Скачать 364.17 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2013-2014 учебный год Составитель: учитель биологии Разворотнева Елена Викторовна. Садовое 2013г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество недельных часов: 2 Количество часов: в год: 70ч Уровень рабочей программы: базовый Классификация рабочей программы: типовая Цели задачи рабочей программы: обучения: • создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования • продолжить формирование у школьников умений проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий • продолжить развивать у учащихся умения конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу развития: • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков воспитания: • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы курса «Биология: человек»: для 8 класса, авторов А.В. Дрогомилова. Р.Д.Маша. Программа по биологии для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 кл М .: Глобус, 2009 Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков ориентирована на формирование активной личности Формы организации образовательного процесса: уроки изучения и первичного закрепления знаний, уроки комплексного применения ЗУН учащимися, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, лабораторные и практические работы, терминологический диктант, урок-игра, урок - круглый стол. Виды и формы контроля: Виды: текущий, итоговый, тематический, самоконтроль Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный Учебно-методический комплект для обучающихся: Драгомилов А.Г.,Маш Р.Д.«Биология: человек»: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф. 2011. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА. 1. Введение Общий обзор организма человека (6ч.) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об' особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека, их разновидности. Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга. Органы, системы органов, организм. Демонстраиии. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода. Лабораторные работы: 1 «Изучение микроскопического строения тканей.» 2. Опорно-двигательная система (9 ч.) Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. для детей и взрослых: сезонные виды спорта. Демонстраиии. Скелет; распилы костей, позвонков. Лабораторные работы: Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани. Практические работы: 1 Определение нарушения осанки и плоскостопия. 3. Кровь и кровообращение (9 ч) Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их • кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет, Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения. Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. Первая помощь при кровотечениях различного типа. Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования. Лабораторные работы: 3. Сравнение крови человека с кровью лягушки. Практические работы: 2. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. 3. Опыты, выясняющие природу пульса. 4. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. 5. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - проба. |