Программа занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"





Скачать 127.34 Kb.
НазваниеПрограмма занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"
Дата публикации10.08.2013
Размер127.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Программа занятий

Кулинарного клуба

«Кулинарное искусство»

http://niksya.ru/wp-content/uploads/2011/04/paul-bocuse-fromages.jpg

Программа занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"

Все мы знаем, что правильное питание, сбалансированный и разнообразный рацион, правильная кулинарная обработка продуктов и соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи являются немаловажными факторами для людей всех возрастов. Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

Цель курса: подготовка школьников к овладению элементарными практическими навыками приготовления здоровой пищи, воспитание гражданской компетенции в области кулинарного искусства.

Программа курса «Кулинарное искусство» направлена на решение следующих задач:

  • формирование знаний о возможностях сохранения здоровья посредством рационального питания; формирование знаний основ правильного питания как одного из направлений валеологии; формирование знаний о средствах и технологических приемах преобразования продуктов;

  • формирование умений составлять и совершенствовать рецептуру блюд из продуктов различного происхождения на основе совместимости их компонентов и обеспечения кислотно-щелочного баланса пищи;

  • ознакомление школьников с энергетическим потенциалом продуктов;

  • расширение представления о негативных последствиях трудовой деятельности человека на окружающую среду и продукты питания;

  • воспитание уважение к обычаям и традициям национальной кухни;

  • формирование знаний и умений по соблюдению норм санитарии и гигиены, безопасного труда при приготовлении пищи;

  • формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии;

  • ознакомление с профессиями: повар, официант, кондитер, экономист;

  • развитие познавательных интересов, способностей к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач; анализа трудового процесса, навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной деятельности при приготовлении блюд национальной кухни.

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный курс направлен на освоение ряда ключевых компетенций “надпрофессионального” характера, т.е. таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности (даже необязательно профессиональной). К такого рода компетенций относятся способность к коммуникациям, умение решать проблемы, работать в команде, иметь хороший вкус к выбору блюд, сервировки стола.

Изучение основ данной профессии позволяет развить творческую натуру и эстетический вкус, а также учит общению с людьми (проявлять такт, выдержку, хладнокровие, быть доброжелательным и радушным). Знание и умение, полученные в ходе изучения курса “Кулинарное искусство” помогут учащимся ориентироваться в огромном количестве имеющихся сейчас в продаже продуктов, выбрать свой стиль и приобрести опыт приготовления здоровой пищи.

Самое значительное место в программе уделено изучению национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов, а также вопросам физиологии питания, сущности диетического питания, ознакомлению с особенностями различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчетами и др.

Освоение кулинарного дела невозможно без знаний и умений, приобретённых при изучении дисциплин школьной программы. Прослеживаются следующие межпредметные связи: с биологией (физиология и строение органов человека), с химией, с физикой (физическое стимулирование и процессы, происходящие в организме), с историей (традиционные блюда России и других стран), информатикой (создание презентаций, работа с электронной кулинарной энциклопедией, оформление портфолио).

Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда. Школьники выполняют учебные проекты, как правило, связанные с поиском рецептур блюд и приготовлением здоровой пищи.

В содержательном плане курс построен по принципу “от общего к частному”, что находит подтверждение в тематическом плане.

Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы объём вновь изучаемого материала позволял проводить проверку знаний по ранее изученным темам, а также использовать собственный иллюстративный материал по теме, равно как проводить “Кулинарный поединок”, “Смак” игры для активизации усвоения новых понятий и связей между ними. При проведении занятий можно использовать новые технические возможности, в частности электронные учебные пособия. В программу заложено использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: тестирование, беседа, оценка работы в малых группах, контроль выполнения реферата или проекта и его презентация, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценок предлагается “зачёт”, “не зачёт”.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать/иметь представление:

  • физиологию пищеварения, роль химических компонентов пищи в обменных процессах и условиях качественного ее усвоения;

  • виды продуктов, их питательную ценность;

  • безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

  • способы горячей обработки продуктов, их преимущества и недостатки;

  • технологии приготовления блюд и изменения состояния продуктов в результате их кулинарной обработки;

  • принципы подбора гарниров и пищевых добавок к мясным блюдам;

  • условия обеспечения сбалансированного питания;

  • правила культуры питания;

  • основные правила приготовления пищи;

  • наиболее распространенные ошибки в питании;

  • принципы формирования национальной кухни;

  • влияние экологии на качество продуктов;

  • технологии очищения продуктов от ядохимикатов.

