Скачать 138.34 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и по «Программе основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений.» Авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова сборник содержит авторские программы, которые легли в основу учебников для 6-9 классов, входящих серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Д. А. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю. Данная программа составлена из расчета 0,5 часа в неделю по индивидуальному плану ученика-инвалида, обучающегося на дому, в том числе 0,5 часа дистанционно. Цели и задачи программы:
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. -М.:Дрофа, 2006. -96с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компонентыорганизма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с.; а также методических пособий для учителя.
дополнительной литературы для учителя:
для учащихся:
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Мультимедиа поддержка курса «Биология. Человек»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ |
№ УЗ | Тема УЗ | Деятельность на УЗ | Дата проведения | Региональный компонент | Лабораторная работа | Телешкола | Домашнее задание |
Введение (1час). Происхождение человека (1 час) | |||||||
1 | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. Становление наук о человеке | - Диалоговое общение. - Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы. - Выполнение упр.3 в «Р.т.» -Анализируют содержание определений наук о человеке. | 10.09 | | | Модуль 1. Введение | § 1-2 |
2 | Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека | - Диалоговое общение. - Заполнение таблицы (упр.4 в «Р.т.») - Поиск информации на основе анализа рисунков. | 24.09 | | | Модуль 2. Наследственность, среда и образ жизни — факторы здоровья | § 3-5 |
3 | Общий обзор организма. Строение и жизнедеятельность клетки. Покровные и соединительные ткани. Мышечная и нервная ткани. Рефлекторная регуляция | - диалоговое общение. - выполнение упр. 14,15 в «р.т.» | 08.10 | | | Модуль 3. Целостность организма — основа его жизнедеятельности | § 6-9 (до строения клетки). |
4 | Строение костей. Соединение костей. Скелет человека | - диалоговое общение. - заполнение таблицы. | 22.10 | | Л.р. №1 «Микроскопическое строение кости» | Модуль 5. Скелет | § 10-12, упр. 38, 40, 41 в «р.т.» |
5 | Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | - участие в беседе. - выполнение упр. 46,43 в «р.т.» - поиск информ. о расположении скелетных мышц | 12.11 | | Л.р.№2 «Утомление при статистич. работе»; Л.р.№3 «Осанка и плоскостопие» | Модуль 6. Мускулатура | § 13-17 |
6 | Внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды организма. Кровь. Борьба организма с инфекцией. | -работа по опорным конспектам -заполнение таблицы | 26.11 | | | Модуль 4. Внутренняя среда организма | § 17 (до конца), упр. 63 в р.т. |
7 | Кровеносная и лимфатическая системы организма. Транспортная система организма. | -диалоговое общение. -решение учебно-познават. задач. -работа с опорным конспектом. | 10.12 | | | Модуль 7. Строение сердечно-сосудистой системы | § 20 |
8 | Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях | -диалоговое общение. -выполнение л.р. -поиск информации для объяснения результатов л.р. | 24.12 | | Л.р №4 «Изменение в тканях при перетяжках, затруднение кровообращения»; Л.р. №5 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л.р. №6 «Опыт, доказыв., что пульс связан с колебанием стенок артерии». | Модуль 8. Регуляция кровообращения | § 21-25, упр.83, 86, 87 в р.т. |
9 | Дыхательная система. Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. Значение и механизм дыхания. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. | -диалоговая беседа. -сам. работа с учебником. -выполнение упр.106,108 в р.т. | 21.01 | | Л.р. №7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Модуль 9. Строение и функции органов дыхания | § 26-29, (стр.134), § 27 (легкие), упр.107 в р.т. |
10 | Питание и пищеварение. | -участие в беседе. -обсуждение вопроса 4и5 -выполнение упр.126 в р.т. | 04.02 | | | Модуль 10. Питание как этап обмена веществ | § 30 (кроме органов пищеварения) |
11 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и 12-типерстной кишке. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | -диалоговое общение. -решение учебно-познават. задач -обсуждение вопроса 3и4 после П.30 -работа с опорным конспектом. | 18.02 | Профилактика болезней зубов в условиях региона | Л.р.№8 «Действие слюны на крахмал». | Модуль 11. Пищеварение | § 30-35 |
12 | Выделение. | -диалоговое общение -выполнение упр.164,161 -Обсуждение вопросов 1-4 на стр.217 в учебнике. | 04.03 | | | Модуль 13. Выделение как этап обмена веществ | § 42 |
13 | Обмен веществ и энергии- основное свойство жизни. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион | -диалоговое общение -самостоятельная работа с текстом учебника -анализ текста учебника на стр184-185 -выполнение упр. 144, 145, 146. | 18.03 | «Эндемичные заболевания обмена веществ и их профилактика» | Л.р.№8 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена» | Модуль 12. Обмен веществ | § 36-38 |
14 | Кожа- наружный покровный орган. Терморегуляция. Закаливание. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | -выполнение практических заданий -участие в имитационной игре. | 08.04 | «Гигиенические требования к одежде и обуви в условиях Дальне восточного региона» | | Модуль 14. Гигиена кожи | § 39-41 |
15 | Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок. Передний мозг. Соматический и автономный отделы нервной системы. Анализаторы. Зрительный Анализатор. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. | -участие в беседе -заполнение схем -обсуждение вопросов1-5 на стр208 | 22.04 | | | | § 43-52, упр.166, 168 |
16 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Вклад отечествен ных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретен ные программы поведения. Сон и сновидения. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. | -участие в беседе -выполнение самостоятельной работы с текстом -решение познавательных задач | 06.05 | | | Модуль 16. Нервная регуляция жизнедеятельности | § 53-57 |
17 | Железы внутренней секреции. Роль эндокринной регуляции. Функции желез. | -участие в беседе -выполнение самостоятельной работы с текстом -решение познавательных задач | 20.05 | | | Модуль 17. Эндокринная система Модуль 18. Сенсорные системы | § 58-59 |
18 | Индивидуальное развитие организма. Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Интересы и склонности. | -участие в беседе -выполнение самостоятельной работы с текстом -решение познавательных задач | 27.05 | | | Модуль 15. Репродуктивная система и здоровье | § 60-64, упр220- 223 |