Скачать 59.96 Kb.
|
«Формирование УУД на уроках биологии с использованием элементов проектной деятельности» Синегаева Светлана Николаевна, учитель биологии ГБОУ лицей № 1547 Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Преподавание биологии в лицее в 5 – 6 классах ведется по программе Пасечника В.В. по следующей структуре:
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение выделить проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. При современном подходе к обучению биологии, усвоение учащимся основных биологических идей, теорий, законов, понятий, методов происходит в результате решения учебных задач, которые провоцируют учащихся на активное действие, создают мотивацию учения, чтобы каждому учащемуся было интересно на уроке выполнять определенные действия. Урок «Внешнее строение листьев» «Листья дают совершенно безупречные и в высшей степени естественные отличия. Ни в одной части растения природа не достигает большего многообразия, чем в листьях; поэтому их многочисленнейшие виды должны прилежно изучаться новичками» Карл Линней «Философия ботаники» Оборудование для урока: засушенные листья древесных и кустарниковых растений, определительные таблицы по морфологии листьев Основные понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Предметные результаты урока Учащиеся должны знать: —внешнее строение органов цветковых растений; Учащиеся должны уметь: —различать и описывать органы цветковых растений. Метапредметные результаты урока Учащиеся должны уметь: - владеть составляющими проектной деятельности; - анализировать и сравнивать изучаемые объекты; - осуществлять описание изучаемого объекта; - определять существенные признаки объекта; - классифицировать объекты; - проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Приложение. Раздаточный материал к уроку № 1. Форма листовых пластинок № 2. Типы расчленения пластинки простого листа. № 3. Основные типы верхушек, оснований и края листовых пластинок Основные типы верхушек, оснований и края листовых пластинок : А – верхушки: 1 – острая; 2 – заостренная; 3 – тупая; 4 – округлая; 5 – усеченная; 6 - выемчатая; 7 – остроконечная; Б – основания: 1 – узкоклиновидное; 2 – клиновидное; 3 – ширококлиновидное; 4 – низбегающее; 5 – усеченное; 6 – округлое; 7 – выемчатое; 8 – сердцевидное; В – край листа: 1 – пильчатый; 2 – двоякопильчатый; 3 - зубчатый; 4 – городчатый; 5 – выемчатый; 6 – цельный. № 4. Сложные листья (схема) Сложные листья (схема): 1 – листочек; 2 – черешочек; 3 – рахис; 4 – черешок; 5 – прилистники; 6 – рахис второго порядка. А – непарноперистосложный; Б – парноперистосложный; В – тройчатосложный; Г – пальчатосложный; Д – дважды парноперистосложный; Е – дважды непарноперистосложный; № 5. Основные типы жилкования листьев 1 – перистокраевое; 2 – перистопетлевидное; 3 – перистосетчатое; 4 – пальчатокраевое; 5 – пальчатопетлевидное; 6 – параллельное; 7 – пальчатосетчатое; 8 – дуговидное. |