Сценарий проблемно-эвристического урока Сценарий урока написан в рамках авторской технологии «Перспектива» учителя-методиста Прищепа Татьяны Александровны. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Образовательное учреждение: ТОГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида»
Предмет: ознакомление с окружающим миром
Тема: «Чудо всегда рядом»
Класс: второй (наполняемость класса 7 человек)
Учебно-методическое обеспечение: В мире дикой природы IMP BV \ OOO «Интернейшн Мастерс Паблишерс» RUP 5000 20054 ISBN 5-902585-02-3 MMIV (иллюстративный материал P 33, 54, 79, 45, 03).
Время реализации урока: 45 минут
Дата проведения урока: май 2009 г.
Авторский медиапродукт: презентация 18 слайдов; программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Adobe Photoshop, текстовый редактор Microsoft Word.
Цель:
закрепить знания учащихся о насекомых, как самой многочисленной группе живых организмов на Земле; мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность (поиск отличительных особенностей, характеризующих определённый класс животных – пауков).
Задачи урока:
Образовательные – обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о группе живых организмов – насекомых; показать значение разнообразия данной группы, учить детей анализировать представленные доказательства на основе сравнения внешнего вида насекомых и паукообразных; классифицировать, оперировать знаниями и умениями, делать выводы;
Развивающие – осознавать мотив своей деятельности: «Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю?». Планировать деятельность в паре, то есть понимать, что совместная деятельность дисциплинирует выполнение поставленной задачи. Отвечать на вопросы: «Какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи, что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом?)»;
Воспитательные – воспитывать интерес к нашим соседям по планете – насекомым, животным, желание узнавать о их жизни, формировать нравственно-экологическое сознание детей, разумное поведение на природе, бережное отношение к природе, уверенность в своих силах;
Коррекционные – активизировать работу слухоречевого анализатора через подражание, самостоятельную речь, сопряжённо-отражённое проговаривание.
Основные понятия и термины: трещины коры, расщелины гор, лесные хоромы, лесные чудеса, «Насекомые – хозяева планеты Земля», вышивает шёлком круг, парить на одном месте.
Проблемный вопрос:
обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Тип урока:
комбинированный, включающий в структуру проверку, коррекцию, закрепление знаний и умений, знакомство с новым материалом.
Форма урока:
урок-путешествие с элементами диалога, исследования, решения поставленной проблемы; представление лекционного материала.
Формы обучения:
игровые формы (имитационные), переходящие к самостоятельным, индивидуальным, парным формам работы.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
ОС Windows 2000, мультимедийный проектор, наглядная презентация. Иллюстрации с изображением насекомых, пауков, природы. Речевые карточки, бланки, кроссворд, ручки, фонетический экран, индивидуальные слуховые аппараты.
Методы:
объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемно-эвристические, когнитивные.
Предшествующая работа:
посещение областного музея «Животный мир Томской области», просмотр телепередач «В мире животных», разучивание и проведение игры: «Лесная поляна». Пояснения. Представь, что ты находишься на лесной поляне. Вокруг тебя летают, ползают различные насекомые. Каких насекомых ты можешь встретить на лесной поляне? Выбери себе роль (например, «Я - муравей») и от лица своего героя расскажи всё о его жизни: кто ты, что умеешь делать, где живёшь, чем питаешься. Подвижная игра «Насекомые луга, леса, поля, сада». Конкурс рисунков «Этот волшебный мир насекомых». Проведение круглого стола «Насекомые – хозяева планеты Земля» с участием родителей.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов);
эффективность индивидуального подхода к работе учащихся с особенностями в развитии в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов;
подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью активизации познавательных способностей школьников, имеющих нарушения функций слухового анализатора.
План проведения урока:
П/№
| Этапы урока
| Временная реализация
| Номер слайда
| I
| Организационный момент
| 2 минуты
| №1
| II
| Повторение материала
| 4 минуты
| №2, №3
| III
| Работа по теме урока с бланками (установка)
| 3 минуты
|
| IV
| Самостоятельная работа (загадки)
| 9 минут
| №4, №5, №6, №7, №8, №9
| V
| Психогимнастика (игра-отдых)
| 2 минуты
|
| VI
| Постановка проблемы, поиск её решения (лекционный материал)
| 10 минут
| №10
| VII
| Слухоречевая работа (коррекция слуха)
| 2 минуты
|
| VIII
| Закрепление материала
| 8 минут
| №11, №12, №13, №14
| IX
| Итог урока, рефлексия (самооценка)
| 3 минуты
| №15
| X
| Задание на дом
| 2 минуты
| №16, №17, №18
|
Карта урока:
Комментарии
структурных
элементов урока
| Время
Слайды
| Развитие личностных качеств и
психических процессов
| Репродуктивные
формы
деятельности
| Продуктивные
формы
деятельности
| Организационный момент. Звучит мелодия А.
Вивальди
«Времена года (Лето)»,
учитель даёт установку
на активную
деятельность, раскрывает волшебный мир природы, объявляет тему урока
| 2 мин
1-ый
| Ощущения.
Слуховое
восприятие. Распределение
внимания.
Воображение
| Развитие
психических
процессов и
свойств, которые
являются базовыми
для дальнейшего
формирования
субъектной
позиции:
когнитивных,
регуляторных, мотивационных.
Активность.
Интерес.
Мотивация.
Эмоции
| Повторение материала.
Учитель задаёт вопросы
о насекомых, с детьми
определяет
характеристики
насекомых
| 4 мин
2-ой,
3-ий
| Слуховая память.
Мышление.
Внимание
| Расширение
представлений о
ярком мире
насекомых.
Логичность
умозаключений.
Инициированная
речь.
Активность.
Систематизация
знаний.
Рефлексивность
| Работа по теме.
Установка на
продуктивную
деятельность.
Закрепление
выражения «Насекомые –
хозяева планеты Земля».
Три самостоятельных
задания
(работа в паре)
| 3 мин
| Долговременная
память.
Эмоциональное реагирование,
осмысление
| Развитие
мотивационной
сферы,
готовности к
совершению
выборов,
навыков
постановки и
удержания цели
в рамках
совершенного
выбора.
Сравнение понятий.
Аналогия.
Аргументирован-
ность действий
| Самостоятельная
работа.
Учитель создаёт условия
для самостоятельной
работы,
выводит на экран
монитора
загадки,
сопровождаемые
иллюстративным
материалом,
отгадки ученики
заносят в кроссворд
«Насекомые».
| 9 мин
4-ый,
5-ый,
6-ой,
7-ой,
8-ой,
9-ый
| Самоопределение
каждого участника
в процессе
деятельности. Наблюдение.
Зрительная и
слуховая
память.
Умозаключение.
Практический
опыт
| Развитие
навыков
целеполагания и планирования деятельности.
Развитие
навыков
саморегуляции в процессе
достижения
цели.
Мыслительная деятельность.
Выполнение
поручений.
Оречевление
действий.
Практический опыт.
Точность речи.
Рефлексивность.
Контрольно-коррекционная деятельность
(все ли выполнил,
верно ли выполнил)
| Психогимнастика
| 2 мин
| Внимание.
Логически-
понятийное
мышление.
Анализ.
Синтез
| Развитие
навыков
планирования деятельности, рефлексии и саморефлексии.
Действия по
аналогии.
Краткость речи.
Регуляция
собственных
действий
| Учитель ставит
проблему: «Можно ли
паука отнести к
насекомым?». Поиск её решения.
Учитель подготавливает
детей к восприятию
нового материала
| 10 мин
10-ый
| Освоение и
осмысление предъявленных инструментальных
задач, связанных с построением
реальной
деятельности, достижением
конкретных
целей.
Память.
Внимание
| Развитие
умения
соотносить
свою
деятельность
с деятельностью
других людей.
Действия по
образцу.
Активность.
Точность речи.
Любознательность.
Точность
определений
| Слухоречевая
деятельность
(соотнесение
картинки, слова,
карточки).
Учитель проводит
слуховую работу,
даёт фразы за экраном:
«прыгательные ноги», «плавательные ноги»,
«копательные ноги»,
«хватательные ноги»
| 2 мин
| Гибкость мышления.
Память.
Воображение.
Анализ.
Синтез.
Слуховая память.
Мышление.
Слушание
| Речедвигательная
активность.
Сравнение.
Мотивация.
Общение.
Умения, навыки
как
деятельность.
Точность речи.
Рефлексивность
| Закрепление материала:
отчёт о поисковой работе;
а) названия насекомых;
б) польза от насекомых;
в) вред от насекомых;
г) игра «Кто? Что делает?»
| 8 мин 11-ый,
12-ый,
13-ый,
14-ый
| Психологическая готовность.
Память.
Внимание.
Речевая деятельность.
Собранность
| Развитие коммуникативных навыков и
социально-психологических свойств
личности:
готовности
к
сотрудничеству, социальной
перцепции и т.д.
| Итог урока.
По окончании
урока учитель проводит
рефлексию,
выясняет
заинтересованность
учеников,
значимость,
целесообразность
урока
| 3 мин
15-ый
| Рефлексивное наблюдение. – Самостоятельный,
а лучше групповой
анализ
происходившего,
попытка
разобраться в том,
что способствовало,
а что
препятствовало
успешной деятельности.
Внимание.
Память.
Восприятие.
| Рефлексивность.
Аргументирован-
ность.
Речевая активность.
Оценка
собственной
самости
| Домашнее задание:
поиск в Интернете
бабочек
(обязательная работа со
словарём, энциклопедией)
| 2 мин
16-ый,
17-ый,
18-ый
| Активное экспериментирование
– освоение новых
умений и
навыков в
ситуации поиска
| Создание условий для проживания и
осмысления
нового жизненного
опыта.
Любознательность.
Рефлексивность.
Гибкость мышления.
Ответственность.
Собранность.
Трудолюбие.
Наблюдательность.
Поисковая
деятельность.
|
Выводы:
Как видно из проведённого поискового урока, даже при оказании небольшой обучающей помощи дети, имеющие нарушения в работе слухового анализатора, следующие за учителем, обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.
Итак, стимулирующая помощь организует слабослышащего ребёнка, обостряет его внимание, «включает» его в работу, уточняя суть учебного занятия. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребёнок утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.
Направляющая помощь «ведёт» ребёнка от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным (работа с информационными источниками).
Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником, родителя с ребёнком) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребёнка за гранью невыполнения задания, во-вторых, от действий по аналогии (по прямому научению) переводит на всё более сознательные и самостоятельные действия. Список использованной литературы:
Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение, 1992. – С.71-95.
Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Лтд., 2005. – 644 с.
Виноградова Н.Ф., О.А. Рыдзе. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. – 122 с.
Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 334 с. (Серия «Сердце отдаю детям»).
Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребёнка. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 1996. – 243 с.
|