Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 172.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер172.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
реквизиты рабочая программа


ПРИНЯТО
Педагогическим советом МБОУ «Никольская ООШ им.Н.М.Рубцова»

Протокол от 29.08.13 г

№01

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

МБОУ «Никольская ООШ им.Н.М.Рубцова»

___________ (Н.А .Воронина)

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «Никольская ООШ им.Н.Рубцова»

_________(Ю.А.Шадрина)

Приказ от 29.08.13 года

№150

Рабочая программа
по биологии
7 класс
Зязина С.Н., учитель биологии, 1 кв.категория


2013-2014 уч.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года.

-Программы основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Дрофа. 2010.

Цели:

-обеспечение усвоения учащимися знаний о строении, жизнедеятельности и индивидуальном развитии растений и животных, их многообразии, классификации, историческом развитии органического мира, его изменения под влиянием деятельности человека.
Задачи:

-обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности биологических процессов и явлений, протекающих в органическом мире;

-формировать морфофизиологические понятия при изучении строения организмов;

-обеспечить понимание практического значения биологических явлений как научных основ сельскохозяйственного производства, биотехнологии, природоохранной деятельности.

Общая характеристика:

Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространённости и экологии.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Формы организации учебного процесса: урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение предмета в 5 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
УМК:

-Программы основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Дрофа. 2010.

-Учебник: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов.

Дрофа, Москва, 2011;

-Рабочая тетрадь к учебнику 7 класса. «Биология. Многообразие живых организмов»Дрофа, 2013.
Предметные результаты освоения учебного предмета

1.Знать/понимать:

-особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;

-о существовании эволюционной теории;

-основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации,

--многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов;

-основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
2.Уметь:

-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

-работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат; владеть языком предмета.

Содержание учебного предмета

Введение

Биология – наука о живых организмах. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения. Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные.

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в жизни человека (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

Строение клетки ядерных организмов. Эукариоты. Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов. Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.

Тема 2.2. Лишайники

Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Раздел 3. Царство Растения

Тема 3.1. Общая характеристика растений

Растения – автотрофы
Растения – производители. Экологическая роль автотрофов. Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.

Тема 3.2. Низшие растения (2 часа)

Водоросли.
Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли. Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление. Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей. Высшие споровые растения.

Тема 3.3. Высшие растения
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист, стебель, сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения
Голосемянные растения.
Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.
Хвойные. Корень, стебель и древесина хвойных. Строение и рост стебля. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
Цветковые растения.
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Покой семян и их прорастание. Строение семени.
Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции. Вегетативное размножение растений, его формы.
Значение цветковых растений в жизни человека. Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности.
Раздел 4. Царство Животные

Тема 4.1. Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных: одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной жизни простейших. Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория).
Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании известняка; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; малярийный плазмодий и его роль в возникновении малярии. Представление о природных очагах инфекционных заболеваний.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение.

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере мнощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Тема 4.8. Тип Моллюски

Тип моллюски. Примеры жизненных форм и жизненных циклов двустворчатых моллюсков (жемчужница, устрица, тридакна); брюхоногих (морские моллюски, прудовик, виноградная улитка, слизень). Роль моллюсков в жизни человека (промысел и разведение съедобных моллюсков, добыча жемчуга и разведение жемчужниц, разрушение деревянных построек, повреждение урожая).
Сравнительный анализ планов строения моллюсков (брюхоногие, двустворчатые и головоногие) и членистоногих (ракообразные, паукообразные, насекомые). Достоинства и недостатки внешнего скелета. Преобразование кожно-мускульного мешка предков в мантию и ногу у моллюсков. Раковина. Незамкнутая кровеносная система. Потеря полостью тела выделительной функции и возникновение почек. Разбросанно-узловая нервная система.

Тема 4.9. Тип Членистоногие

Ядовитые пауки, клещи – переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).
Класс Насекомые.

Достоинства и недостатки внешнего скелета. Строение ротовых аппаратов. Полет насекомых. Окраска насекомых. Насекомые с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Примеры жизненных форм: прямокрылые (кузнечик), перепончатокрылые (пчелы и осы, муравьи, наездник), жуки, двукрылые (комнатная муха, комар), чешуекрылые. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые – опылители. Насекомые-фитофаги. Насекомые-вредители. Биологические методы борьбы с вредителями. Насекомые – обитатели квартир (постельный клоп, таракан, фараонов муравей). Регуляция численности насекомых. Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления вредителей.

Тема 4.10. Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд. Проходные рыбы.
Многообразие рыб. Класс хрящевые (акулы и скаты). Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Класс костных рыб. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Жизненные формы лучеперых рыб. Двоякодышащие. Кистеперые рыбы – предки наземных позвоночных.

Тема 4.13. Класс Земноводные
Класс Земноводные.

Важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. Характерные земноводные своей местности. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся
Класс Пресмыкающиеся.

Первые настоящие наземные позвоночные. Размножение и развитие рептилий. Прямое развитие (без личинки и метаморфоза). Зародышевые оболочки. Скорлупа или плотные оболочки яиц, препятствующие потере воды. Независимость рептилий от водной среды.
Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.

Тема 4.15. Класс Птицы
Класс Птицы.

Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Усложнение поведения, центральной нервной системы. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы.
Основные экологические группы птиц: воздушные (козодои, стрижи, колибри и ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы и журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки и трубконосые), водно-прибрежные (кулики, пастушки, голенастые и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), водно-подводные (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные). Характерные птицы своей местности.
Роль птиц в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. Охрана птиц и привлечение насекомоядных птиц. Домашние птицы.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие
Класс Млекопитающие.

