Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер67.48 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон


Е.Е.Стёпина,

ГОУ СОШ № 475 ЮВАО, г. Москва
Рациональное питание с точки зрения

закона сохранения энергии

Материал к уроку. 9-й класс

Любое событие, происходящее в мире, связано с превращением энергии. Любое! Нет превращения энергии, нет и события. Проследим некоторые превращения энергии. Солнце – главный источник энергии для земного шара и каждого из нас! Солнечные лучи несут определенный запас энергии. Они нагревают поверхность земли. Энергия солнечных лучей превращается во внутреннюю энергию почвы и тел, находящихся на поверхности земли. Воздушные массы, нагревшись от поверхности, приходят в движение – появляется ветер. Внутренняя энергия, которой обладают воздушные массы, превращается в механическую энергию.

Часть энергии солнечных лучей поглощается листьями растений. «Растения накапливают энергию». Вспомните из курса биологии, как происходит это накопление. Зерна хлорофилла поглощают солнечную энергию, которая в зеленом листе превращается во внутреннюю энергию питательных веществ. За счет внутренней энергии питательных веществ растения растут. Животные питаются растениями и используют внутреннюю энергию питательных веществ. Все живые существа на Земле для процессов жизнедеятельности используют внутреннюю энергию питательных веществ, в которую превратилась солнечная энергия. «Кладовая солнца» - так можно назвать окружающий мир живой природы.

Закон, на основе которого мы определяем изменение внутренней энергии, - один и тот же для всех явлений природы: физических, химических, биологических. Каменный уголь, являющийся пока еще одним из основных наших источников энергии, представляет собой окаменевшие в земле остатки лесов, когда-то буйно росших на больших пространствах Земли. Значит, и в нем запасена энергия Солнца. В болотах из отмирающих растений образуются пласты торфа, широко используемого как топливо.

Энергия животных, питающихся растениями, и энергия человека – все это преобразованная солнечная энергия. Лишь недавно человечество научилось использовать дополнительный источник энергии на Земле – атомную энергию, непосредственно не связанную с Солнцем.

Все шире используется непосредственное преобразование энергии солнечного излучения в электроэнергию.

Итак, закон сохранения и превращения энергии – один из фундаментальных законов. Знать его необходимо каждому, чтобы правильно объяснять явления природы.
В результате процессов обмена веществ в нашем организме образуется энергия, которую мы затрачиваем для жизнедеятельности организма. Откуда берется эта энергия? Это зависит от выполняемой работы. Посмотрите табл. 1.
Таблица 1.

Физиологические нормы рациона* школьника и калорийность** пищевых веществ

Возраст

Рацион

Калорийность



Белок

Жир

Углеводы

Всего

Жив. белок

всего

Жив. жир

7-10

11- 13

4-17 (мальчики)

4-17 (девочки)

80

96

106

93

48

58

64

56

80

96

106

93

15

18

20

20

324

382

422

367

2400

2850

3150

2750


*Рацион - норма, количество пищевых продуктов (в граммах) за сутки.

**Калорийность - энергетическая ценность, т.е. количество энергии, освобождающейся при распаде данных пищевых продуктов (в килокалориях).
Как и любое топливо, пищевые продукты, «сгорая в топке организма», выделяют энергию. Следовательно, пища имеет определенную энергетическую ценность, которую можно количественно измерить (например, в калориях или джоулях). Поэтому другое название энергетической ценности пищевых продуктов — калорийность. Каждый из нас не раз видел на фабричных упаковках купленных в магазине продуктов цифру, которая соответствует энергетической ценности 100 г данного продукта. Зная эту величину, любой может подсчитать, сколько энергии получит его организм после употребления определенного количества продукта.
Пример. Энергетическая ценность 100 г одного из видов отечественного сливочного масла составляет 748 ккал. Если человек съел 50 г этого продукта, то он получил 748х50/100 = 374 ккал.

30 г масла были съедены с 5 печеньями «Юбилейное» (примерно 35 г). Энергетическая ценность 100 г этого печенья равна 438 ккал. Следовательно, 5 печений принесли организму еще 438х35/100 = 153,3 ккал.

