Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер95.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №39

Методическая разработка учебного занятия

Тема: Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Горшкова М.В.

Учитель биологии и химии

Челябинск 2013

Данные об авторе

Автор(ы): 

Горшкова Мария Викторовна

Место работы, должность: 

 МБОУ СОШ № 39 г. Челябинск учитель биологии

Регион: 

 Челябинская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учащийся (студент)

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

10 класс

Предмет(ы): 

Биология

Тема урока: Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Цель урока: 

Сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Тип урока: 

 Урок изучения нового материала

Учащихся в классе (аудитории): 

 25

Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Каменский А.А. Общая биология.10-11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2010.

2. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Издание 3-е, дополненное: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

4. Кириленко А. А. Молекулярная биология. Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ: уровни А, В и С : учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

5.Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике (с решениями): Для школьников, лицеистов и гимназистов. М.: Центр РСПИ

6.Рязанова Л.Г. Задачник по генетике для дифференцированного обучения: Учебное пособие.- Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, раздаточный материал: наборы типовых задач по моногибридному скрещиванию.

Используемые ЦОР:

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 [Электронное пособие] /Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронное пособие] /Кирилл и Мефидий, 2009.

  • Тренинг курс ЕГЭ [Электронное пособие] /Физикон, 2009.

  • Биология 6-11 класс, Виртуальная лаборатория. [Электронное пособие] /ГТУ, 2006.

  • Биология, химия, экология. [Электронное пособие] /Физикон, 2005.

  • Открытая биология. Версия 2.6. [Электронное пособие] /Физикон, 2006.

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. [Электронное пособие] /Физикон, 2009


Используемые интернет-ресурсы: 



2. Задачи урока

Образовательные:

Закрепить и углубить базовые генетические знания: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний.
Развивающие:

Развивать умение давать характеристику моногибридному скрещиванию, применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране окружающей среды, здравоохранению, сельскому хозяйству; развивать интерес к науке и медицине, логическое мышление, умение сопоставлять знания и факты; формировать материалистическое мировоззрение, умение понимать статистические закономерности, показать возможность математического расчета для прогнозирования численности вариантов, укреплять навыки записи схем на генном уровне.
Воспитывающие:

Помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач на этапе подготовки к выпускным экзаменам, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.

3. ожидаемые результаты:

Ученик должен знать: базовые генетические понятия и законы: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание.

Ученик должен уметь: объяснять причины возникновения некоторых генетических заболеваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание

Приобретаемые навыки детей:

  • учащиеся учатся работать в команде;

  • развитие логического мышления, памяти, воображения;

  • воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплине;

  • подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность

4. формы организации работы детей:

индивидуальная, групповая, коллективная. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
 

5. Ход мероприятия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    1. Организационный момент (2 мин)

Фронтальная беседа

-Здравствуйте! «В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный…» (Грегор Мендель)

Слайд 1: Портрет Г. Менделя.

-Основоположником какой науки является Г. Мендель? (генетики)

Слайд 2:

Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

-Что такое наследование?

-Как называется тема нашего урока? (Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (запись на доске)

Цели урока:

1. Повторить основные понятия генетики.

2. Раскрыть сущность моногибридного скрещивания.

3. Отрабатывать умения решать генетические задачи.


Обучающиеся отвечают на вопрос

    1. Актуализация знаний (8 мин)

- А начнем мы нашу работу с актуализации ваших знаний. Выполним задание, которое поможет вам грамотно объяснять решение генетических задач.

Слайд 3: Задание на соответствие (групповая работа класса-5 мин.)

Слайд 4: Повторение символики – 3 мин.


Групповая работа класса


Коллективная работа класса


    1. Изучение нового материала (15 мин)

Фронтальная беседа

 -Сколько законов Менделя вы знаете? (три)

-Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?

Слайд 5: Успех Г. Менделя определяется рядом причин:

1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.

-Давайте рассмотрим теоретические основы опытов Г.Менделя и дадим формулировки первым двум законам.

-Попробуйте описать опыт Менделя

Слайд 6: Иллюстрация опыта и открытие первого закона.

-Как можно сформулировать первый закон Менделя?

Слайд 7: Формулировка первого закона Менделя

«При скрещивании двух гомозиготных родительских особей, отличающихся друг от друга одной парой признаков, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным».

-Мендель продолжил эксперимент, попробуйте описать его дальнейшие исследования.

Слайд 8: Иллюстрация опыта и открытие второго закона.

-Как можно сформулировать второй закон Менделя?

Слайд 9: Формулировка второго закона Менделя

«При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»

Слайд 9: Гипотеза «чистоты гамет»

За признаки отвечают наследственные факторы (гены)

За один признак отвечает 2 фактора.

«При образовании гамет, в каждую попадает только один фактор из пары»

Слайд 10: Цитологические основы моногибридного скрещивания.

-Вот таким образом можно схематически представить закономерности наследования, используя современные понятия и символы

-Изучив теоретические основы, переходим к практической части урока


Отвечают на вопросы

Конспектируют в тетрадь причины успеха Менделя

Ответы обучающихся


Записывают в тетрадь формулировку первого закона Менделя

Ответы обучающихся

Записывают в тетрадь формулировку второго закона Менделя
Записывают в тетрадь формулировку гипотезы «Чистоты гамет»



    1. Закрепление пройденного материала (15 мин)

Составление алгоритма решения генетической задачи.

Слайд 11: Алгоритм решения генетической задачи

1. Внимательно прочитать условие задачи.

2.Проанализировать условие задачи.

3. Записать краткое условие задачи (ввести генетическую символику)

4. Составить схему решения задачи.

5. Записать ответ.

-Давайте попробуем решить задачу, используя данный алгоритм. Мне нужен помощник.

Слайд 12: Условие задачи

Рассмотрение примера решения задачи на доске (1 человек)

Слайд 13: Условия 2 задач для самостоятельной работы обучающихся в группах.

А теперь, вы работаете в группах. 1,3 группы решают первую задачу, 2,4 – вторую задачу.

Слайды 14-15: Решения задач

Работа в группах (решение задач и проверка) 5 мин.

 

Коллективное изучение алгоритма решения генетической задачи


1 человек работает у доски, остальные обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях

Работа в группах, решение задач

    1. Информация о домашнем задании (2 мин)

1. Изучить материал учебника параграфы 38, 39, устно ответить на вопросы на страницах 142, 146.

2. Решить 3 задачи по выбору с карточки.

3. Индивидуальное долгосрочное творческое задание. Начать составление задачника (придумать задачи на моногибридное скрещивание).


Записывают домашнее задание

    1. Рефлексия обучающихся по вопросам (3 мин)

Попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:

Слайд 16: Вопросы для рефлексии.

1. Что было для меня достаточно простым

2. Что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике

3. Имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни

4. Достаточно ли я независим от учителя.

Выставление отметок за урок.

-Большое спасибо за работу. До свидания!

Устные ответы на вопросы каждого обучающегося для себя


 Методическая и педагогическая эффективность  используемых технологий:

  • Разработанное занятие позволяет учащимся изучить и закрепить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, отработать умения решать генетические задачи. Применение информационных технологий позволяет в течение занятия использовать разные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

  • В процессе мероприятия у ребят формируются коммуникативные навыки, навыки  работы в группе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск