МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ гимназия №2
«РАССМОТРЕНО»
| «СОГЛАСОВАНО»
| «УТВЕРЖДАЮ»
| На заседании РМО
Протокол №___от___________
Руководитель РМО
________/Т.Л.Вохмякова/
«____»_____________2010 г
| Зам.директора по УВР
МОУ гимнагия № 2
_________/Л.Н.Полын/ «____»_____________2010 г
| Директор
МОУ гимназия № 2
_________/И.Н.Штейберг/ «____»_____________2010 г
| Рабочая программа
«БИОЛОГИЯ»
8 класс
(68 часов)
Учитель биологии
Вохмякова Татьяна Львовна
Красногорск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка;
Тематическое планирование;
Поурочное планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования 2004 года , соответствует авторской программе А.Г. Драгомилова, Р.Д.Маша «Человек и его здоровье» (8 класс).
Цели и задачи курса
Изучение биологии на ступени основного общего образования (8 класс) направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Особенности курса «Человек и его здоровье» (8 класс).
Курс биологии в 8 классе «Человек и его здоровье» включает основы различных биологических наук о человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, психологии. Он является продолжением курса ботаники и зоологии. Курс состоит из трех частей, в первой из которых раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, а также дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нейро-гуморальной регуляции органов. Во второй части курса помимо строения основных систем органов рассматриваются вопросы обмена веществ в организме, а также сведения о нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. Третья часть посвящена изучению индивидуального развития человека, наследственных и приобретенных качеств личности. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих способностей, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, а также привитие самостоятельности, норм здорового образа жизни, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
4. Количество часов.
На изучение курса биологии в 7 классе выделено 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
6. Учебно-методический комплект.
Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. «Биология. 8 класс. Человек» М.: «Вентана-Граф», 2006;
Рабочие тетради.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2005.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема курса
| Общее количество часов
| Лабора-торная
работа
|
Экскурсия
|
| Введение
| 1
|
|
| 1.
| Организм человека. Общий обзор
| 4
| 2
|
| 2.
| Опорно-двигательная система
| 9
| 3
|
| 3.
| Кровь. Кровообращение
| 9
| 1
|
| 4.
| Дыхательная система
| 6
| 2
|
| 5.
| Пищеварительная система
| 7
| 2
|
| 6.
| Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа
| 8
|
|
| 7.
| Эндокринная система. Нервная система
| 7
|
|
| 8.
| Органы чувств. Анализаторы
| 5
|
|
| 9.
| Поведение и психика
| 6
|
|
| 10.
| Индивидуальное развитие человека
| 4
|
|
|
Лабораторных работ - 10
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
Тема программы и количество часов
|
Тема урока
| Конт-роль
| Лабора-торные работы,
| экскурсии
| Домашнее
задание
| Сроки
| Введение (1 ч)
| 1. Введение. Биосоциальная природа
человека. Науки об организме человека
|
|
|
| Введение, 1
|
| 1. Организм
человека. Общий обзор
(4 ч.)
| 2. Структура тела. Место человека в живой
природе.
|
|
|
| 2
|
| 3. Клетка: строение, химический состав и
жизнедеятельность
|
| Л.р. № 1
|
| 3
|
| 4. Ткани
|
| Л.р. № 2
|
| 4
|
| 5. Системы органов в организме. Уровни
организации организма. Нервная и
гуморальная регуляция.
|
|
|
|
5
|
| 2. Опорно-двигательная
система
(9 ч)
| 6. Скелет. Строение и состав костей
|
| Л.р. № 3, 4
|
| 6 (часть 1)
|
| 7. Соединение костей
|
|
|
| 6 (часть 2)
|
| 8. Скелет головы и туловища
|
|
|
| 7
|
| 9. Скелет конечностей
|
|
|
| 8
|
| 10. Первая помощь при травмах: растяжении
связок, вывихах суставов, переломах
костей.
|
|
|
| 9
|
| 11. Мышцы. Типы мышц, их строение и
значение
|
| Л.р. № 5 *
|
| 10
|
| 12. Работа мышц.
|
|
|
| 11
|
| 13. Нарушение осанки и плоскостопие.
Развитие опорно-двигательной системы.
|
|
|
| 12, 13
|
| 14. Обобщающий урок по теме «Опорно-
двигательная система»
| +
|
|
|
|
| 3. Кровь. Кровообращение
(9 ч)
| 15. Внутренняя среда. Значение крови и ее
состав.
|
| Л.р. № 6
|
| 14
|
| 16. Иммунитет
|
|
|
| 15
|
| 17. Тканевая совместимость и переливание
крови.
|
|
|
| 16
|
| 18. Строение и работа сердца. Круги
кровообращения
|
|
|
| 17
|
| 19. Движение лимфы
|
|
|
| 18
|
| 20. Движение крови по сосудам
|
|
|
| 19
|
| 21. Регуляция работы сердца и кровеносных
сосудов.
|
|
|
| 20
|
| 22. Предупреждение заболеваний сердца и
сосудов. Первая помощь при
кровотечениях
|
|
|
| 21, 22
|
| 23. Обобщающий урок по теме «Кровь.