Таким образом, человек, съевший 3 печенья «Юбилейное» с 30 г сливочного масла получил 374 + 153,3 = 527,3 ккал.
Зная весь суточный рацион питания (т.е. количество всех съеденных за день продуктов, включая напитки) и их энергетическую ценность, легко подсчитать суммарное количество полученной энергии или калорийность суточного рациона питания. Биохимики и диетологи уже давно рассчитали калорийность и состав практически всех возможных продуктов питания. Ниже приведены сводные таблицы энергетической ценности и содержания пищевых веществ в подавляющем большинстве продуктов питания, представленных на отечественном рынке. Конечно, ситуация с питанием в нашей стране резко изменилась в последние годы и предусмотреть все разнообразие пищи просто невозможно. Однако, с учетом» информации помещенной на этикетках пищевых продуктов, расчет калорийности суточного рациона не представляет серьезных затруднений.
Задание 1:

Рассмотрите внимательно табл. 2, 3. К какой категории лиц вы отнесли бы школьников с точки зрения их ежедневных энергозатрат?
Задание 2:

Учитывая средние энергозатраты учителей, предположите, какие продукты помогут им восстановить силы. Ответ обоснуйте.
Задание 3:

Придумайте задачу, в которой упоминается процесс приготовления пищи.
Таблица 2.

Энергетическая ценность суточного рациона трудящихся разных категорий





Работники, чья деятельность не связана с затратой больших физических усилий (педагоги, врачи, ученые, студенты, инженеры, канцелярские работники)……………...

2400 ккал (10 000 кДж).

Квалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания, чья деятельность требует небольших физических усилий (токари, сборщики, фрезеровщики, столяры, продавцы, официанты и т.д.)……………………...

2700 ккал (11 300 кДж).

Работники, чья деятельность связана с затратой больших физических усилий (кузнецы, слесари, штукатуры, крестьяне)……..

2900 ккал (12 000 кДж).


Таблица 3.




Калорийность пищевых продуктов, ккал





Борщ (250 г)……………………….133

Винегрет (140 г)……………………64

Картофель (250 г)…………………207

Каша гречневая (150 г)…………...169

Каша овсяная (160 г)……………...220

Каша рисовая (160 г)……………...270

Кефир нежирный (200 г)…………...60

Масло сливочное (10 г)…………….75

Мед (20 г)…………………………...62

Молоко 3,2 %-ое (100 г)……………60

Мясо отварное (100 г)…………….144

Огурцы (300 г)……………………...45

Рыба (треска) отварная (100 г)…….75

Салат (160 г)………………………...99

Салат из свеклы и капусты (160 г).147

Сахар (20 г)…………………………74

Сметана (50 г)……………………..103

Сок яблочный (200 г)………………94

Сыр «Российский» (20 г)…………..73

Творог нежирный (100 г)………….86

Фрукты (200 г)…………………….100

Хлеб ржаной (50 г)………………..107

Яблоки (200 г)………………………92

Яйцо (1 шт.)………………………...63


Домашнее задание:

1. Пёрышкин А.В. Физика-8. § 11, упр. 6 (№ 3; 4), с. 181 (§ 2).

2. С помощью табл. 4, 5 составьте примерное меню одного приема пищи для спортсмена-футболиста, считая, что за этот прием он должен получить 50% необходимой ему ежедневной нормы жизненной энергии.

(Рассматривая футболиста-спортсмена как машину, которая всю получаемую энергию тут же расходует, учащиеся приходят к выводу, что ему необходимо до 3 кг пищи на прием. Становится ясно, что механический подход к описанию процессов в живом организме недопустим).
Таблица 4.

Теплота сгорания?? Энергетическая ценность суточного рациона пищи одного спортсмена для разных видов спорта

Футбол, хоккей……4600 ккал (19 МДж)

Гимнастика………3900 ккал (16,3 МДж)

Волейбол…………4350 ккал (17,25 МДж)

Плавание…………4250 ккал (16,3 МДж)

Бег, прыжки………….3950 ккал (18,2 МДж)

Метание диска………3950 ккал (16,05 МДж)

Бег на лыжах………...4900 ккал (20,5 МДж)

Бег на коньках……...4650 ккал (19,05 МДж)


Таблица 5.

Энергетическая ценность (или удельная теплота сгорания), кДж/кг


Арбуз…………………………………….1650

Жир свиной……………………………38 700

Масло подсолнечное………………….38 900

Огурцы……………………………………572

Сахар…………………………………..17 150

Сливки…………………………………..8900

Сметана………………………………..14 790

Яйца……………………………………...6904

Лузга подсолнечная…………………..14 300

Бумага фотограф. …………………….10 900

Каучук натуральный………………….44 800

Кинопленка целлул. ………………….16 700

Натрий металлич. …………………….13 300

Нафталин………………………………40 600

Рубероид………………………………29 500

Солома…………………………………14 300



Литература

  1. Балашов М.М. О природе.

  2. Разумовский В.Г. Современный урок физики в средней школе.

  3. Ковалева С.Я.. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Урок систематизации знаний и обобщения материала, 2 ч. 8-й кл. - «Физика-ПС», № 33/2002 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск