Скачать 0.51 Mb.
|
Аннотация к рабочей программе по биологии 10-11 классы (по авторской программе В.В.Пасечника) Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс базовый уровень. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2010. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. 10-11 класс Пояснительная записка Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего направлено на достижение следующих целей:
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаков – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. Изучение курса направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Рабочая программа составлена на основании авторской программы курса по биологии 10-11 класса «Общая биология», разработанной автором В.В. Пасечником (2010г), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта средне (полного) общего образования на базовом уровне (принятый в 2004г.). Разработанное тематическое и поурочное планирование ориентировано на использование учебника: Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010. – 367 с. В тематическом планировании 10 класса внесены следующие изменения: Количество часов в разделе: «Клетка» по тематическому планированию увеличено на 1 час. Тема очень важна для изучения последующих тем. В данном разделе выделяется 1 час (из резервного времени) для проведения контрольно-обобщающего урока по теме: «Клетка» и «Вирусы», т.к. по данной теме проводится тестирование. Количество часов в разделе: «Организм» в теме: «Наследственность и изменчивость» по тематическому планированию увеличено на 1 час, который отведен на практическую работу: «Решение генетических задач», для формирования навыка решения генетических задач. На тему «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология» по программе отведено 3 часа, а по тематическому планированию 2 часа, этот час перенесен на изучение темы: «Наследственность и изменчивость». В тематическом планировании 11 класса внесены следующие изменения: На изучение раздела: «Вид» по программе отведено 20 часов, а по тематическому планированию 22 часа (2 часа – резервное время). 1 час отведен на обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции», на этом уроке проводится тестирование по выяснению уровня знаний учащиеся по данной теме и 1час отводится на изучение темы: «Происхождение человека» для проведения обобщающего урока по данной теме. На изучение раздела: «Экосистемы» по программе отведено 11 часов, а по тематическому планированию 12 часов (1 час из резервного времени). Этот час отведен на изучение темы: «Структура экосистем», так как этот материал большой по объему. В 11 классе тематическое планирование в рабочей программе составлено на 34 часа, так как продолжительность учебного года на 1 неделю меньше. Тематическое планирование курса «Общая биология» 10-11 класс
Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделено 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 10-11 классах средней, в том числе в 10 классе –34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1час в неделю). Однако возможно изучение курса в течение одного года (в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 3 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении. В учебном плане МОУ «Средняя школа №37» на изучение биологии в 10-11 классах выделено 68 часов из федерального компонента, том числе в 10 классе –34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1час в неделю). Рабочая программа в 10 классе разработана на 34 часа: в том числе лабораторные работы - 3, практические работы – 5, тесты – 5. В течение учебного года происходит потеря учебного времени по объективным причинам. Демонстрация: 1. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы». 2. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосом», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК». 3. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Фотосинтез», «деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии». 4. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция – структурная и функциональная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас». 5. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России». Лабораторные работы:
Практические работы:
Тесты:
Рабочая программа в 11 классе разработана на 34 часа: в том числе лабораторных работ – 5, практических работ – 6, тесты – 2. Лабораторные работы: 1.Описание особи вида по морфологическому критерию. 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. 4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 5. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Практические работы: 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. 3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. 4. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. 5. Решение экологических задач. 6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решений. Тесты: 1. Основы учения об эволюции. 2. Происхождение человека Результаты освоения курса биологии выпускниками средней школы Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по биологии являются: • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по биологии являются: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по биологии являются: В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
• биологическую терминологию и символику; уметь • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). |