Критерий 5.
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе. Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно–практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя.
На пути реализации проекта я охотно распространяю позитивный педагогический опыт .
№
| Тема представления опыта
| Дата
| Уровень представления с указанием названия мероприятия
| 1.
| Использование интерактивной доски на уроках биологии
(см.приложение критерий 5, с.90)
| Март,
2010
| Муниципальный уровень
Окружной фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности»
| 2.
| Мультимедийное сопровождение уроков биологии
(см.приложение критерий 5, с.90)
| Август, 2010 г.
| Муниципальный уровень
Августовская педагогическая конференция
| 3.
| Преподавание биологии в рамках перехода на ФГОС
(см.приложение критерий 5, с.91)
| Август 2012г.
| Муниципальный уровень
Августовская педагогическая конференция
| 4.
| Использование ИКТ на уроках биологии
(см.приложение критерий 5, с.91)
| Март, 2010 г.
| Межмуниципальный уровень
Научно-практическая конференция
«Новый интеллект-2010»
с. Молчаново
| 5.
| Интернет-ресурсы в преподавании различных предметов
(см.приложение критерий 5, с.92)
| 2012г.
| Межмуниципальный уровень
Научно-практическая конференция
«Новый интеллект-2012»
с. Молчаново
| 6.
| Мастер – класс «Происхождение человека»
(см.приложение критерий 5, с.92)
| Ноябрь, 2010 г.
| Межмуниципальный уровень
Межмуниципальный семинар «Управление качеством образования в условиях реализации проекта «Наша новая школа»
с. Молчаново
| ..
Директор школы: /Майкова Г.П./ 73
№
| Тема представления опыта
| Дата
| Уровень представления с указанием названия мероприятия
| 7
| Презентация медиауроков биологии
(см.приложение критерий 5, с.93)
| Декабрь 2011
| Межмуниципальный уровень
IV Межмуниципальная ярмарка медиапродуктов,
с. Мельниково
| 8.
| Презентация медиауроков биологии
(см.приложение критерий 5, с.94)
| Апрель 2011г.
| Межмуниципальный уровень
III Межмуниципальная ярмарка медиапродуктов,
с. Мельниково
| 10.
| Мультимедийное сопровождение уроков биологии
(см.приложение критерий 5, с.95)
| Август 2010 г.
| Региональный уровень
VI Региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок, г.Томск
| 11.
| Мультимедийное сопровождение уроков биологии
(см.приложение критерий 5, с.95)
| Январь
2011 г.
| Региональный уровень
Региональный научно-практический семинар «Деятельностное содержание и компетентностный подход в условиях перехода к образовательным стандартам второго поколения»
г. Томск, ТПУ, ТОИПКРО
| 12.
| Интернет-ресурсы в преподавании различных предметов
(см.приложение критерий 5, с.96)
| 2012 г.
| Региональный уровень
VIII Региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок, г.Томск
| 13.
| Происхождение жизни на Земле
(публикация)
(см.приложение критерий 5, с.96)
| 2011- 2012г.г.
| Федеральный уровень
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
|
.Урок — это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский Тема, которую я выбрала для самообразования,- «Использование ИКТ –
технологий на уроках биологии». Со временем возникла необходимость в создании
Директор школы: /Майкова Г.П./ 74
педагогического проекта «Мультимедийное сопровождение уроков биологии». Полностью презентацию можно посмотреть на моей странице на сайте школы по адресу: http: //mol-mlschool2.edu.tomsk.ru/?ur=901 .
Актуальность проблемы.
Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Цель проекта: улучшение качества обучения на основе использования новых информационных технологий.
Задачи проекта.
Использование современных инновационно – образовательных сред при подготовке к урокам.
Развитие профессиональных, рефлексивных, продуктивных, исследовательских компетенций.
Повышение уровня информационной культуры.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 75
Формирование и развитие у обучающихся проектных, информационных и коммуникативных компетенций.
На пути достижения цели необходимо создание единого информационного пространства, которое позволит эффективно решить поставленные задачи.
На пути достижения цели необходимо создание учебно-методических условий. Схема показывает тесную связь условий между собой.
Планируемые результаты.
Составление методических рекомендаций по использованию
ИКТ - технологий в образовательном процессе.
Создание тематических медиапособий, электронных учебников.
Распространение позитивного опыта.
Создание учительского сайта.
Промежуточные результаты.
Основные формы использования информационных технологий:
Применение на уроке медиапособий:
Открытая биология.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 76
Уроки биологии Кирилла и Мефодия (4CD).
1С: Школа. Биология (4CD).
1С: Школа. Экология,10-11.
Продукты по биологии компании «Новый диск».
2. Тестирование на компьютерах. Начиная с 2000 года, в российском сегменте Интернета появились мощные специализированные образовательные серверы, содержащие информацию по биологии. Большая часть этих серверов помимо теоретической базы содержит разнообразные по сложности интерактивные тесты. Также использую при подготовке к ЕГЭ лицензионные СD и программы с тестами.
3. Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов, творческих работ учащихся. С помощью компьютерной программы "Power Point", создаю и продолжаю работать над созданием серий мультимедийных уроков, учебных пособий, используя электронные учебные пособия. Часть лабораторных работ провожу, используя аудиовизуальную информацию лабораторного практикума, представленную в различной форме (интерактивные тренинги, текст, графика, анимация, слайды, музыка, имитация голосов животных), стимулируют непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. При подготовке уроков активно привлекаю обучающихся, они, подбирая материал, готовят сообщения с презентациями (см. критерий 2). Обучающимися с 6 по11 классы созданы более 200 презентаций по разным темам к урокам биологии:
Мадрепоровые кораллы
Диеты: польза и вред
Анорексия
Блок презентаций «Черви-паразиты»
Атеросклероз
Аневризма
Клонирование
Трансгенные организмы
По мере прохождения этапов проекта произошло расширение использования ИКТ - технологий. Появилась интерактивная доска. Возникла необходимость в овладении приемами работы с интерактивной доской.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 77 Я никаких курсов по работе с доской не оканчивала, освоила самостоятельно приёмы работы с интерактивной доской. Мне помогли Интернет и его ресурсы: www.interwrite.ru.
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.
Основные способы использования интерактивной доски:
* делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений * демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям * использование групповых форм работы * совместная работа над документами, таблицами или изображениями * управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) * использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
* изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски * изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок * сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет * сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради Директор школы: /Майкова Г.П./ 78
* демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
* демонстрация учебных видеороликов * создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши * создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке * при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.
|
| Методика разработки урока с интерактивной доской.
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски необходим алгоритм, следуя которому можно успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Определить тему, цель и тип занятия;
Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
Что дает использование интерактивной доски учителю?
1. Интенсификация урока
2. Повышение интереса и мотивации
3. Индивидуализация обучения
4. Эффективность подачи материала
5. Неограниченные ресурсы
Что дает использование интерактивной доски для обучающихся?
Среди обучающихся был проведен опрос. На вопрос: «Считаете ли Вы, что использование современных ИКТ - технологий помогает улучшить результаты в Директор школы: /Майкова Г.П./ 79
обучении?» 95 % опрошенных ответили утвердительно, 5%-не согласились.
Также систематически применяю ИКТ – технологии при проведении профильных и элективных курсов. В 2006- 2007 уч. году начала работать с предпрофильной группой по авторской программе элективного курса «Эксперимент по анатомии и физиологии». Задача этого курса - сформировать устойчивый интерес к биологии, навыки самонаблюдения, самопознания, исследовательской культуры. Тема «Эксперимент по анатомии и физиологии» интересна и немаловажная в курсе биологии и уверена, что это помогло мне повысить интерес у детей к предмету. Обучающиеся ежегодно выбирают и успешно сдают биологию в качестве выпускного экзамена в 9 классе.
Также работаю в профильной группе по программе элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии», скорректированной с учетом запросов учащихся, в 10-11 классах. Задача профильной группы – систематизировать и углубить знания в биологии, ориентировать учащихся на успешную сдачу экзамена за курс средней школы в форме ЕГЭ, подготовить к успешному продолжению своего обучения в ВУЗе. Поэтому включила в курс работу с тестами ЕГЭ и задания уровня вузовских курсов подготовки к поступлению.
Систематически применяю информационные технологии при подготовке к ЕГЭ.
Выпускники не только успешно сдают ЕГЭ, но и поступают в учебные заведения по его результатам. В 2008 году выпускница Степанова Евгения поступила в СГМУ на факультет клинической психологии по результату ЕГЭ по биологии (79 баллов – самый высокий балл в районе). В 2009 году по результату ЕГЭ по биологии двое выпускников поступили в медицинский колледж, один – в ТГУ, один – в ТУСУР (экологическое направление). В 2010 году по результату ЕГЭ по биологии двое выпускников поступили в медицинский колледж, один – в ТГУ, один – СГМУ (педиатрическое отделение).
В 2011 году по результату ЕГЭ по биологии двое выпускников поступили в ТГУ, один – ТПУ (генная инженерия), один - ТГПУ (психология). В 2012году мои выпускники успешно сдали ЕГЭ по биологии и зачислены в ТГУ, СибГМУ, ТУСУР.
С 2007г. в 10 классе работаю по новому элективному курсу «Основы генетики и селекции. Задача курса - углубление знаний по генетическим закономерностям, законам, формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, навыков определения типов генетических закономерностей и решения задач по данным типам. В качестве итоговой работы обучающиеся готовят творческую работу по теме «Основы генетики и селекции» с использованием информационных технологий.
Хорошие результаты показывают обучающиеся проектной и исследовательской деятельности.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 80
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по биологии.
Год
| Тема научно-практической конференции,конкурса, участники
| Уровень (места)
| Уровень
| Межмуниципальный
| Региональный
| 2010
| «Я познаю мир»
Подгорнская СОШ
Осотова Д., Голдовская А.
«20 сумасшедших экспериментов»
| Гран-при
(см. приложение критерий 4, с.68)
|
| 2010
| «Новый интеллект-2010»
Молчановская СОШ№2
Бирулина А.
«Сцифоидные медузы: красивые и опасные»
| 2 место
|
| 2011
| «Новый интеллект-2011»
Молчановская СОШ№2
Осотова Д.
«Мутации. Очевидное-невероятное»
| 3 место
(см. приложение критерий 4, с.68)
|
| 2011
| Открытый молодежный форум «Современная Россия глазами молодёжи» с.Мельниково
Шегарская СОШ№1
Осотова Д.
«Мутации. Очевидное-невероятное»
| (см. приложение критерий 4, с.69)
|
| 2012
| «Новый интеллект-2012»
Молчановская СОШ№2
Корочистова Ю.
«УМК по биологии по теме «Многообразие моллюсков»
| 1 место
(см. приложение критерий 4, с.69)
|
| 2012
| Региональный конкурс образовательных мультимедийных презентаций среди обучающихся Томской области
ТОИПКРО
Корочистова Ю.
«УМК по биологии по теме «Многообразие моллюсков»
|
| II место
(см. приложение критерий , с.70)
| 2012
| Региональный конкурс образовательных мультимедийных презентаций среди обучающихся Томской области
ТОИПКРО
Корочистова Ю.
«УМК по биологии по теме «Многообразие моллюсков»
|
| II место
(см. критерий 4, с.70)
| Директор школы: /Майкова Г.П./ 81
Год
| Тема научно-практической конференции,конкурса, участники
| Уровень (места)
| Уровень
| Межмуниципальный
| Региональный
| 2013
| Областной этап XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России»
проект «Цветной Родничок»
Першин Н., Першин В., Ерепилова Е., Гашилова Я., Ноак Н.,
|
| Финалисты
(см. приложение критерий 4 стр.71)
| С 2009 года являюсь руководителем проблемной группы «Использованием ИКТ – технологий», в рамках которой проведены занятия по следующим темам:
Приемы работы с интерактивной доской.
Обучение приемам работы с Microsoft Office Power Point.
Приемы и методика применения Microsoft Office Power Point при работе с интерактивной доской.
Выводы.
На пути к реализации проекта пройдены следующие этапы:
Самообразование и обучающие курсы
Распространение позитивного опыта
Развитие профессиональных, рефлексивных, продуктивных,
исследовательских компетенций
Использование современных инновационно–образовательных сред при подготовке к урокам
Формирование и развитие у обучающихся проектных, информационных и коммуникативных компетенций
|