Скачать 55.92 Kb.
|
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Программа по предметно-практической деятельности /с элементами экономического воспитания «Советы мудрой Совы»/ для учащихся 2-го класса с умеренной умственной отсталостью Автор: Клюева Тамара Дмитриевна, учитель начальных классов Тамбов Пояснительная записка. Учебный план специальной коррекционной школы для детей с умеренной умственной отсталостью включает в себя дисциплину «Предметная практическая деятельность», которая должна помочь учащимся начального звена в игровой форме получить знания, способствующие дальнейшей социализации их в обществе. Используя на данных уроках программу «Советы мудрой совы», построенной на изучении элементарной экономики, дети смогут найти ответы на вопросы из реальной жизни, проявить интерес к правильному ведению домашнего хозяйства, познакомиться с материальными ценностями окружающего мира и нормами поведения в обществе. Программа в увлекательной форме помогает учащимся выявить основные потребности человека и способы их удовлетворения, оценить возможность приобретения товаров в личное пользование и учит делать их выбор, а также прививает элементарные нормы поведения в обществе. Дети с ограниченными возможностями здоровья усваивают материал (в частности, элементарные экономические знания) в процессе учебной, игровой, трудовой и практической деятельности. Цель программы: создание всесторонней педагогической поддержки ребёнка с ограниченными возможностями здоровья для более эффективного обучения, формирования и расширения его жизненного опыта. Основные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, которые необходимо решить при изучении курса: 1. Коррекция интеллектуальных недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей через решение творческих заданий, дидактических игр и т.п. 2. Формирование представления о потребностях человека и их удовлетворении. 3. Развитие познавательной активности с использованием финансовых категорий: цена, деньги, дорого, дёшево. 4. Формирование представления учащихся о различных профессиях, о тех, кто и как производит товары. 5. Воспитание интереса к разнообразным видам трудовой деятельности. Специфика интеллектуального дефекта учащихся класса не даёт возможности закладывать в программу сложные сведения из данной области знаний. Требуется разумная мера. Но формирование экономического мышления желательно для детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они могли нормально существовать в социуме. Для поддержания интереса на уроках рекомендуется использовать сказочных персонажей, разнообразные наглядные средства обучения, проводить экскурсии, применять мозаику, пазлы, строительный материал и т.п. В частности данная программа предполагает использование на уроках куклы «Сова», с помощью которой учитель ставит перед учащимися задачи, помогает решать творческие задания, проверяет их выполнение. С целью более глубокого изучения и закрепления материала необходимо создать преемственную систему знаний между данным предметом и математикой, развитием речи, социально-бытовой ориентировкой. Предполагается ведение тетрадей, в которых дети должны закреплять то, что изучали на уроке. Данная программа помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья стать уверенными в себе, активно включаться в игровую и трудовую деятельность, доставляя им удовольствие от уроков. Основные принципы обучения: - принцип систематичности и системности в обучении; - принцип развивающего и воспитывающего обучения (с учётом коррекционной направленности); - принцип доступности; - принцип наглядности; - принцип научности; - принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Форма обучения: - урок «Предметно-практическая деятельность» (предусмотренный учебным планом). Методы обучения: - словесный (рассказ, описание, объяснение, беседа); - наглядный (использование предметных и сложных картинок, сказочных персонажей, игрушек, видеофильмов); - наблюдения; - практический (игры, творческие задания, упражнения). Условия реализации программы. Для достижения положительных результатов необходимо: - использовать различные наглядные пособия, технические средства, плоскостные изображения, игрушки на каждом уроке; - подбирать материал необходимо так, чтобы он был подчинён требованиям темы и помогал коррекции отдельных сторон психики каждого ученика; - адекватно сочетать наглядность со словом, в момент объяснения показывать только одно необходимое пособие; - в классе создавать условия для изучения объекта таким образом, чтобы при демонстрации он был виден со всех точек класса всем детям; - речь учителя должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Учебно-тематический план.
Учащиеся должны знать: 1. Правила ведения домашнего хозяйства. 2. Финансовые категории: цена, деньги, дорого, дёшево. 3. Правила распределения «карманных» денег. 4. Основные потребности человека и возможности их удовлетворения. 5. Нормы поведения в обществе. 6. Монеты разного достоинства (в пределах 5 рублей). Учащиеся должны уметь: 1. Различать представителей различных профессий и товары, которые они производят. 2. Объяснять потребности людей и возможности их удовлетворения, уметь делать необходимый выбор. 3. Отличать человека бережливого, трудолюбивого, хорошего хозяина от ленивого и жадного. 4. Узнавать монеты, заменять одни монеты другими (в пределах 5 рублей). 5. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Список литературы. 1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Комарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под редакцией Г.Ф. Комариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 320с. 2. Составители: Баева Н.А., Кудинова Т.И., Калмыкова Н.В. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Метод. рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 21с. 3. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и её друзей: Задачник – рабочая тетрадь по экономике. Часть первая. – 2-е изд., испр. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 48 с.: пл. 4. Сасова И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий, - М.: Вита-Пресс, 2000. – 36с.: пл. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль предметно-практической деятельности в воспитании и развитии младшего школьника | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие пространственного воображения на уроках предметно – практической деятельности для слабовидящих школьников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кузьминых Л. Ф. Использование элементов предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях при обучении диалогической... | ||
Урок русского языка с элементами проектной деятельности. Тема: «Закрепление... Цели урока: Закреплять орфографический навык письма и умения применять полученные знания в практической деятельности. Работать над... | Формирование предметно-деятельностной компетенции учащихся на уроках географии Предметно-деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных... | ||
Авторы: Куревина Ольга Александровна, Лутцева Елена Андреевна Составитель Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем... | ||
Урок информатики на тему: «Знакомство с графическим редактором Paint.» Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения... | Система менеджмента качества Председатель предметно-цикловой комиссии дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла | ||
Всех форм обучения Умение определять в тексте различные виды информации (предметно-логическую, побудительную, оценочную), отличать главную информацию... | Пояснительная записка в настоящее время актуальной стала проблема... М ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрение нового материала с использованием технологии развивающего обучения, с элементами практической работы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы; урок с компьютерной поддержкой | Итоговый тест по географии в 8 классе Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с... |