Учащиеся должны уметь/иметь опыт:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • определять питательную ценность пищи;

  • соблюдать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

  • осуществлять модернизацию рецептуры блюда;

  • разрабатывать рецептуру блюда и меню трехразового питания в соответствии с нормами содержания белка, жиров и углеводов в дневном рационе питания;

  • подбирать продукты для гарниров и добавок к пище животного происхождения;

  • соблюдать правила здорового питания;

  • находить способы устранения причин снижения качества пищи.

Дидактическое обеспечение

  • Книги.

  • Журналы.

  • Иллюстрации.

  • Материалы сети Интернет


Содержание курса

Занятие 1

Тема. Вводное занятие - 1 час.

Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях.

Примерный перечень практических заданий:

  1. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене.

  2. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.

  3. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.

Форма проведения занятия - лекция с элементами фронтальной беседы и практикума.

Занятия 2, 3

Тема. Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни - 2 ч.

История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни. Снижение качества питательной ценности продуктов: использование пищевых добавок; ионизация и рафинирование продуктов питания.

Примерный перечень практических заданий:

  1. Выявление потребности человека в применении “кулинарного искусства” (заполнение анкеты).

  2. Изучение школьниками данных о том, как, когда, сколько, что есть по информационным источникам, предложенным преподавателем.

Форма проведения занятия - лекция с элементами фронтальной беседы и практикума.

Занятия 4, 5

Тема. Основы рационального питания – 2 ч.

Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам):

  1. Составление схем приготовления различных блюд.

  2. Составление меню на день.

  3. Приготовление блюд из круп (или сладких блюд). Перечень блюд: пшенная каша с тыквой, Гурьевска каша.

  4. Приготовление горячих напитков. Перечень блюд: зеленый чай, фруктовый чай.

Занятие 6, 7

Тема. Способы обработки пищевых продуктов – 2 ч.

Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам):

  1. Составление инструкционных карт по приготовлению вареных, тушеных и паровых блюд.

  2. Приготовление паровых блюд.

Перечень блюд: рыба отварная с картофелем, голубцы мясные, котлеты телячьи паровые.

Занятие 8, 9

Тема. Витамины – 2 ч.

Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам)

Приготовление салатов.

Перечень блюд: салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем, салат из цветной капусты.

Занятия 10, 11

Тема. Минеральные вещества и здоровье – 2 ч.

Макро- и микроэлементы. Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам)

Приготовление витаминных блюд.

Перечень блюд: салат из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты, морковный пирог.

Занятия 12, 13

Тема. Животные продукты питания – 2 ч.

Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам)

  1. Составление инструкционных карт по приготовлению блюд из мяса, рыбы и морепродуктов.

  2. Приготовление мясных и рыбных блюд.

Перечень блюд: запеченное мясо с овощами, рыбная запеканка.

Занятия 14, 15

Тема. Растительные продукты питания – 2 ч

Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания. Грибы съедобные, способы их обработки и применение в кулинарии. Отравления ядовитыми грибами, оказание первой помощи.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам)

Приготовление блюд из пищевых растений.

Перечень блюд: картофельные оладьи, капустные котлеты, пюре из фасоли.

Занятия 16, 17

Тема. Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом – 2 ч.

Сервировка стола. Искусство сервировки. История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам)

  1. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину.

  2. Сервировка праздничного стола.

  3. Приготовление праздничного блюда.

Перечень блюд: салат из чернослива с орехами и чесноком.

Занятия 18, 19

Тема. Наука о питании – 2 ч.

Развитие науки о питании. Достоинства и недостатки вегетарианства, лечебного голодания, сыроедения, теорий питания А.М. Уголева, Г. Шелтона, диеты Г.С. Шаталовой, П. Брэгга и др. Пища и болезни. Опасность недоедания и переедания для организма. Продукты, вызывающие аллергическую реакцию.

Примерный перечень практических заданий:

Построение индивидуального рациона.

Занятие 20

Тема. Экология и качество продуктов - 2ч.

Экологические проблемы природы, общества, человека. Негативные последствия использования технологий на качество продуктов, их влияние на здоровье человека.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам):

  1. Анализ возможных путей экологического загрязнения продуктов питания.

  2. Составление звездочки факторов, влияющих на экологическое состояние овощей. Экологически чистая пища.

  3. Игра “Смак”

Занятие 23-33

Тема. Элементы правильного питания в национальной кухни разных народов - 11 ч.

Продукты растительного происхождения в кухне народов своего региона. Разновидность холодных и горячих блюд в национальной кухне. Принципы подбора компонентов блюд и способов их приготовления. Заимствование блюд одним народом у другого как результат взаимного культурного общения. Блюда русской, украинской, грузинской и другой кухни. Традиции в сервировке, подаче и употреблении национальных блюд.