Происхождение млекопитающих. Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. Забота о потомстве: утробное развитие, выкармливание детенышей молоком, обучение. Основные экологические группы сумчатых, плотоядных (хищные и насекомоядные), рукокрылых, копытных (хоботные, непарно и парнокопытные), мелких растительноядных (зайцеобразные и грызуны), приматов и морских млекопитающих (китообразные и ластоногие). Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.

Раздел 5. Царство Вирусы

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строения вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Календарно -тематическое планирование:




Тема урока

Практическая часть

Определения

Количество часов

1

Мир живых организмов




Клетка, прокариоты

1

2

Ч.Дарвин и происхождение видов







1

3

Что такое систематика




систематика




4

Происхождение и эволюция бактерий







1

5

Особенности строения бактериальной клетки







1

6

Экологическая роль и медицинское значение прокариот







1

7

Происхождение и эволюция грибов







1

8

Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение

1.Распознание съедобных и ядовитых грибов




1

9

Отдел Оомицеты: распространение и экологическая роль

2.Строение плесневого гриба мукора




1

10

Лишайники. Общая характеристика







1

11

12

Общая характеристика растений







2

13

14

Низшие растения

3.Изучение внешнего строения водорослей




2

15

16

Происхождение и общая характеристика высших растений. Отдел Моховидные

4.Изучение внешнего строения мха




2

17

Отдел Плауновидные. Хвощевидные. Особенности организации







1

18

Отдел Папоротниковидные

5. Изучение внешнего строения папоротника




1

19

20

Отдел Голосеменные. Происхождение и организация

6.Изучение строения и многообразия голосеменных




2

21

22

Происхождение и особенности организации покрытосеменных

7.изучение строения покрытосеменных растений




2

23

24

Класс Однодольные. Основные семейства Однодольных







2

25

26

Класс Двудольные. Основные семейства Двудольных

8.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического места




2

27

Обобщающий урок по теме 2Царство Растений»







1

28

29

Общая характеристика животных. Подцарство Одноклеточные

9.Строение инфузории – туфельки




2

30

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Губки




Фаготеллы, мезоглея, регенерация

1

31

32

Тип кишечнополостные. Класс гидроидные




Диффузия, базальная мембрана, гаструляция, почкование

2

33

Многообразие и распространение кишечнополостных







1

34

35

Трехслойные животные. Тип Плоские черви. Особенности организации




Основной и промежуточный хозяин, финна

2

36

37

Первичнополостные. Тип Круглые черви




Половой диморфизм

2

38

Тип Кольчатые черви. Особенности организации

10. Внешнее строение дождевого червя

Метанефридии

1

39

40

Многообразие кольчатых червей: многощетинковые, малощетинковые, пиявки




Параподии, гирудин

2

41

Тип Моллюски. Особенности организации

11.Внешнее строение моллюсков

Мантия

1

42

Многообразие моллюсков: брюхоногие, двустворчатые, головоногие







1

43

44

Происхождение и особенности организации членистоногих

12. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Хитин, сталолиты, фасетки, синус

2

45

46

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных




Хелицеры, педипальпы

2

47

48

Класс Насекомые. Общая характеристика насекомых




Рудименты, имаго, полиморфизм

2

49

Многообразие насекомых и значение в биоценозах







1

50

Тип Иглокожие. Общая характеристика и многообразие иглокожих







1

51

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика







1

52

Подтип Позвоночные. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб

13.Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Плавательный пузырь, чешуя

1

53

Класс Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов







1

54

Класс земноводные. Общая характеристика

14.Особеннсоти внешнего строениялягушки в связи с образом жизни

Барабанная перепонка

1

55

Класс Пресмыкающиеся. Происхождение. Общая характеристика




Роговые щитки, костные бляшки

1

56

57

Класс Птицы. Происхождение и общая характеристика

15.Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Цевка, клюв

2

58

59

60

Многообразие птиц. Их роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности







3

61

62

Происхождение Млекопитающих. Строение плацентарных

16.Изучение строения млекопитающих

Вибриссы, диафрагма, альвеолы

2

63

64

65

Основные отряды плацентарных млекопитающих







3

66

Первозвери. Низшие звери







1

67

68

Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы

17.Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека

Экскурсия: млекопитающие леса, степи, водные млекопитающие




2


Материально - техническое обеспечение:

1.Биология. Методическое пособие к учебнику 2Многообразие живых организмов». Дрофа, 2001.

2.Методика обучения биологии 6-7 классы. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. «Просвещение» , 1989.

3.Биология. Занимательные факты и тесты. А.П.Большаков. С-Петербург «Паритет» , 1999.

4.Хрестоматия по зоологии. С.а.Молис. «Просвещение», 1971.

5.Работа с терминами на уроках биологии. В.М.Пакулова.»Просвещение» , 1990.

6.Активные формы и методы обучения биологии. С.С.Молис, С.А.Молис. «Просвещение», 1988.

7.Биология в таблицах и схемах для школьников. Москва «Лист», 2001.

8.Биология 7 класс. Технологические карты уроков. В.Н.семенцова.»Паритет». 2001.

9.Книга для чтения по зоологии. «Просвещение», 1981.

10. Таблицы, коллекции. Влажные препараты, гербарии, скелеты животных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск