Скачать 72.73 Kb.
|
Сценарий урока: Автор: Кириченко Олеся Викторовна, учитель биологии МБОУ «СОШ №22» г. Кургана Тема: Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие" 7 класс Цель: повторение, обобщение и контроль усвоения знаний о животных класса Млекопитающие. Задачи урока: Образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Воспитывающие: сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе, Развивающие: развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса Млекопитающие. Развить мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке, коммуникативно-организаторские способности учащихся. Планируемые результаты: на данном уроке большинство учащихся смогут устанавливать причинно-следственные связи фактов, вывести причину и следствие. Большинство учащихся будут правильно определять место Млекопитающих в системе животного мира, а также знать сходство и различие между отрядами, будут отвечать на информационные и смысловые вопросы. Оборудование к уроку: компьютерный класс с доступом в интернет, медиапроектор, экран, презентация, опросные листы. Методы и приёмы: активные; метод малых групп; дидактическая игра; применение приобретенных знаний; закрепления; проверки знаний, умений и навыков; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля; взаимоконтроль. Работа с карточками, групповая форма работы, использование элементов проблемного обучения, работа с техническими средствами обучения, использование игровой технологии. Прилагаемые медиаматериалы: презентация в редакторе POWER POINT. Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
Структура урока: 1.Организационный момент 2.Основная часть 3.Рефлексия 4.Домашнее задание Раскрытие содержания этапов урока:
Здравствуйте, ребята! Мы изучили с вами животных класса Млекопитающие - самых высокоорганизованных представителей животного мира, рассмотрели их особенности, строение, условия жизни и способы приспособления к среде обитания. Сегодня наш урок будет проходить в игровой форме, на нем мы обобщим знания, полученные на прошлых уроках: Слайд 1,2. 2. Основная часть (30 мин): Итак, на слайде показаны группы животных, ваша задача - найти среди них представителей класса млекопитающие: выдра, гепард, зубр, зебра, лось, дельфин, косатка, осетр, утконос, лангуст, ондатра, речной рак: Слайд 3, 4. Я предлагаю вам разделиться на четыре команды, название каждой группе дается из перечисленных только что животных класса млекопитающие. В каждой группе есть капитан - это помощник для вас и для меня. Задача капитана после каждого конкурса оценивать участников своей группы, т.е. в оценочном листе ставить «+» напротив фамилии того кто в данном конкурсе проявил активность: Приложение 1. Оценочный лист капитана. Конкурс №1 «Разминка» Повторим систематику млекопитающих. Каждая группа вытягивает по три отряда животных: Приложение 2. Отряды животных. Распредели виды животных по отрядам: слайд 5. Обучающиеся могут пользоваться сетью Интернет http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/. Отряды: А) Яйцекладущие: Б) Насекомоядные: В) Грызуны: Г) Зайцеобразные: Д) Рукокрылые: Е) Хищные: Ж) Китообразные: З) Ластоногие: И) Парнокопытные: К) Непарнокопытные Л) Приматы: Представители: 1 -серая крыса; 2-волк; 3-домовая мышь; 4 -вампир; 5- кабан; 6-бурый медведь; 7- манул; 8-лошадь; 9- кашалот; 10-норка; 11-касатка; 12-павиан; 13-макака; 14-морж; 15-носорог; 16-лось; 17-лиса; 18-ушан; 19- утконос; 20-ехидна; 21- ёж; 22-суслик; 23-морской котик; 24 - кролик 25 -дельфин-белобочка;26 - зубр; 27-пищуха; 28-белка Проверяем: слайд 6-16, капитаны команд делают отметки в оценочных листах. Конкурс №2 «Филворд» При разгадывании нужно вычёркивать ответы из сетки с расставленными буквами. Группам даётся 1 мин. После чего группы по очереди называют найденные слова. Выигрывает та команда, которая нашла наибольшее количество названий отрядов: слайд 17. Конкурс №3 «Звериные фамилии» Слайд 18: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных. Выигрывает та команда, которая вспомнила наибольшее количество звериных фамилий. Конкурс №4 «Кто лишний?» Слайд 19: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ. Задание для 1 команды: Собака, рысь, коза, корова, лошадь (рысь – дикое животное) Задание для 2 команды: Антилопа, верблюд, баран, лось (верблюд – не имеет рогов) Задание для 3 команды: Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена (белый медведь – обитатель другой природной зоны) Задание для 4 команды: Тюлени, кошки, морские львы, моржи (тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные). Физминутка: слайд 20. Учитель: «Встаньте, а теперь присядьте те, кто сегодня в брюках и потянитесь те, кто в юбках. Подпрыгните те, у кого любимое животное собака, а теперь те, кто больше любит кошек. А теперь садимся и закрываем глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Подумайте как хорошо вам сейчас. А теперь потихоньку возвращаемся обратно с таким же настроем. Конкурс №5 «Гонка за лидером». Слайд 21: Каждый из вас получает индивидуальное задание: Приложение 3. Индивидуальные задания. Необходимо выполнить его как можно быстрее. Нужно установить соответствие между представителями животных и их признаками. На выполнение 2 минуты. Ответы вы сдаёте капитану, а он мне. Результаты будут известны на следующем уроке. Конкурс №6 «Литературный» Слайд 22: Каждая команда вспоминает сказки, в которых упоминаются млекопитающие. Конкурс №7 «Круг знаний» Слайд 23: Каждой команде задаётся по вопросу, если в течение 10 секунд команда не отвечает, то право ответа переходит к другой команде. Побеждает группа, ответившая на максимально возможное количество вопросов.
3.Рефлексия (5 мин): Учитель: За активную работу на уроке я хотела бы отметить оценкой «5» -……………. Отметкой «4»……………. Капитаны команд тоже могут отметить некоторых участников. Ученики, которые не смогли активно принимать участие в игре, оцениваются учителем по результату индивидуального задания. Ученики выражают своё отношение к тому, что происходило на уроке, используя «цветовую шкалу» (поднимают красный карандаш – полная удовлетворённость, комфорт; синий – частичная удовлетворённость; чёрный – не удовлетворён, не реализовал себя). Слайд 24:
На листе бумаги с изображением силуэта названия вашей команды с помощью различных фотографий, наклеек, картинок, вырезок составьте коллаж на тему «Мое любимое млекопитающее». Слайд 25: Спасибо за внимание!!! |