Скачать 111.84 Kb.
|
Принципы системного моделирования функциональных систем активации резервных возможностей человека П.В. Хало, В.Г. Галалу, В.П. Омельченко, Ю.М. Бородянский Современный этап развития человечества, именуемый обществом Риска, характеризуется кризисными тенденциями беспрецедентного масштаба (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, плохая экология) и, если в ближайшее десятилетие не изменить характера жизнедеятельности, то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешнего поколения могут привести к катастрофам планетарного масштаба. Для предотвращения грядущей угрозы в теории безопасности жизнедеятельности предполагается формирование личности безопасного типа с необходимым развитием у неё сверхнормативных компетенций [1]. Таким образом, разработка новых биотехнических моделей и принципов активации резервных возможностей организма крайне актуальна. Поставленные проблемы хотя и известны в науке, но остро нуждаются в разработке принципиально новых подходов и методов. При разработке моделей описывающих активацию резервных возможностей человека, трудно обойти теорию функциональных систем (ФС) П.К. Анохина. Классическое определение ФС гласит, что это «динамические, самоорганизующиеся, саморегулирующиеся построения, все составные компоненты которых содружественно объединяются для достижения полезных для самой системы и организма в целом — приспособительных результатов» [2]. Вместе с тем данное определение грешит излишней «гуманитарностью». Что обозначает таинственная фраза «полезных для самой системы и организма в целом приспособительных результатов»? Например, ФС отдельной биологической клетки в организме многоклеточного существа гибнет ради повышения уровня выживаемости самого существа, или ФС целью которой ставится продолжения рода, губит само существо (например, самка богомола, откусывающая голову самцу богомола в момент совокупления, паучиха убивающая самца в аналогичном акте и.т.д.). Для человека мы можем привести другой пример: некий товарищ «Ч», после рождения от него ребенка, печально вздыхая, жаловался по поводу своей жены: «Вот, теперь у нее есть ребенок и я ей уже не интересен». Несмотря на явную двусмысленность этой фразы, возникает вопрос «Где здесь полезность результата для самца и в чем она заключается?» Еще один пример: у самки осьминога ген старения запускается сразу после того, как она узнает о вылупившихся из ее икры осьминожках. При блокировании этого сигнала, ген старения не включается. Получается, что достаточно лишь поступления в психику особи определенного информационного сигнала, что бы был запущен процесс самоликвидации этой особи. У человека этот процесс, возможно, имеет две фазы – осознание появление детей и осознание появление внуков. На социальном уровне это отражено в такой распространенной народной сентенции: «Ну, вот внуков увидела, теперь и помирать пора». Очевидно, что смысл подобных действий приобретается лишь в случае, если частная ФС входит в состав более крупной и доминирующей. Вместе с тем, если проследить иерархичность построения ФС в поисках самой доминирующей по поставленным целям: выживание отдельной клетки, особи, популяции, биома и.т.д., то где граница этого доминирования и есть ли она вообще? А если есть, то какую-именно ФС нам необходимо сознательно определить как доминирующую для предотвращения грядущей катастрофы или индивидуальной смерти? Например, процесс старения человеческого организма заложен природой на генетическом уровне (феноптоз) для повышения генетического разнообразия и выживания популяции. Однако, полезно ли для человечества доминирование подобной ФС в настоящее время? Старение и уход из жизни более опытных и мудрых представителей человеческого рода и приход им на смену неопытной молодежи явно снижает способность человечества к выживанию. Ведь в большинстве социальных катастроф (революций, бунтов, терактов и пр.) часто повинен юношеский максимализм, помноженный на невежество. С другой стороны недооценка степени влияния человека на природу, потребительское отношение к ней, т.е. сознательное блокирование ФС, отвечающей за биом в целом, и привело современный мир на грань катастрофы. Не является ли лавинообразный процесс роста числа ЧС различного характера, наблюдаемый в настоящее время, определенной программой самоликвидации человечества, запущенной ФС, находящейся на более высоком уровне иерархии? Все эти доводы говорят в пользу того, что при рассмотрении работы ФС необходимо выйти за пределы изучения отдельного организма, и перейти к более крупным структурам. Эта идея не является новой, - известны и введение в теорию ФС функциональных единиц, системоквантов, взаимодействия сверхсистем-подсистем и пр. (К.В. Судаков, К.В Анохин и др.). Вместе с тем, все эти модели применяются в основном при математическом моделировании нейронных сетей, аниматов и прочих кибернетических механизмов. Поведение моделируемых систем здесь фатально, т.