Скачать 0.7 Mb.
|
Гимназия № 1257 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Ларичев Т.С., учитель биологии первой квалификационной категории, кандидат биологических наук 1.Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:
В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010). В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; •овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; •формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает решение следующих задач •формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; •овладение научным подходом к решению различных задач; •овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; •овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; •воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; •формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. 2. Общая характеристика учебного предмета Курс «Биология 5 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтического курса начальной школы «Окружающий мир». В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов биологии, но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. 3.Описание места учебного предмета в учебном плане Биология в основной школе ( согласно БУП) изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения-280, из них по 35 ч ( 1 ч. в неделю) в 5 и 6 классах, и по 70 ч. ( 2 ч. в неделю) в 7,8,9-х классах. В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения, который является пропедевтическими. 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами являются следующие умения: · Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. · Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. · Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. · Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. · Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. · Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. · Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. · Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). · Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. · В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: · Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. · Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). · Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. · Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. · Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). · Вычитывать все уровни текстовой информации. · Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены. 1 5.Содержание учебного предмета 5 класс (35 ч, из них 2 ч — резервное время)
|