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам):

  1. Выбрать национальное блюдо горячего приготовления. Проверить его на соответствие требованиям сбалансированного питания. При обнаружении несоответствия внести коррективы.

  2. Приготовить выбранные блюда. Продегустировать и сделать выводы о вкусовых, питательных ценностях блюд.

Занятие 34, 35

Тема. Итоговое занятие по предмету по выбору “Кулинарное искусство”. Национальная кухня. Кулинарный поединок - 2 часа

Урок-зачёт (защита творческих проектов).

Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам):

  1. По предложенному перечню продуктов составить меню из трех блюд одной из национальной кухни.

  2. Проверить его на соответствие требованиям сбалансированного питания. При обнаружении несоответствия внести коррективы.

  3. Приготовить выбранные блюда. Продегустировать и сделать выводы о вкусовых, питательных ценностях блюд.


Список литературы для учителя


  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

  2. Европейская кухня – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998 (Серия “Лакомка”).

  3. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С.262-304.

  4. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

  5. Конышев В А. Всё о правильном питании. — М., 2001.

  6. Королева КМ., Королев A.M. Основы правильного питания. — Ижевск, 1999.

  7. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.174-226.

  8. Литвина ИМ. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. — СПб.: АО “Комплект”, 2005.

  9. Литвина ИМ. Основы правильного питания. — СПб.: АО “Комплект”, 2005.

Список литературы для учителя (дополнительный)

  1. Мартынов СМ. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. — М.: Просвещение, 1993.

  2. Покровский А.А., “Книга о вкусной и здоровой пище” - Москва: ВО “АГРОПРОМИЗДАТ”, 1988.

  3. Диск Кирилла и Мифодия “Кулинария”

  4. Диск “Технология” Электронная кулинария энциклопедия.

Список литературы для учащихся

  1. Литвина ИМ. Основы правильного питания. — СПб.: АО “Комплект”, 2005.

  2. Литвина ИМ. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. — СПб.: АО “Комплект”, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconК Контракту Приказом №13-05
Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)...
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconУроки кулинарного мастерства
Волшебное словосочетание: французская кухня! Приглашаем Вас на урок кулинарного мастерства к известному шеф-повару Алену Бриан
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconПрограмма дисциплины дпп. В. 03 Основы кулинарного искусства
Цель дисциплины: ознакомить студентов с основами кулинарного искусства и профессиями, задействованными в пищевой индустрии
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconПравила посещения фитнес-клуба «5 звезд»
Двери Клуба открыты для Вас ежедневно, кроме 1-ого января. Мы ждем Вас с 00 до 23. 00 по будним, субботним, воскресным и праздничным...
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconРасписание групповых занятий клуба "джоги"
Верхняя неделя 13. 10-19. 10 27. 10-02. 11 10. 11-16. 11 24. 11-30. 11 08. 12-14. 12 22. 12-28. 12
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconЗаседание Клуба Общественной палаты. 14 июня 2013 г
Мужчина 1 Добрый день. Давайте начинать наше очередное заседание клуба Общественной палаты. К сожалению, в этом году мы собираемся...
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconРеферат: Теория и практика сохранения и приумножения
Хотя есть и другие русские пословицы- типа«мал золотник,да дорог». Для Ротари движения дорог каждый член клуба. Так как с приходом...
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconКалендарно-тематическое планирование волонтёрских занятий на 2013 2014 уч год №
Медиа-беседа «Клуб волонтёров: вчера, сегодня, завтра». Анкетирование новых членов клуба
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconОписание групповых занятий Фитнес-клуба «Наутилус»
Максимальное сжигание жира, заряд энергии, мышечный тонус, развитие координации это то, что Вам нужно!
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconПрограмма экологического клуба «Экос»
Календарно-тематическое планирование работы экологического клуба «Экос» на 2012-2013 учебный год
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconРасписание групповых занятий с 11 ноября по 17 ноября
Уважаемые клиенты клуба! Возможны изменения уточняйте расписание на сайте. Понедельник
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconОтчет о результатах самообследования гоу нпо «ПУ№35»
«Читинское торгово-кулинарное училище», приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края №204 от...
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать...
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconОписание детских занятий world classики восточное телефон рецепции Детского клуба 64-64-64
Занятие с участием родителей, которые находятся в воде вместе с детьми. Освоение водной среды под руководством врача
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconКлуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории
Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности
Программа занятий Кулинарного клуба \"Кулинарное искусство\" iconПрограмма деятельности клуба будущих избирателей «Голос молодежи»
Программа предназначена для обеспечения интересной деятельности клуба будущих избирателей, объединяющего детей от 14 до 18 лет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск