Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.05.2014
Размер136.01 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Биология > Сценарий
Сценарий проблемно-эвристического урока
Сценарий урока написан  в рамках авторской технологии «Перспектива» учителя-методиста Прищепа Татьяны Александровны. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

Автор: Моисеева Раиса Ивановна

Образовательное учреждение: ТОГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида»

Предмет: ознакомление с окружающим миром

Тема: «Чудо всегда рядом»

Класс: второй (наполняемость класса 7 человек)

Учебно-методическое обеспечение: В мире дикой природы IMP BV \ OOO «Интернейшн Мастерс Паблишерс» RUP 5000 20054 ISBN 5-902585-02-3 MMIV (иллюстративный материал P 33, 54, 79, 45, 03).

Время реализации урока: 45 минут

Дата проведения урока: май 2009 г.

Авторский медиапродукт: презентация 18 слайдов; программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Adobe Photoshop, текстовый редактор Microsoft Word.

Цель:

закрепить знания учащихся о насекомых, как самой многочисленной группе живых организмов на Земле; мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность (поиск отличительных особенностей, характеризующих определённый класс животных – пауков).

Задачи урока:

Образовательные – обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о группе живых организмов – насекомых; показать значение разнообразия данной группы, учить детей анализировать представленные доказательства на основе сравнения внешнего вида насекомых и паукообразных; классифицировать, оперировать знаниями и умениями, делать выводы;

Развивающие – осознавать мотив своей деятельности: «Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю?». Планировать деятельность в паре, то есть понимать, что совместная деятельность дисциплинирует выполнение поставленной задачи. Отвечать на вопросы: «Какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи, что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом?)»;

Воспитательные – воспитывать интерес к нашим соседям по планете – насекомым, животным, желание узнавать о их жизни, формировать нравственно-экологическое сознание детей, разумное поведение на природе, бережное отношение к природе, уверенность в своих силах;

Коррекционные – активизировать работу слухоречевого анализатора через подражание, самостоятельную речь, сопряжённо-отражённое проговаривание.

Основные понятия и термины: трещины коры, расщелины гор, лесные хоромы, лесные чудеса, «Насекомые – хозяева планеты Земля», вышивает шёлком круг, парить на одном месте.

Проблемный вопрос:

обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Тип урока:

комбинированный, включающий в структуру проверку, коррекцию, закрепление знаний и умений, знакомство с новым материалом.

Форма урока:

урок-путешествие с элементами диалога, исследования, решения поставленной проблемы; представление лекционного материала.

Формы обучения:

игровые формы (имитационные), переходящие к самостоятельным, индивидуальным, парным формам работы.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

ОС Windows 2000, мультимедийный проектор, наглядная презентация. Иллюстрации с изображением насекомых, пауков, природы. Речевые карточки, бланки, кроссворд, ручки, фонетический экран, индивидуальные слуховые аппараты.

Методы:

объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемно-эвристические, когнитивные.

Предшествующая работа:

посещение областного музея «Животный мир Томской области», просмотр телепередач «В мире животных», разучивание и проведение игры: «Лесная поляна». Пояснения. Представь, что ты находишься на лесной поляне. Вокруг тебя летают, ползают различные насекомые. Каких насекомых ты можешь встретить на лесной поляне? Выбери себе роль (например, «Я - муравей») и от лица своего героя расскажи всё о его жизни: кто ты, что умеешь делать, где живёшь, чем питаешься. Подвижная игра «Насекомые луга, леса, поля, сада». Конкурс рисунков «Этот волшебный мир насекомых». Проведение круглого стола «Насекомые – хозяева планеты Земля» с участием родителей.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  1. необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов);

  2. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся с особенностями в развитии в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);

  3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов;

  4. подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью активизации познавательных способностей школьников, имеющих нарушения функций слухового анализатора.


План проведения урока:

П/№

Этапы урока

Временная реализация

Номер слайда

I

Организационный момент

2 минуты

№1

II

Повторение материала

4 минуты

№2, №3

III

Работа по теме урока с бланками (установка)


3 минуты




IV

Самостоятельная работа (загадки)

9 минут

№4, №5, №6, №7, №8, №9

V

Психогимнастика (игра-отдых)

2 минуты




VI

Постановка проблемы, поиск её решения (лекционный материал)

10 минут

№10

VII

Слухоречевая работа (коррекция слуха)

2 минуты




VIII

Закрепление материала

8 минут

№11, №12, №13, №14

IX

Итог урока, рефлексия (самооценка)

3 минуты

№15

X

Задание на дом

2 минуты

№16, №17, №18


Карта урока:

Комментарии

структурных

элементов урока

Время

Слайды

Развитие личностных качеств и

психических процессов

Репродуктивные

формы

деятельности

Продуктивные

формы

деятельности

Организационный момент. Звучит мелодия А.

Вивальди

«Времена года (Лето)»,

учитель даёт установку

на активную

деятельность, раскрывает волшебный мир природы, объявляет тему урока

2 мин

1-ый


Ощущения.

Слуховое

восприятие. Распределение

внимания.

Воображение

Развитие

психических

процессов и

свойств, которые

являются базовыми

для дальнейшего

формирования

субъектной

позиции:

когнитивных,

регуляторных, мотивационных.

Активность.

Интерес.

Мотивация.

Эмоции

Повторение материала.

Учитель задаёт вопросы

о насекомых, с детьми

определяет

характеристики

насекомых

4 мин

2-ой,

3-ий


Слуховая память.

Мышление.

Внимание

Расширение

представлений о

ярком мире

насекомых.

Логичность

умозаключений.

Инициированная

речь.

Активность.

Систематизация

знаний.

Рефлексивность

Работа по теме.

Установка на

продуктивную

деятельность.

Закрепление

выражения «Насекомые –

хозяева планеты Земля».

Три самостоятельных

задания

(работа в паре)

3 мин

Долговременная

память.

Эмоциональное реагирование,

осмысление


Развитие

мотивационной

сферы,

готовности к

совершению

выборов,

навыков

постановки и

удержания цели

в рамках

совершенного

выбора.

Сравнение понятий.

Аналогия.

Аргументирован-

ность действий

Самостоятельная

работа.

Учитель создаёт условия

для самостоятельной

работы,

выводит на экран

монитора

загадки,

сопровождаемые

иллюстративным

материалом,

отгадки ученики

заносят в кроссворд

«Насекомые».


9 мин

4-ый,

5-ый,

6-ой,

7-ой,

8-ой,

9-ый


Самоопределение

каждого участника

в процессе

деятельности. Наблюдение.

Зрительная и

слуховая

память.

Умозаключение.

Практический

опыт


Развитие

навыков

целеполагания и планирования деятельности.

Развитие

навыков

саморегуляции в процессе

достижения

цели.

Мыслительная деятельность.

Выполнение

поручений.

Оречевление

действий.

Практический опыт.

Точность речи.

Рефлексивность.

Контрольно-коррекционная деятельность

(все ли выполнил,

верно ли выполнил)

Психогимнастика

2 мин


Внимание.

Логически-

понятийное

мышление.

Анализ.

Синтез

Развитие

навыков

планирования деятельности, рефлексии и саморефлексии.

Действия по

аналогии.

Краткость речи.

Регуляция

собственных

действий

Учитель ставит

проблему: «Можно ли

паука отнести к

насекомым?». Поиск её решения.

Учитель подготавливает

детей к восприятию

нового материала


10 мин

10-ый

Освоение и

осмысление предъявленных инструментальных

задач, связанных с построением

реальной

деятельности, достижением

конкретных

целей.

Память.

Внимание

Развитие

умения

соотносить

свою

деятельность

с деятельностью

других людей.

Действия по

образцу.

Активность.

Точность речи.

Любознательность.

Точность

определений

Слухоречевая

деятельность

(соотнесение

картинки, слова,

карточки).

Учитель проводит

слуховую работу,

даёт фразы за экраном:

«прыгательные ноги», «плавательные ноги»,

«копательные ноги»,

«хватательные ноги»

2 мин


Гибкость мышления.

Память.

Воображение.

Анализ.

Синтез.

Слуховая память.

Мышление.

Слушание

Речедвигательная

активность.

Сравнение.

Мотивация.

Общение.

Умения, навыки

как

деятельность.

Точность речи.

Рефлексивность

Закрепление материала:

отчёт о поисковой работе;

а) названия насекомых;

б) польза от насекомых;

в) вред от насекомых;

г) игра «Кто? Что делает?»

8 мин
11-ый,

12-ый,

13-ый,

14-ый

Психологическая готовность.

Память.

Внимание.

Речевая деятельность.

Собранность


Развитие коммуникативных навыков и

социально-психологических свойств

личности:

готовности

к

сотрудничеству, социальной

перцепции и т.д.

Итог урока.

По окончании

урока учитель проводит

рефлексию,

выясняет

заинтересованность

учеников,

значимость,

целесообразность

урока

3 мин

15-ый

Рефлексивное наблюдение. – Самостоятельный,

а лучше групповой

анализ

происходившего,

попытка

разобраться в том,

что способствовало,

а что

препятствовало

успешной деятельности.

Внимание.

Память.

Восприятие.

Рефлексивность.

Аргументирован-

ность.

Речевая активность.

Оценка

собственной

самости

Домашнее задание:

поиск в Интернете

бабочек

(обязательная работа со

словарём, энциклопедией)

2 мин

16-ый,

17-ый,

18-ый


Активное экспериментирование

– освоение новых

умений и

навыков в

ситуации поиска

Создание условий для проживания и

осмысления

нового жизненного

опыта.

Любознательность.

Рефлексивность.

Гибкость мышления.

Ответственность.

Собранность.

Трудолюбие.

Наблюдательность.

Поисковая

деятельность.


Выводы:

Как видно из проведённого поискового урока, даже при оказании небольшой обучающей помощи дети, имеющие нарушения в работе слухового анализатора, следующие за учителем, обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

Итак, стимулирующая помощь организует слабослышащего ребёнка, обостряет его внимание, «включает» его в работу, уточняя суть учебного занятия. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребёнок утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.

Направляющая помощь «ведёт» ребёнка от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным (работа с информационными источниками).

Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником, родителя с ребёнком) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребёнка за гранью невыполнения задания, во-вторых, от действий по аналогии (по прямому научению) переводит на всё более сознательные и самостоятельные действия.
Список использованной литературы:

  1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение, 1992. – С.71-95.

  2. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Лтд., 2005. – 644 с.

  3. Виноградова Н.Ф., О.А. Рыдзе. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. – 122 с.

  4. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 334 с. (Серия «Сердце отдаю детям»).

  5. Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребёнка. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 1996. – 243 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск