Скачать 105.15 Kb.
|
Урок биологии 9-й класс "Химический состав клетки". Учитель Волохова И.В.Цель: ознакомление учащихся с веществами, входящими в состав клетки Задачи: Образовательные:
Развивающие: развивать интерес к химической и биологической наукам. Воспитательные: создание ситуации успеха у учащихся. Методы:
Оборудование: таблицы «Строение клетки», проектор, компьютер. Презентация к уроку. План урока
ХОД УРОКА I. Проверка знаний по теме «Цитология – наука, изучающая клетку». Тестирование. Вариант 1 1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». А) Р. Гук Б) А. Левенгук В) К. Бэр Г) Т. Шванн 2. Назовите учёного, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию А.) Р. Гук Б) Т. Шванн В) Р. Вирхов Г) Р. Броун 3. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» – это одно из положений теории: А) хромосомной Б) клеточной В) эволюционной Г) происхождения жизни 4. О единстве органического мира свидетельствует: А) круговорот веществ Б) клеточное строение организмов В) взаимосвязь организмов и среды Г) приспособленность организмов к среде 5. Живое отличается от неживого: А) составом неорганических соединений Б) наличием катализаторов В) взаимодействием молекул друг с другом Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы Вариант 2 1. Назовите учёного, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты А) А. Левенгук Б) Р. Броун В) Р. Гук Г) Т. Шванн 2. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила: А) хромосомная теория Б) клеточная теория В) теория эволюции Г) теория гена 3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о: А) единстве органического мира Б) единстве живой и неживой природы В) взаимосвязи организмов в природе Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания 4. Изучением строения и функций клетки занимается: А) эмбриология Б) генетика В) селекция Г) цитология 5. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как: А) В состав клетки входит около 70 химических элементов Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот В) в клетках постоянно идут процессы биологического синтеза и распада Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток II. Изучение нового материала 1. Понятие о химическом составе клетки. Работа по группам Учитель. В клетках живых организмов содержится более 70 химических элементов. Одни из них представлены в больших количествах. Это макроэлементы. К ним относятся: кислород, углерод, водород, азот. В сумме составляющие 98 % массы клетки. Фосфор, хлор, сера, железо, калий, кальций, магний, натрий в сумме составляют 1,9 % (Приложение 1, слайд 2) Такие элементы как медь, цинк, селен, кобальт, марганец и другие содержатся в незначительном количестве, от 0,001 до 0, 000001%. Их называют микроэлементами. (Слайд 3). Живая клетка характеризуется постоянством своего химического состава. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и свойств при любых внешних воздействиях называется гомеостазом (от греч. homoios — подобный, одинаковый и греч. stasis — состояние, неподвижность). Приведите примеры гомеостаза. Ученики: Примеры гомеостаза: поддержание постоянства состава крови, температуры тела, кровяного давления и многих других функций у млекопитающих. (Слайд 4 ) 2. Рассказ учителя. Тела живой природы состоят из органических и неорганических веществ (слайд 5). Вода – важнейший компонент клетки. Она составляет в среднем 70-80 % её массы. Функции воды:
Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей массы клетки и присутствуют в виде ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3–, Сl –) или твёрдых нерастворимых солей. В клетках растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы – одиночные или сросшиеся вместе(друзы) см. рис. учебника 5. (Слайд 7) Функции минеральных веществ:
Органические вещества – углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты. Вопрос: Какой элемент является основой строения органических веществ и почему? (Слайд 9) Ответ учащихся: В органических соединениях важным элементом выступает углерод. Атомы углерода имеют 4 валентные связи, способные в определённом порядке объединятся в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются «скелетами» сложных органических молекул. В клетках синтезируются большие и малые органические молекулы. Малые молекулы называютсямономеры (от греч. monos – «один» и meros – «часть», «доля»). Мономеры, как строительные блоки, могут соединяться друг с другом, образуя полимеры (от греч. polys – «многочисленный»). Все молекулы белков, нуклеиновых кислот являются полимерами, а углеводы могут быть и мономерами и полимерами (слайд 10) Углеводы – это сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных содержание углеводов составляет от 1 до 3 %. (В печени – до 5%).В клетках растений – до 90%. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Выполните задание № 6, 7 в рабочей тетради. Работа с текстом учебника. Проверьте себя (слайды 11, 12) Функции углеводов
Липиды (от греч. lipos – жир) – разнообразные по своей химической природе вещества: жиры, масла, воски, фосфолипиды).Содержание липидов в клетках колеблется от 5 до 90 % (в клетках жировой ткани) (слайд 13) Функции липидов:
Для жизнедеятельности клетки необходимы и другие органические вещества – белки и нуклеиновые кислоты. Это тема следующего урока III. Закрепление и первичная проверка знаний 1. Работа с терминами (правильный ответ находим по гиперссылке, слайд 16)
2. Тестирование (слайды 17-21, правильный ответ остаётся, другие исчезают по щелчку) 1) К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:
2) Укажите лишнее химическое соединение
3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она
4) В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?
5) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры
IV. Домашнее задание: §5, в рабочей тетради выполнить задание №3 Проверка знаний по теме «Цитология – наука, изучающая клетку». Тестирование. Вариант 1 1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». А) Р. Гук Б) А. Левенгук В) К. Бэр Г) Т. Шванн 2. Назовите учёного, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию А.) Р. Гук Б) Т. Шванн В) Р. Вирхов Г) Р. Броун 3. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» – это одно из положений теории: А) хромосомной Б) клеточной В) эволюционной Г) происхождения жизни 4. О единстве органического мира свидетельствует: А) круговорот веществ Б) клеточное строение организмов В) взаимосвязь организмов и среды Г) приспособленность организмов к среде 5. Живое отличается от неживого: А) составом неорганических соединений Б) наличием катализаторов В) взаимодействием молекул друг с другом Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы Вариант 2 1. Назовите учёного, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты А) А. Левенгук Б) Р. Броун В) Р. Гук Г) Т. Шванн 2. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила: А) хромосомная теория Б) клеточная теория В) теория эволюции Г) теория гена 3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о: А) единстве органического мира Б) единстве живой и неживой природы В) взаимосвязи организмов в природе Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания 4. Изучением строения и функций клетки занимается: А) эмбриология Б) генетика В) селекция Г) цитология 5. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как: А) В состав клетки входит около 70 химических элементов Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот В) в клетках постоянно идут процессы биологического синтеза и распада Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток |