Скачать 55.01 Kb.
|
Как стать экологически грамотным потребителем. Экологически здоровый образ жизни человека определяется наличием удовлетворяющего гигиеническим требованиям воздуха, воды, физических параметров среды. Особое значение имеет и экология продуктов питания. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 70% загрязняющих веществ из окружающей среды поступают в организм человека с пищей. По статистическим данным министерства Российской Федерации, хронические заболевания отмечаются более чем у 60% российских школьников. Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона продукта, организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Под влиянием насыщенной синтетическими добавками пищи, нерегулярным и неполезным питанием сопротивляемость организма ослабевает Уделяется внимание экологическому аспекту питания и в школьном образовании, так при изучении анатомии в 8-ом классе, акцентируется внимание не только на строение, физиологию, гигиену организма, но и на качество пищи. Урок начинаю с цитирования высказываний Людвига Фейербаха: «Всякий есть, что он ест», А.С. Пушкина: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». Прошу пояснить ребят, какой смысл вложен в эту фразу, так начинается обсуждение: какие продукты не обходимы для развития организма, отвечают ли потребляемые продукты стандарту качества, что такое стандарт качества, как можно узнать, что собою представляет продукт, как качество пищи отражается на состоянии здоровья, ученика, его трудоспособности. Резюмируя ответы учащихся на поставленные вопросы, кроме перечня продуктов, которые входят в рацион питания: мясные продукты, причем самые любимые - сосиски и колбаса, импортные молочные продукты, кондитерские изделия, чипсы, газированная вода и другие.. о качестве продукта дети не задумываются, самое главное, чтобы было вкусно. Не только школьники, но и множество взрослых пока не осознают роли и значения пищи, которую они употребляют. По статистическим данным министерства здравоохранения Российской Федерации более 60% школьников имеют заболевания, связанные с неправильным питанием . Причина кроется, прежде всего, в качестве продуктов, которые мы потребляем, что и явилось предметом для разработки проекта «Экологически грамотный потребитель». Проблема питания актуальна для каждого человека. В настоящее время наш рынок заполнен множеством продуктов, которые вредны для здоровья, и одной из причин ухудшения самочувствия человека является неполноценное, отягощенное пищевыми добавками питание. Современные технологии приготовления пищевых продуктов массового потребления, предусматривают широкое применение различных пищевых добавок и консервантов. Пищевые добавки необходимы для улучшения органолептических свойств, пролонгирования сроков хранения, снижения калорийности пищи. В соответствии, с законодательством, под термином - «пищевые добавки» понимают природные или синтезированные вещества, преднамеренно вводимые в пищевые продукты, с целью придания им заданных свойств: вкуса, запаха, цвета и не употребляемые сами по себе в качестве обычных компонентов пищи. Для обозначения пищевых добавок используют индекс «Е». При этом значение имеет экологичность продуктов питания. Сегодня экологически чистые (органические) продукты питания широко востребованы на мировом рынке. В развитых странах существуют четкие критерии, позволяющие отнести продукт к категории экологически чистые (органические) продукты.
В мире существует несколько десятков лицензионных символов обозначающих экологически чистые продукты. Символы крупнейших Био-Органический Ассоциаций представлены ниже:
Технология расчёта экологически чистых продуктов питания в России возникла сравнительно недавно и является одной из важнейших медико-экологических и социальных проблем. Рассмотренная проблема на уроке заинтересовала двух учениц 8-го класса Казакову Ирину и Катюхину Марию, что вылилось в создание проекта. Проект был представлен на городском форуме-« Москва в гармонии с природой» и удостоен дипломом 2-й степени. Цель проекта: Формирование компетенции - «Экологически грамотный потребитель» - получить навыки определения качества потребляемых товаров, выявления их возможной экологической опасности. Задачи: -развить умения работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; -расширить знания учащихся по проблеме питания; изучить классификацию пищевых добавок, понимать их значение, обсудить возможность избежать негативного влияния на состояние организма. Для реализации проекта было выбрано 4 магазина в микрорайоне (Восточное Дегунино), которые отличались по категории качества продукции и санитарному состоянию («Азбука вкуса». «Пятерочка». «Монеточка» и «Седьмой континент». Этапы проекта: -сбор информации о качестве пищевой продукции с целью оценки ее качества (пищевые добавки, пищевые красители, штрих коды) по литературным источникам; - проведение социального опроса о покупаемой продукции – анкетирование (100 человек взрослые и 100 контингент учащихся); - идентификация наиболее часто покупаемой пищевой продукции в магазинах микрорайона. – анализ результатов и просветительская деятельность в направлении «Экологически грамотный потребитель». Выводы:
а) что 68% опрошенных пользуются магазинами «Монетка» и «Пятерочка»; б) критериями для покупок являются цена и сроки хранения продукции; в) состав продукта изучают при покупке 5% из числа участвовавших в соц.опросе.
Известный русский писатель Д. И. Писарев удивительно точно подметил «Измените пищу человека, весь человек, мало-помалу изменится» ГБОУСОШ№222 Речкалова Н.И. . . |