Скачать 0.63 Mb.
|
Пояснительная записка 6класс Настоящая рабочая программа по биологии разработана на основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии, рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по биологии для 10-11 классы «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина//Программа для общеобразовательных учреждений.// Биология 6-11 класс. М.: Дрофа.2008 Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение биологии в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о биологии и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс биологического и экологического развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно – ориентационный и деятельный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования знаний по биологии. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ биологии и процесса формирования умений применять эти знания на практике, в личной жизни. В последние годы задачи обучения биологии определяются с позиций компетентностного подхода. Под компентенцией понимается сумма знаний, умений и личных качеств, позволяющих человеку совершать различные действия. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения знаний и процесса формирования коммуникативных умений и навыков. Предметные цели курса биологии максимально приближаются к жизненным потребностям ученика 6 класса: *Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач логического мышления школьников. *Ориентировать образование на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. *Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. *Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием. *Формировать умения опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать живые организмы осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. * Применять полученные знания и умения в жизни. Основное содержание курса биологии 6 класса основано на изучении морфологии и жизнедеятельности живого организма, поэтому необходимо создать условия для осознанного, качественного усвоения материала и умения применять его на практике. Деятельностный подход отражен не только в целевом блоке стандарта, но и в Требованиях, состоящих из трех компонентов: «Знать /понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Требования нацелены на освоение учащимися содержания биологического образования на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях. Цель курса: Получить знания об общих представлениях о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Задачи курса: Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся должны получать представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Требования к уровню подготовки выпускника на второй ступени обучения Предметно – информационная составляющая: Знать / понимать
Деятельностно – коммуникативная составляющая: Уметь
Ценностно – ориентационная составляющая:
Список литературы 1.Закон Российской федерации об образовании от 10.07.1992 №3266-1 с изменениями и дополнениями. 2. Федеральная целевая программа образования на 2006- 2007 годы. 3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов стандарта начального общего и среднего (полного) общего образования. ООО « Издательство АСТ», 2004. 4.Региональный ( национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Свердловской области, Екатеринбург, 2005. 5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29 декабря 2001 г. М., 2002. 6.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования – 2002 - № 6. 7.Концептуальные подходы к формированию основных направлений развития образования в Свердловской области на 2004-2007 г. Екатеринбург. 2004. 8.Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «…» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».( Проект) 9.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Проект). 10.Методическое письмо « О преподавании … в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2008 года». 11. Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект. ИРРО, 2007). 12. Положение о структуре рабочей программы. 13.Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Рабочие программы по биологии для 6 – 11 классов ; Москва «Глобус» 2007 год. Учебно-методическое обеспечение: Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина // Программа для общеобразовательных учреждений. «Живой организм». 6 класс. М. : Дрофа. 2008г. Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. : Дрофа, 2005. К учебнику прилагается рабочая тетрадь с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». М. : Дрофа. Дополнительная литература:
Обоснование внесенных в рабочую программу изменений и дополнений по сравнению с примерной РП.: Все это в целом определило поиск подходов по совершенствованию научно-методического сопровождения процесса обучения учащихся на уроках биологии в 6 классе. Результатом стало рабочая программа для учащихся 6классов общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана на основе программы по биологии Н.И.Сонина для 6-11 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Программа 6 класса рассчитана на 1 час в неделю и составляет 34 часа из них 3 контрольные работы; обучающее – развивающих уроков – 31. Место дисциплины: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Федерального компонента. Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно- научной картины мира. Содержание курса: Программа включает следующие разделы: Раздел №1 Строение и свойства живых организмов – 10 часов: Тема: Основные свойства живых организмов - 1 час (называть признаки живых организмов и их значение) Тема: Химический состав клетки – 1 час (называть химические вещества, входящие в клетку) Тема: Строение растительной и животной клетки – 2 часа (клетка – элементарная единица живого, строение и функции органоидов клетки, сравнение растительной и животной клетки) Тема: Ткани растений и животных – 2 часа (ткани растений, ткани животных) Тема: Органы и системы органов – 4 часа (строение корня, строение и значение побега, цветок, соцветия, плоды, строение семян, системы органов животного) Тема: Растения и животные как целостные организмы – 1 час (организм как единое целое) Раздел №2 Жизнедеятельность организма – 22 часа Тема: Питание и пищеварение – 4 часа (особенности питания растительного организма, фотосинтез и его значение, особенности питания животных, пищеварение и его значение) Тема: Дыхание – 2 часа (дыхание у растений, дыхание у животных) Тема: Передвижение веществ в организме – 2 часа (передвижение веществ в растении, перемещение веществ в животном организме) Тема: Выделение – 2 часа (выделение у растений, грибов, животных, обмен веществ у растений и животных) Тема: Опорные системы – 1 час (опорные системы растений и животных) Тема: Движение – 1 час (движение) Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности – 3 часа (регуляция процессов жизнедеятельности организмов, раздражимость, эндокринная система) Тема: Размножение – 3 часа (половое размножение растений и животных) Тема: Рост и развитие – 2 часа (рост и развитие растений и животных) Раздел №3 Организм и среда – 2 часа Тема: Среда обитания организмов. Факторы среды – 1 час Тема: Природные сообщества – 1 час. Программа по биологии предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков (зачетов), лабораторных работ как фрагментов урока. Подготовка сообщений. Оценка знаний и умений учащихся проводиться с помощью биологических диктантов, проверочных и самостоятельных работ, устных ответов, тестов. В конце каждой темы проводиться зачет. Условия реализации программы: Учитель для реализации программы имеет достаточно благоприятные условия, обеспечивающие достижение значимых результатов. Имеет автоматизированное рабочее место(компьютер с подключением к сети Интернет, принтер, видеомагнитофон, телевизор); кабинет оснащен необходимой учебно- методической литературой, дидактическим материалом на печатном и электронном носителях. Создание такого кабинета помогает в организации учебной деятельности учащихся, в проведении индивидуальных работ и консультаций с учащимися, качественной подготовке к единому экзамену. Пояснительная записка 7 класс Настоящая рабочая программа по биологии разработана на основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии, рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по биологии для 10-11 классы «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина//Программа для общеобразовательных учреждений.// Биология 6-11 класс. М.: Дрофа.2008 Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение биологии в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о биологии и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс биологического и экологического развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно – ориентационный и деятельный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования знаний по биологии. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ биологии и процесса формирования умений применять эти знания на практике, в личной жизни. В последние годы задачи обучения биологии определяются с позиций компетентностного подхода. Под компентенцией понимается сумма знаний, умений и личных качеств, позволяющих человеку совершать различные действия. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения знаний и процесса формирования коммуникативных умений и навыков. Предметные цели курса биологии максимально приближаются к жизненным потребностям ученика 7 класса: *Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач логического мышления школьников. *Ориентировать образование на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. *Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. *Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием. *Формировать умения опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать живые организмы осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. * Применять полученные знания и умения в жизни. Основное содержание курса биологии 7 класса основано на изучении систематических групп живых организмов, на многообразии видов, обитающих на Земле поэтому необходимо создать условия для осознанного, качественного усвоения материала и умения применять его на практике. Деятельностный подход отражен не только в целевом блоке стандарта, но и в Требованиях, состоящих из трех компонентов: «Знать /понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Требования нацелены на освоение учащимися содержания биологического образования на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях. Цель курса: Получить общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Задачи курса: Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Учащиеся должны научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся должны получать представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Требования к уровню подготовки выпускника на второй ступени обучения: Предметно – информационная составляющая: Знать / понимать
Деятельностно – коммуникативная составляющая: Уметь
Ценностно- ориентированная составляющая:
Список литературы 1.Закон Российской федерации об образовании от 10.07.1992 №3266-1 с изменениями и дополнениями. 2. Федеральная целевая программа образования на 2006- 2007 годы. 3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов стандарта начального общего и среднего (полного) общего образования. ООО « Издательство АСТ», 2004. 4.Региональный ( национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования Свердловской области, Екатеринбург, 2005. 5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29 декабря 2001 г. М., 2002. 6.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования – 2002 - № 6. 7.Концептуальные подходы к формированию основных направлений развития образования в Свердловской области на 2004-2007 г. Екатеринбург. 2004. 8.Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «…» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».( Проект) 9.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Проект). 10.Методическое письмо « О преподавании … в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2008 года». 11. Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект. ИРРО, 2007). 12. Положение о структуре рабочей программы. 13.Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. Рабочие программы по биологии для 6 – 11 классов ; Москва «Глобус» 2007 год. Дополнительная литература
Учебно-методическое обеспечение Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой // Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 - 11 класс. М. : Дрофа. 2008г. Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 час в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б.Захаров, Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. : Дрофа, 2007. К учебнику прилагается рабочая тетрадь с печатной основой: В.Б.Захаров, Сонин Н.И. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов». М. : Дрофа. Обоснование внесенных в рабочую программу изменений и дополнений по сравнению с примерной РП.: Все это в целом определило поиск подходов по совершенствованию научно-методического сопровождения процесса обучения учащихся на уроках биологии в 7 классе. Результатом стало рабочая программа для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана на основе программы по биологии Н.И.Сонина для 6-11 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю и составляет 68 часов: из них 3 контрольных работы и 5 зачетных урока, обучающее – развивающих 60 уроков. Место дисциплины: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Федерального компонента. Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом географии. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно- научной картины мира. Содержание курса: Программа включает следующие разделы: |