Скачать 23.66 Kb.
|
Урок 45 Дата проведения Тема: «Выделение». Задачи: - раскрыть значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; - показать механизмы мочеобразования на микро - и макроуровне; - разъяснить работу нефронов, осуществляющих выделительную функцию наряду с ревизией питательных веществ; - рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении. Оборудование: таблицы, изображающие строение кожи, систему органов выделения, приёмы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, видеофильм «Органы выделения». Ход урока.
2. Строение и функции органов мочевыделительной системы. Макроскопическое строение почки: корковое и мозговое вещество, почечная лоханка( рассказ учителя с использованием таблицы). 3. Строение и функции нефрона, особенность его сосудов ( беседа с использованием рис. 89 учебника). В ходе беседы показывается. Что нефрон действует как сепаратор – прибор, разделяющий жидкости. В капсуле из артериального клубочка отфильтровывается часть плазмы крови. Белки и форменные элементы остаются в кровеносном сосуде. По мере продвижения первичной мочи по канальцу полезные вещества всасываются в кровь оплетающих каналец сосудов, а ненужные вещества остаются в канальцах и в конечном итоге удаляются из организма. 4. Выделительная система дождевого червя ( повторение материала 7 класса). В ходе беседы учитель напоминает. Что принцип работы метанефридия тот же самый, что и нефрона. Жидкость, содержащаяся в межклеточном пространстве, ворсинками воронки загоняется в каналец; проходя через него, полезные вещества всасываются обратно в межклеточную жидкость, а вредные вещества, оставшиеся в канальце, выбрасываются через специальное отверстие наружу. 5. Состав первичной и вторичной мочи. Роль почек в обеспечении постоянства состава крови, устранения избыточных питательных веществ, например, сахара. Если в крови их концентрация превысила норму (беседа с разъяснениями учителя). 6. Предупреждение почечных заболеваний. Последствия нарушения эпителия капсулы и эпителия канальца. Вред алкогольных напитков, чрезмерно острых и солёных блюд. Восходящая и нисходящая инфекции. Причины образования почечных камней (беседа учителя, предупреждающая о ситуациях, могущих привести к урологическим заболеваниям: переохлаждение, использование чужой одежды и пр.). III. Повторение и закрепление знаний. 1. Индивидуальный опрос: 1) Раскрыть роль рецепторов тепла и холода в теплорегуляции организма. 2) Рассказать о причинах теплового и солнечного удара, их предупреждении и мерах первой помощи. 3) Обосновать с физиологической точки зрения основные принципы и приёмы закаливания. 2. Фронтальный опрос: 1) Почему перед выходом на улицу не рекомендуют долго оставаться в помещении в шубе? (одежда намокает от пота, её теплопроводность повышается , и она перестаёт сохранять тепло). 2) Всегда ли пребывание на холоде приводит к закаливанию? 3) В каких случаях организм закаляется, а в каких заболевает? 3. Ответы на вопросы после § 42. Работа с рис. 87, 88, 89, А и Б. Выполнение заданий в рабочей тетради № 161 – 165. Просмотр видеофильма «Строение органов выделения». |