Скачать 1.02 Mb.
|
Рабочая программа учебного предмета: «Информатика и ИКТ» Образовательная область: «Математика» 10-11 классы Среднее общее образование 2013 – 2014 учебный год Составитель: Бездетко Олеся Владимировна, учитель информатики г. Новоалтайск 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика предмета «Информатика и ИКТ» В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры. Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Такая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим. Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной и старшей школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель системы и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:
Программа предусматривает обучение по учебно-методическому комплекту профессора Макаровой Н.В.. УМК Макаровой включен в перечень учебников рекомендованных Министерством образования РФ на 2013-2014 учебный год. Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе учебно-методического комплекта: Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция).-СПб.:Питер,2006 Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2009 Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2009 Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2009 Основными принципами предъявления учебного материала в учебно-методическом комплекте являются:
Учебный материал для базового уровня в старшей школе представлен в учебнике «Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Базовый уровень» разделами: Информационные процессы, модели, объекты Информационная технология работы с объектами текстового документа Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети Информационная технология представления информации в виде презентаций Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Информационная технология разработки проекта Учебный материал для базового уровня в старшей школе представлен в учебнике «Информатика и ИКТ. 11 класс. Учебник. Базовый уровень» разделами:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и в XI классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. Это общее количество часов позволяет реализовать в нашем ОУ авторское планирование Н. В. Макаровой в объеме 68 часов для 10-11 классов (из расчета 34 учебные недели в учебном году). За основу разработки тематического планирования выбрано тематическое планирование курса по УМК Н. В. Макаровой 10-11 класс, предусматривающее обучение информатики в 10-11 классах на базовом уровне по 1 часу в неделю при 34-х учебных неделях в году. В тематическом планировании рабочей программы предусмотрены часы резерва учебного времени в 10 и 11 классе по 1 часу. Таким образом общее количество часов обучения по предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов на базовом уровне в нашем ОУ составляет 70 часов (1 час в неделю при 35 учебных неделях в году за два года обучения). В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» в 10 – 11 классах:
Основные задачи программы:
Таблица сравнения ТП рабочей программы с ТП авторской программы (10 класс)
Таблица сравнения ТП рабочей программы с ТП авторской программы (11 класс)
В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано к используемому программному обеспечению в общеобразовательном учреждении (Linux)». Авторское планирование предусматривает общее количество учебных часов в год исходя из 34-х учебных недель в учебном году. Рабочей программой предусмотрено по 1 часу резервного учебного времени в 10 и 11 классах, которые могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, или на повторение пройденных тем в конце учебного года. В рабочей программе предусматривается проведение обобщающих уроков по материалам курса за счет резерва учебного времени. Цели обучения в старшей школе Общие цели для базового уровня Основными целями в старшей школе являются:
Цели обучения в 10-м классе Основными целями изучения информатики в 10-м классе являются:
Цели обучения в 11-м классе Основными целями изучения информатики в 11-м классе являются:
Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка. Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация. Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Математика», в которую включен предмет «информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня: На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5 – 6-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 1 часа в неделю в 5 классе и по 1 часу в неделю в 6 классе. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере. Курс состоит из трех разделов:
Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 7-9 классов. Базовый курс информатики состоит из трех фундаментальных содержательных линии: 1. Информационная картина мира 2. Программное обеспечение информационных процессов 3. Техническое обеспечение информационных процессов Третий уровень - изучение предмета в старшей школе на базовом уровне. В 10-м и 11-м классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима уже коллективная форма работы. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора и среда управления базами данных. Для осуществления образовательного процесса по предмету «информатика и ИКТ используются элементы следующих педагогических технологий:
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Основные направления деятельности по здоровьесбережению и созданию механизма устойчивого сохранения и развития здоровья школьников в процессе обучения происходит на основе:
