деятельность морям и океанам?
| Ученики выдвигают свои предположения: сброс промышленных отходов, аварии на грузовых судах – разлив нефтепродуктов, уничтожение животных…. Учащиеся делятся своими мнениями
| Самостоятельная работа по группам
| Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные
| -Составить таблицу: группы живых организмов морей (см. приложение 3)
- Рассмотреть рисунок (раб. тетрадь зад.6 стр. 5), составить по рисунку список обитателей моря
- Составить используя текст, цепи питания (стр. 15-17 учебника.)
|
Выполнение заданий,по группам предоставляют отчет о проделанной работе
| Рефлексия
| Регулятивные
| -Какие растения обитают в морях?
-Каких морских животных вам приходилось наблюдать?
Чем опасны обитателям моря нефтяные пятна и химические загрязнения?
Что бы вы сделали для очищения вод?
|
| Домашнее задание
|
| Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
1.Для тех, кто любит сочинять и рисовать – сочините сказку, рассказ или стихотворение про рыбку. Вы можете ее отправить путешествовать в увлекательный мир морей и океанов.
2.Кто любит читать, найдите интересную информацию в энциклопедиях или журналах об удивительном подводном мире. Может даже кто-нибудь информацию в интернете найдет вместе с родителями.
|
|
|
| Желаю удачи. Спасибо за урок!
|
| Приложение 1
Если на карту земли посмотреть –
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться – вода? А. Усачёв
Приложение 2
Приложение 3
Группы: млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, моллюски, крабы
Животные: киты, черепахи, осьминоги, дельфины, акулы, моржи, чайки, мидии, альбатрос, скат, кальмары
|