МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА
ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА Рассмотрена Рассмотрена «Утверждаю»
на заседании МО на заседании Директор МБОУ СОШ №33
учителей химии, биологии педагогического г. Липецка
географии совета И.В. Знаменщикова
Протокол №1 Протокол №1 Приказ №245 от 29.08.2013г
от 29.08.2013г от 29.08.2013г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11А,Б КЛАССОВ
Составитель
учитель биологии
МБОУ СОШ №33
Мячина Е.П.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: - «Биология» Базовый уровень для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений; М.; «Вентана - Граф», 2008г.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 2 (в форме тестирования в формате ЕГЭ);
- практических работ - 5;
- лабораторных работ – 3.
Цели рабочей программы:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе с учетом реализации НРК.
Учет межпредметных связей в преподавании общей биологии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием.
Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между биологией и другими курсами.
Курс общей биологии 11 класса опирается в большей степени на знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии. Перечисленные науки дают для биологии следующие понятия:
Неорганическая химия:
Периодическая система Д.И. Менделеева.
Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.
Менделеева, встречающиеся в живых системах; их основные свойства.
Свойства растворов.
Теория электролитической диссоциации.
Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия:
Понятия об основных группах органических соединений.
Получение и химические свойства предельных углеводородов.
Физика:
Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
История:
Культура Западной Европы конца VI – первой половины XVII в.
Культура первого периода новой истории.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Примерная программа предусматривает распределение учебного времени следующим образом: на изучение темы «Организм» - 18 часов, «Клетка» - 8 часов. За счет предусмотренного резерва учебного времени (8 часов в 11 классе) на эти темы выделено дополнительное время: 4 часа – на тему «Организм» и 4 часа - на тему «Клетка».
Учитывая продолжительность 2009-2010 учебного года для 11 классов сроком 34 недели, курс биологии 11 класса будет проведен за 34 часа).
Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через организацию исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.
НРК - выделен интегрировано в темах 2 уроков в соответствии с примерным перечнем вопросов реализации НРК и по усмотрению учителя.
Итоговая аттестация выпускников будет проводиться в форме ЕГЭ.
Для формирования необходимой тестовой культуры выпускников и мониторинга их обученности запланировано проведение 2 тестовых контрольных работ в формате ЕГЭ.
Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов.
Учебно – тематический план курса общей биологии 11 классов.
№
| Тема
| Количество
часов
| Лабораторные
работы
| Практические
работы
| Контрольные
работы
| 1.
| Организм.
| 22
| 1
| 4
| 1
| 2.
| Клетка.
| 12
| 2
| 1
| 1
|
| Резервное время
| 8
|
-
|
-
|
-
|
| Итого в 11 классе:
| 34
| 3
| 5
| 2
|
Календарно – тематическое планирование
Номер урока
| Тема урока
| Домашнее задание
| Дата
| Глава 1. Организменный уровень жизни (17)
| 1
| Организменный уровень жизни и его роль в природе
| § 1
| 11а, б – 04.09
| 2
| Организм как биосистема
| § 2
| 11а, б – 11.09
| 3
| Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов
| § 3
| 11а, б – 18.09
| 4
| Размножение организмов
| § 4
| 11а, б – 25.09
| 5
| Оплодотворение и его значение
| § 5
| 11а, б – 02.10
| 6
| Развитие организма от зарождения до смерти
| § 6
| 11а, б – 16.10
| 7
| Из истории развития генетики
| § 7
| 11а, б – 23.10
| 8
| Изменчивость признаков организма и ее типы
| § 8
| 11а, б – 30.10
| 9
| Генетические закономерности, открытые Г. Менделем
| § 9
| 11а, б – 06.11
| 10
| Дигибридное скрещивание
| § 10
| 11а, б – 13.11
| 11
| Генетические основы селекции
| § 11
| 11а, б – 27.11
| 12
| Генетика пола и наследование, сцепленное с полом
| § 12
| 11а, б – 04.12
| 13
| Наследственные болезни человека
| § 13
| 11а, б – 11.12
| 14
| Этические аспекты медицинской генетики
| § 14
| 11а, б – 18.12
| 15
| Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований
| § 15
| 11а, б – 25.12
| 16
| Творчество в жизни человека и общества
| § 16
| 11а, б – 15.01
| 17
| Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах
| § 17
| 11а, б – 22.01
| Глава 2. Клеточный уровень жизни (9ч)
| 18
| Клеточный уровень организации живой материи
| § 18
| 11а, б – 29.01
| 19
| Клетка как этап эволюции живого в истории Земли
| § 19
| 11а, б – 05.02
| 20
| Строение клетки
| § 20
| 11а, б – 12.02
| 21
| Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы
| § 21
| 11а, б – 19.02
| 22
| Клеточный цикл
| § 22
| 11а, б – 26.02
| 23
| Деление клетки – митоз и мейоз
| § 23
| 11а, б – 05.03
| 24
| Структура и функции хромосом
| § 24
| 11а, б – 12.03
| 25
| История развития науки о клетке
| § 25
| 11а, б – 19.03
| 26
| Гармония и целесообразность в живой природе
| § 26
| 11а, б – 26.03
| Глава 3. Молекулярный уровень жизни (8ч)
| 27
| Молекулярный уровень жизни, его значение
| § 27
| 11а, б – 02.04
| 28
| Основные химические соединения живой материи
| § 28
| 11а, б – 09.04
| 29
| Структура и функции нуклеиновых кислот
| §29
| 11а, б – 16.04
| 30
| Процессы синтеза в живых клетках
| § 30
| 11а, б – 23.04
| 31
| Процессы биосинтеза белка
| § 31
| 11а, б – 30.04
| 32
| Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов
| § 32
| 11а, б – 07.05
| 33
| Химическое загрязнение окружающей среды
| § 33
| 11а, б – 14.05
| 34
| Время экологической культуры
| § 34,35
| 11а, б – 21.05
|
Список литературы Основная учебная литература для учащихся:
Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2006.
Общая биология. Учебник для 10- 11 классов / Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2005.
Дополнительная учебная литература для учащихся
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
Основная учебная литература для учителя:
Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).
Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);
Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
Научно – методические журналы «Биология в школе».
|