С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности: 1. Строгая дозировка учебной нагрузки. 2. Построение урока с учетом динамичности, их работоспособности. 3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота). 4. Благоприятный эмоциональный настрой. Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатики и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей аттестации. Формы рубежной и аттестации:
Завершающая аттестация по информатике у учащихся групп с полным общим образованием проводится в форме:
Организация проверки, учета и контроля знаний учащихся осуществляется на основе разработанных в УМК Н.В. Макаровой практических и лабораторных работ, тематических тестов, контрольных вопросов, итоговых вариантов контрольных работ, представленных как в учебнике, практике и задачнике по моделированию «Информатика и ИКТ 10-11 класс», так и в. методических пособиях для учителей в трех частях представленных в УМК. На официальном сайте УМК по информатике и ИКТ Н. В. Макаровой http://makarova.piter.com/файловый-архив/dvd-приложение для свободного скачивания электронные разработки практических и лабораторных работ, тестов, которые также используютя для осущесвления контроля знаний, умений учащихся. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учебно-методический комплект для учеников Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 Учебно-методический комплект для учителя Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция).-СПб.:Питер,2006 Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006 Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2009 Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2009 Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2009 Интернет-ресурсы 1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. 2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал". 3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 4. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей" 5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 6. Официальный сайт УМК по информатике и ИКТ Н. В. Макаровой http://makarova.piter.com/ 7.Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru 8. Лаборатория юного линуксоида http://younglinux.info/linux.php 9.Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net 10.Практические работы по информатике и http://makarova.piter.com/файловый-архив/dvd-приложение и http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1.html 11.Методические разработки по темам курса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ 12. Виртуальный кабинет информатики, операционная система Linux http://kabinet-vplaksina.narod.ru/index/0-40 13 Формы контроля знаний учащихся по информатике http://festival.1september.ru/articles/416815/ 14. Подготовка к ЕГЭ http://www.fipi.ru/ Аппаратные средства
Программные средства1. ОС Linux 2. ПО для создания и редактирования текстов OpenOffice.org Writer 3. ПО для создания и редактирования электронных таблиц OpenOffice.org Calc 4. ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций OpenOffice.org Impress 5. ПО для создания и редактирования блок-схем OpenOffice.org Draw 6. ПО для обработки и редактирования векторной графики Inkscape 7. ПО для управления базами данных OpenOffice.org Base 8. ПО для обработки и редактирования растровой графики GIMP. 9. ПО для верстки и подготовки публикаций Scribus. 10. ПО для просмотра вэб-страниц. Mozilla Firefox. 11. ПО для управления электронной почтой Claws-Mail, Mozilla Thunderbird. 12. ПО для сжатия и архивирования файлов Xarchiver, Ark. 13. ПО для обучения программированию KTurtle. |
Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | Рабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт» Представленная рабочая программа предназначена для изучения курса «Информатика и икт» на профильном уровне в 10-11 классах | ||
Рабочая программа по Информатике и икт 9 класс «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» Икт для уровня основного общего образования, опубликованной в Сборнике нормативных документов. Информатика и икт / сост. Э. Д. Днепров,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф изучение предмета «Информатика и икт» предполагается в 8-9 классах, но с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика... | Рабочая программа по Информатика и икт (наименование учебного предмета,... Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне... | ||
Рабочая программа учебного предмета информатика и икт моу «Средняя... Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и икт (Базовый уровень) от 2004 г | Рабочая учебная программа по информатике и икт (наименование учебного предмета \ курса) ... | ||
Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия» Икт для уровня основного общего образования, опубликованной в Сборнике нормативных документов. Информатика и икт / сост. Э. Д. Днепров,... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | ||
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Рабочая программа по информатике и икт в 9 классе составлена на основе... Н. В. Макаровой 5-11 класс, спб.: Питер, 2007., с использованием рекомендаций инструктивно-методического письма моин челябинской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа направлена на изучение предмета регионального компонента «Информатика (Информатика и икт)» в профилях, где изучение предмета... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) «Технологии(Труд)» изучается раздел «Информатика и информационно-коммуникационные технологии(икт)» на основе авторской программе... | Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» Рабочая программа учебного курса информатика и икт для обучающихся 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного... |