Тимошкина Надежда Ивановна,
учитель начальных классов,
МБУ средняя школа № 32
г.о. Тольятти
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. Правила письма.
Цель:
- развивать умение адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании.
- повторить классификацию животных и растений;
- формировать умение сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются;
- учить обозначать слова схемой;
- показать, как рассматривать и анализировать картину.
Ресурсы:
-учебник «Букварь» (ОС «Школа 2100»), пропись №1, тетрадь для печатания.
-наглядный и раздаточный материал: картина «Лес», плакаты из серии «Правила поведения на природе», предметные и сюжетные картинки, схемы слов, мяч, набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка, электронная презентация для проведения физкультминутки для глаз «Звездочёт»
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
| I.Актуализация знаний
| 1. Проверка готовности к изучению нового материала
| - Ребята, сегодня мы путешествуем по лесу. Скажите, а с кем или с чем мы можем встретиться в лесу. (Ответы детей: растения, звери, птицы)
- Хорошо, правильно. Посмотрите на доску. (На доске картина «Лес»). В нашем лесу много животных и растений.
- А сейчас, чтобы приступить к нашему путешествию, проверим, все ли готовы путешествовать по дремучему лесу? Знаете правила нахождения в лесу?
| Познавательные УУД
П1.Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций;
П2.Формируем умение сравнивать и группировать факты и явления;
П3.Формируем умение представлять информацию в виде схемы.
П4. Формируем навыки знаково-символического моделирования
| Игра « Правила поведения в лесу» К1 Л2
-Ребята первого ряда называют правила поведения в лесу, а остальные дети встают, если высказывания правильные, и сидят, если неправильное. (Например: в лесу нельзя кричать и мусорить – встают, можно ловить птиц и брать в руки птенцов – сидят). На каждое правило на доске появляется плакат.
-Молодцы, ребята, мы все продолжаем путешествие по лесу.
| Коммуникативные УУД
К1.Формируем умение слушать и понимать других;
К2. Формируем умение договариваться, находить общее решение.
| II. Систематизация знаний.
| Закрепление. 1. Работа с картинками и схемами.
| Работа с учебником (с.6-7)
1. Работа с предметными картинками.
- Художник нарисовал рисунки. Давайте посмотрим, соответствуют ли они нашему лесу? Откройте учебники на с.6. Назовите предметы на картинке. П1 К1
Учитель на доске прикрепляет схемы слов, которые называют дети. П4
- Как можно назвать все эти предметы? П2
Есть картинки, которые состоят из нескольких названий, например, гусеница на листке.
П3
- Назовите ещё картинки, которые состоят их нескольких названий. П3
- На какие две большие группы можно разделить эти предметы?
- Представители животного мира - это ……
- Растения – это…
- К представителям животного мира относятся насекомые.
На доске первая схема слова
- Назовите насекомых. П2
- Назовите птиц.
На доске вторая схема слова
- Назовите зверей.
- Ягоды.
- Цветы.
- Деревья.
- Гуляя по нашему лесу, мне вспомнилась одна замечательная сказка « Колобок». Ведь наш герой тоже, как и мы гулял по лесу. Если мне захочется рассказать сказку «Колобок», какие картинки подойдут для иллюстрации?
(Ответы детей).
- Ребята, а вот перед нами на полянке растут красивые деревья, как они называются? (Ответы детей)
- Какое дерево наряжают в новогоднюю ночь? (Ответы детей)
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому иного ПОКА было трудновато?
- Кто или что вам помогало справиться?
| Регулятивные УУД
Р1. Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Р2. Формирование умения соотносить свои действия с образцом.
Р3. Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения Личностные УУД
Л1. Формирование умения высказывать своё отношение к героям на иллюстрации, выражать свои эмоции.
Л2. Формирование умения выделять моральное содержание ситуации нарушения/следования моральной норме
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
| 2. Работа с сюжетной картинкой.
| 2. Анализ сюжетной картинки. П1
- Посмотрите на большую картинку. Какие слова подбирал художник, рисуя картинку? (Город, деревья, здания, птицы, машины, дорога и т.д.) Р1
- А где происходит действие, изображённое на картине? (За городом)
- Как догадались?
- Что вы видите в центре картины?
- Машины едут в одну сторону или в разные? Л2.
- Какая машина слева? Справа?
- Кто возвращается в город?
- Что заставило волноваться собаку?
- А откуда за городом кот? А может, машина остановилась, кота выпустили, и собака зовёт его обратно в машину? Любая картинка заставляет задуматься.
- Назовите предметы, которые нарисовал художник, чтобы изобразить природу? Обозначим каждое слово схемой. П3 П4.
- Какое время года изображено на картинке?
