Скачать 261.81 Kb.
|
Раздел 1. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности обучающихся, формирования их научного мировоззрения. В основу рабочей программы положен Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), который разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа. Биология входит в образовательную область естественно-математического цикла. Главные цели основного общего образования состоят в: 1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; 2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; 3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
Приоритетной задачей преподавания школьного курса биологии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности: - познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки; -информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута. - рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Формы организации образовательного процесса
Технологии, используемые в образовательном процессе
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Формы контроля
Виды контроля
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:
Раздел 2. Содержание тем учебного курса. Обязательный минимум содержания основных образовательных Программ. Биология как наука. Методы научного познания. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Клетка Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Организм Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление клеток – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Раздел 3. Календарно-тематический план.
Раздел 5. Информационно –методическое обеспечение. Учебник Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова – М. : Дрофа; Московские учебники, 2009. - 368 с. : ил. Методические пособия для учителя: 1/Н.И.Деркачёва, А.Г.Соловьёв. Биология. ЕГЭ. Практикум. М.: Экзамен, 2007 2/С.С.Красновидова, С.А.Павлов, А.Б.Хватов. Дидактические материалы по общей биологии, 10 - 11 классы. М.: Просвещение, 2000 3/ Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: 2006.-140 с; 4/Г.И.Лернер. Уроки биологии. Общая биология. Тесты, вопросы, задачи. 10-11 классы. М.: Эксмо, 2005 5/ Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с; 6/О.В.Саблина, Г.М.Дымшиц, Рабочая тетрадь по общей биологии, 10 - 11 классы. М.: Просвещение, 2006. 7/ Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа,2006 Дополнительная литература для учителя: 1/Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; 2/Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005; 3/ Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа,2002; 4/ Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология».- М.:«Издательство НЦЭНАС», 2004; 5/ Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997; 6/ Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. -М.: Дрофа, 2004. - 216с; для учащихся: 1) Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; 2) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену, биология. - М.: Дрофа, 2009. -216с. Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей: 1/Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, - 240с;1997. 2/Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»); 3/Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания); 4/Козлова ТА., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с; 5/ Г.И.Лернер. Уроки биологии. Общая биология. Тесты, вопросы, задачи. 10-11 классы. М.: Эксмо, 2005 Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Литература, использованная при подготовке программы: 1/ Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с; 2/Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Пономарёвой). авт.-сост.: И.П.Чередниченко, М.В.Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – (Новый образовательный стандарт). 3/примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-11 Преподавание будет вестись по учебнику Д.К.Беляев и др. «Общая биология.10-11 класс» М.: Просвещение, 2009 Мultimedia - поддержка курса «Общая биология» Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006 Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон 2006 Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ Интернет-ресурсы Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ www.bio.1september.ги - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.natuге.rи - научные новости биологии www.еdios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/educations - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Образовательные диски:
7-10.Биологические и экологические экскурсии. Весна.Лето.Зима. Осень. 2003 11.Основы биологической безопасности. В. Ю. Крестьянинов, 2008 13.Лабораторные работы. 6-11 кл. Биология. СД-1,2 14.1С: Образование 3.0 2003-2004 |