Кровообращение»
| +
|
|
|
|
| 4. Дыхательная
система
(6 ч)
| 24. Значение дыхания. Органы дыхания
|
|
|
| 23
|
| 25. Строение легких. Газообмен в легких и
тканях
|
| Л.р. № 7
|
| 24
|
| 26. Дыхательные движения.
|
| Л.р. № 8
|
| 25
|
| 27. Регуляция дыхания
|
|
|
| 26
|
| 28. Болезни органов дыхания и их
предупреждение. Гигиена дыхания. Первая
помощь при поражении органов дыхания.
|
|
|
|
27, 28
|
| 29. Обобщающий урок по теме
«Дыхательная система».
| +
|
|
|
|
| 5. Пищеварительная
система
(7 ч)
| 30. Значение пищи и ее состав.
|
|
|
| 29
|
| 31. Органы пищеварения
|
|
|
| 30
|
| 32. Зубы
|
|
|
| 31
|
| 33. Пищеварение в ротовой полости и в
желудке
|
| Л.р. № 9, 10
|
| 32
|
| 34. Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ.
|
|
|
| 33
|
| 35. Регуляция пищеварения.
|
|
|
| 34
|
| 36. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения
| +
|
|
| 35
|
| 6. Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа
(8ч)
| 37. Обменные процессы в органзме
|
|
|
| 36
|
| 38. Нормы питания
|
|
|
| 37
|
| 39. Витамины
|
|
|
| 38
|
| 40. Строение и функции почек.
|
|
|
| 39
|
| 41. Предупреждение заболеваний почек.
Питьевой режим
|
|
|
| 40
|
| 42. Значение кожи и ее строение
|
|
|
| 41
|
| 43. Нарушение кожных покровов и
повреждения кожи
|
|
|
| 42
|
| 44. Роль кожи в теплорегуляции.
Закаливание. Оказание первой вомощи
при тепловом и солнечном ударах.
| +
|
|
| 43
|
| 7. Эндокринная
система. Нервная система
(7 ч)
| 45. Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции
|
|
|
| 44
|
| 46. Роль гормонов в обмене веществ, росте и
развитии организма
|
|
|
| 45
|
| 47. Значение, строение и функционирование
нервной системы
|
|
|
| 46
|
| 48. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы
|
|
|
| 47
|
| 49. Нейрогуморальная регуляция
|
|
|
| 48
|
| 50. Спинной мозг
|
|
|
| 49
|
| 51. Головной мозг: строение и функции
|
|
|
| 50
|
| 52. Обобщающий урок по темам «Эндокринная система. Нервная система»
| +
|
|
|
|
| 8. Органы чувств. Анализаторы
(5ч)
| 53. Как действуют органы чувств и
анализаторы. Орган зрения и зрительный
анализатор.
|
|
|
| 51, 52
|
| 54. Заболевания и повреждения глаз
|
|
|
| 52, 53
|
| 55. Органы слуха и равновесия. Их
анализаторы
|
|
|
| 54
|
| 56. Органы осязания, обоняния, вкуса.
|
|
|
| 55
|
| 57. Обобщающий урок по теме «Органы
чувств. Анализаторы»
| +
|
|
|
|
| 9. Поведение и
психика
(6 ч)
| 58. Врожденные и приобретенные формы
поведения
|
|
|
| 56, 57
|
| 59. Закономерности работы головного мозга
|
|
|
| 58
|
| 60. Биологические ритмы. Сон и его значение
|
|
|
| 59
|
| 61. Особенности высшей нервной
деятельности человека. Речь. Сознание.
Труд. Познавательные процессы.
|
|
|
| 60
|
| 62. Воля и эмоции. Внимание.
|
|
|
| 61
|
| 63. Динамика работоспособности. Режим
дня.
| +
|
|
| 62
|
| 10. Индивидуальное развитие человека
(4 ч)
| 64. Половая система человека.
Наследственные и врожденные
заболевания. Заболевания, передающиеся
половым путем.
|
|
|
| 63, 64
|
| 65. Внутриутробное развитие. Развитие после
рождения.
|
|
|
| 65
|
| 66,67. О вреде наркогенных веществ.
Психологические особенности личности.
|
|
|
| 66, 67
|
| 68. Обобщение знаний по курсу «Человек»
|
|
|
|
|
| |