- Как бы вы назвали эту картину? (Осенью в дороге. Возвращение в город) Р1
- Посмотрите внимательно. Может быть, вы увидите, какие ошибки допустил художник? (Цветы с клумбы оказались на обочине)
- Покажите мне обочину, пассажиров, лес, середину дороги?
Работа в парах. К2
- Мальчики, представьте, что вы сидите в синей машине. Расскажите, что вы видите? (Ответы детей) Л1
- Девочки пусть расскажут, что видят из своей жёлтой машины. Все видят одно и то же? Л1
- В каком направлении смотрит мальчик в синей машине? В жёлтой? Одинаковые ли картинки видят ребята?
- Представьте, что вы кошечка, что вы видите?
- Какие птицы летают? В каком направлении они летят?
- Что сейчас мы с вами делали?
- Что вам было интересно делать?
| Духовно-нравственное развитие и воспитание.
Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
| 3. Электронная физкультминутка «Звездочёт» для глаз.
| Речевая разминка
| “Мозговой штурм”.
- Какие животные могут это делать?
Мурлычет –…
Шипит –…
Мычит –…
Жужжит –…
Каркает –…
Ревет –…
Произносим звуки этих животных.
|
| 4.Письмо дугообразной линии
| Работа в прописи на с.1 К1
- Представьте, что мы вышли из машины и пошли пешком. На нашем пути оказалась река. Откройте прописи с.1.
- На реке нам встретилась лягушка. Где она спряталась? Увидели?
- Как прыгает лягушка?
- Лягушка не прыгает по прямой, она поднимается вверх и опускается. На парте рукой покажите, как прыгает лягушка. Эта линия как дуга, такую линию вы изобразите в прописи. Р2
- Возьмите простой карандаш и соедините две точки дугой.
- Возьмите зелёный карандаш, обведите лягушку. Раскрасьте её.
- А теперь посмотрите, кто сидит на ветке?
- Как передвигается воробей? (Прыжками)
- Можете показать передвижения воробья рукой.
- Возьмите карандаш, нарисуйте путь воробья.
Очень долгая прогулка. Все устали давайте поиграем. Что у меня в руках? Мяч. А как прыгает мяч?
Учитель ударяет мяч об пол, дети наблюдают движение мяча.
- Посмотрите, как двигается мяч в прописях. (По ступенькам)
- Где сначала был мяч? А о какую ступеньку мяч ударился? Поставьте точку на этой ступеньке. Обведите линию дугу. Р2
|
| 5. Штриховка
| - Посмотрите на рисунок мяча. Сколько мячей надо нарисовать? Пусть мяч будет сине-красный.
- Стрелки показывают направление каждой линии мяча. Первую линию проведём синим цветом – это левая половина. Обведём линию во всех мячах. Выполним штриховку сверху вниз синим цветом – левая половина готова.
- Теперь раскрасим жёлтым карандашом среднюю разделительную полоску.
- Возьмём красную ручку. Обведём линию правой половинки в указанном направлении, от точки к точке. Выполните штриховку. Р2
- Обведите и заштрихуйте все мячи.
|
| 6.Аутогенная тренировка.
| - Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать.
Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…
Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал.
Открываем глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать!
|
| 7. Запись схем слов
| Работа в тетради для печатания.
- Посмотрите, у вас есть ещё одна тетрадь. Давайте поработаем в ней.
Откройте с.1.
Работа в группах. К2
- Всего у нас три группы: деревья, цветы, грибы. Разделимся на группы.
Первая группа будет говорить слова, давая названия предметов, а все остальные будут записывать схемы в нужную группу. Слова для группировки: берёза, роза, мухомор, дуб, астра, рыжик, липа. П2
- Сколько слов в первой группе? Как называется первая группа? Вспомните, схемы каких слов вы записали?
- Как называется вторая группа слов? Схемы каких слов вы записали?
- А как называется третья группа? Схемы каких слов вы записали?
- Какая группа слов получилась больше?
- Давайте подберём слова в другие группы. Теперь вторая группа диктует слова, потом – третья группа.
|
| III. Рефлексия
| - Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового? Р3.
Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен. … был очень внимателен. … испытывал затруднения.
-А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Р3.
У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный – «У меня всё получилось!», синий - «Я стараюсь», жёлтый – «Ещё немного и всё получится». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха».
|
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
| Список литературы
1.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.В.Логиновой. М: Просвещение, 2010
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. Вахрушев А.А., Козлова С.А., Кремлёва И.И., Пронина О.В., Стойка Е.И. М: Баласс, 2011
3. http://pedsovet.su/
4. http://www.proshkolu.ru/
5. http://school-collection.edu.ru/
6. www.proshkolu.ru/user/Baranceva69/file/1858694/ |