к. не учитывается волевой компонент. Поэтому применение их в социологии, психологии и в др. науках, задачи которых выходят за рамки отельного организма, может привести к излишнему механицизму и ошибочным прогнозам. К недостаткам этих подходов так же можно отнести использование модели нейрона весьма далекой от его биологического аналога. Преимущества предлагаемой нами модели заключается в интеграции физиологических, психологических и социологических подходов, а, следовательно, и возможности применения соответствующей, наработанной методологической базы. Очевидно, что воздействие на человека ФС более высокого порядка, в частности реализуется через формирование мотиваций. В своих работах П.К. Анохин отмечал, что в формировании акцептора действия важная роль принадлежит мотивации. Она определяет форму принятия решения, тип решения, его общие очертания, иными словами, генеральную линию деятельности. “Если мы возьмем принятие решения как процесс, изолированный от мотивации, памяти и внешних воздействий, мы не сможем вскрыть его закономерностей” [2]. Таким образом, для построения общей модели ФС активации резервных возможностей человека (т.е. формирующей сверхнормативные компетенции), необходим учет влияния на ФС мотивов более высокого уровня. Наиболее полно теория мотиваций отражена в пирамиде потребностей А. Маслоу. На ее основе нами и предложена общая структура взаимодействия ФС влияющих на человеческий организм (см. рис. 1). Функциональные системы объединены в группы по шкале потребностей А. Маслоу, которые в свою очередь сгруппированы в структуры по масштабу выживания. Каждому уровню ФС соответствует своя область человеческой деятельности, свой социальный институт, своя область наук. ФС физиологических потребностей, соответствует биологии, медицины, нейрофизиологии и пр. При этом в этих областях наук, происходит аналогичная фильтрация информации, частые споры, возникающие между представителями различных наук с взаимным обвинением в невежестве и шарлатанстве [3]. Функциональная система обеспечения индивидуальной безопасности на уровне целостного организма - это психология, боевые искусства, спорт и физическая культура и т.д. Каждая ФС имеет свой фильтр восприятия, который отбирает сенсорные сигналы, являющиеся актуальными для выполнения заданных ей задач. На все сенсорные системы действует сигнал X(t) изменяющийся во времени, который поступает на фильтр восприятия ФВi, преобразующий его в сигнал обстановочной афферентации, где i – номер ФС. Выборочность восприятия является давно известным психологическим феноменом. Например, известно, что собака слушается хозяина не потому, что он человек – «царь природы», а в связи с тем, что воспринимает его вожаком стаи (для пород собак произошедших от волков) или родителем (для пород, произошедших от шакалов), т.е. фактически подобной себе. Все сенсорные сигналы, касающегося визуального, аудиального и др. образов человека, не соответствующие собачьему, т.е. не получившие биологической значимости, - блокируются. Уровень ФВ1 генетически обусловлен, однако может быть расширен с помощью регулировки надстоящих систем. Все последующие ФВi регулируются с помощью обучения Ki. Например, параметры ФВ5 задаются с помощью текущей экзистенциальной парадигмы K6, формируемой в ФС6, и могут быть изменены, только в случае смены этой парадигмы, отсюда и цикличность развития науки, описанная Томасом Куном. Рис. 1 Системная модель взаимодействия функциональных систем Каждая ФСi формирует воздействие на окружающую среду эффектора Эi. Результаты воздействия могут быть как целевыми (например, добывание пищи), так и побочными (продукты метаболизма, избыток энергии и пр.). В любом случае они будут менять окружающую среду, а, следовательно, и входной сигнал X(t). Э0 – сигнал воздействия на ФСi-е, при гибели одной из ФСi-итых. Например, для социальной системы ФС4 смерть героя может стать примером для подражания, а смерть негодяя - зоной очерчивающей границы экстремальной поведенческой девиации. Si+1,i – сигналы взаимодействия между ФСi и ФСi+1. Информационные сигналы Ii – оказывают влияние на функциональные системы связанные с бессознательными процессами: сон и терминальные состояния. Цель этих систем - поиск решений задач, ответы на которые не были достигнуты в обычных состояниях сознания. Предполагаем, что в этих состояниях появляется возможность интеграции информации одновременно со всех иерархических уровней функциональных систем. Это то, что в юнгианской психологии именуют коллективным бессознательным. Здесь происходит ранжирование акцепторов результатов различных функциональных систем, с доминированием акцепторов ФС высшего уровня. Возможный механизм реализации этого процесса может быть объяснен с помощью теории квантового сознания. Если же мотивы особи вступают в конфликт с мотивами структур более высокого уровня, то генерируются сигналы IT и If. Причем, при запуске процессов старения, еще возможно восстановление системы. В общем случае субъект располагает информацией о нескольких потенциально целевых объектах G. Выбор одного из них осуществляется на основе оценки прагматических параметров – субъективной ценности цели и вероятности успеха. Результирующей функцией их является мотивация достижения цели MG. Таким, образом, MG, может быть актуальна сразу для нескольких потребностей различных ФСi. может быть осознанной и неосознаваемой. Неосознаваемая может исходить из области подсознания, от ФС1, из надсознания (структура личности, спроецированная социумом на психику индивида) или сверхсознания [4]. Или для более подробных классификаций уровней сознания: предсознание (клеточный уровень ФС1), подсознание (организмический уровень ФС1 и частично поведенческий ФС2), сознание (осознанного поведения ФС2), надсознание (ФС3, ФС4), подсверхсознание (ФС5), сверхсознание (ФС6), надсверхсознание (ФС7). MG можно определить как векторную психическую переменную, являющейся функцией f от субъективной ценности цели С, ее ресурсоемкости R, субъективной прогностической достижимости D и волевого напряжения V. Выбор цели детерминируется вектором доминирующего мотива: MG=f(C,R,D,V) (1) Субъективная ценность цели С может быть охарактеризована прогнозируемой степенью удовлетворения У потребности при ее достижении. То есть «удовлетворенностью» данной цели по данной потребности . В общем случае цель может удовлетворять несколько потребностей, имеющих различную величину. Таким образом, ценность цели определяется как сумма произведений величин актуализированных потребностей на прогнозируемое удовлетворение их с помощью данной цели: (2) Актуализация потребности и ее удовлетворение очевидно имеет колебательный характер: , где А – актуальность потребности, ω - циклическая частота появления потребности, φ0 начальная фаза появления . Ресурсоемкость цели R можно охарактеризовать объемом функциональных ресурсов системы (времени, сил, средств и пр.), которые необходимо затратить на ее достижение. На сознательном уровне ресурс воспринимается как информация о внутреннем состоянии среды организма, и определенной готовности внешней среды, субъективно воспринимаемой индивидом, как уверенность в успехе (оказаться в нужное время в нужном месте). При достижении правильной цели ресурс системы должен увеличиваться, либо сразу, либо через какое-то время Δt. Достижимость цели D определяется как субъективная оценка прогноза достижения цели PD. Достижимость обусловлена: а) оценкой остаточной дисперсии возможных исходов активности субъекта. В силу стохастичности среды существования субъекта эта дисперсия никогда не равна нулю: b) Оценкой вероятности мобилизации субъектом требуемого объема ресурсов для достижения цели, которая в общем случае меньше единицы PR<1. ΔX(t0+t1) – разница между целью и прогнозом PD через ожидаемое время t1, при этом ΔX(t0+t1) может быть положительным, когда результат оказался ближе к цели, чем прогноз, и отрицательным, если наоборот. ΔX(t0+t1) поступают в блок принятия решения ФСi, через ФВi, в котором прогнозы PD сравниваются с целью G и определяется: есть ли действие, для которого рассогласование между целью и прогнозом меньше субъективно заданного порога Th → ΔX(t0+t1)i=||PD-G|| |
Международной молодежной научной школы «Организация познавательной... Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Реферата по английскому языку на тему «принципы синтаксического моделирования... Отзыв на реферат по английскому языку «принципы синтаксического моделирования в английском языке» | ||
Темы для самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов... Современные психологические исследования резервных возможностей психики новорожденного | Овместное использование функционального и имитационного моделирования... Ого моделирования, обеспечивающая повышение результативности разработки различных этапов жизненного цикла сложной технической системы.... | ||
Рабочая программа по дисциплине сд. 11. Производственная и пожарная автоматика Изучить методику пожарного надзора за проектированием, монтажом и эксплуатацией средств производственной автоматики. Изучить принципы... | Рабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт» Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт» Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта... | Вильсон А. Дж. Энтропийные методы моделирования сложных систем Полученные модели относятся к классу поведенческих и могут использоваться при решении задач управления, диагностирования качественных... | ||
Методические указания для студентов по дисциплине патофизиология... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | Реферат на тему: «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха.... «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных... | ||
Агентно-ориентированное моделирование поведения сложных систем в среде интернет Представлена реализация среды моделирования на основе системы моделирования дискретных событий, позволившая комплексировать агентно-ориентированное... | Краткие итоги Набор для практики Вопросы Упражнения Ос multics и "Эльбрус" от файловых систем в ос для пэвм; файлы последовательного и прямого доступа; директория, способы организации... | ||
Исследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | Аннотация рабочей программы дисциплины Анатомия человека для студентов... Задачами освоения дисциплины являются: изучить в процессе практических занятий и лекций строение и топографию органов, систем и аппаратов... | ||
По «Технологии» для 2 класса Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность... | Список литературы а основная литература Литвицкий П. Ф. Патофизиология... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... |