ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ
КЛАСС: 8
ТЕМА: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Вид урока: УРОК – ЛАБОРАТОРИЯ
Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.
Задачи:
Обучающие: продолжать формировать у обучающихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, фагоцитозе; общеобразовательные понятия о взаимосвязи строения и функций кровяных клеток, формировать умение работать с учебником, микроскопом;
Развивающие: продолжить формирование умений обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; продолжать развивать логическое мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
таблицы: «Состав крови», дидактический материал, микроскопы, микропрепараты.
Планируемые результаты: обучающиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови. Методы обучения :
Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.
Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа. Ход урока:
1.Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся.
3.Создание проблемной ситуации.
4.Открытие и усвоение новых знаний.
5.Физкультминутка:
6. Первичное закрепление полученных знаний. Обучающиеся должны:
знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.
уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность, работать с цифровым микроскопом.
Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки»». Задание:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки.
Во время практической работы рассмотрите микропрепараты крови человека и лягушки с помощью цифрового микроскопа, зафиксируйте изображение. Запишите данные в таблицу, об эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра. Используя данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Чек-лист:
Приступим к работе с цифровым микроскопом:
1. Положите обследуемый предмет рядом с микроскопом
2. Отрегулируйте фокус, вращая колесико большим пальцем.
Далее работаем с компьютером.
3.Подключите цифровой микроскопом к компьютеру через USB. Появившееся изображение в правой части экрана - картинка в реальном времени с микроскопа, слева - панель инструментов и место для просмотра сделанных снимков.
4.Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови
5.Рассмотрите препарат.
6.Найдите эритроциты.
7.Сфотографируйте объект. (Нажать на иконку «Фотоаппарат» на панели инструментов или выбрать вкладку «Фото». Фото появиться в окне просмотра снимков.)
8.Сохраните снимок. (Нажать на иконку «Дискета» на панели инструментов. В появившимся окне выбрать размер фотографии, затем написать имя файла и сохранить в нужную папку.)
9.Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра.
ЭРИТРОЦИТЫ
| ФОРМА, РАЗМЕРЫ
/ крупные или мелкие/
| НАЛИЧИЕ ЯДРА
| человека
| Мелкие
Двояковогнутый диск
| нет
|
10.Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
11.Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
12. Сфотографируйте объект.
13.Запишите данные в таблицу, об эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра.
ЭРИТРОЦИТЫ
| ФОРМА, РАЗМЕРЫ
/ крупные или мелкие/
| НАЛИЧИЕ ЯДРА
| лягушки
| Крупные, овальной формы
| есть
|
14.Используя данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки .
Учитель:
Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.
7. Итог урока.
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание. Критерии оценивания работы:
- оценка « отлично», если ученик выполнил все задания верно.
- оценка «хорошо», если ученик выполнил все задания верно, но допущена ошибка в выводе или в заполненной таблице.
- оценка «удовлетворительно», если не выполнено два задания.
- оценка «неудовлетворительно», если выполнено менее трех заданий или не приступал к заданиям.
Кровь лягушки
Кровь человека |