Скачать 122.75 Kb.
|
Рабочая программа ТЕХНОЛОГИЯ 2 класс 2013-2014 г. Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования лицея № 95 и учебного плана ГБОУ лицея № 95 на 2013 - 2014 учебный год, на основе авторской программы Куревиной Ольги Александровны и Лутцевой Елены Андреевны и является частью Образовательной системы «Школа - 2100». Курс рассчитан: 1 класс - 33 часа 2 класс - 34 часа 3 класс - 68 часов 4 класс – 68 часов Основные положения курса согласуются с концепцией курса образовательной системы «Школа - 2100» и решают задачи формирования первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся в начальной школе. Содержание предмета технологии предполагает взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы: математика, родной язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство. Цель курса: - саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:
Методическая основа курса – «деятельностный» подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения. Принципы, лежащие в основе построения программы
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Данная рабочая программа адаптирована для реализации в ГБОУ лицее №95 Калининского района Санкт-Петербурга с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся 2«Б» класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала. В классе есть очень слабые дети (Павлов Алексей, Ризаев Пётр) и очень сильные дети (Мамышева Дарья, Самборская Олеся). Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Исходя из результатов итоговой диагностики, необходимо обратить особое внимание на формирование умения распознавать инструменты, материалы и приспособления, осуществлять самоконтроль. Учебно-методический комплект для ученика 1. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. 5 - е изд. - Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2012. - 112 с. 2. Ковалевская Е. Д. Рабочая тетрадь к учебнику "Технология". 2 класс. - М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. - 48 с. Подходы и технологии Урок включает наблюдения, восприятия предметов материально - культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (количество деталей, их форма, вид соединения), далее - средства художественной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг технологический - определение способов обработки материалов для получения планируемого результата. Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям - практическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов. Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий. В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Содержание программы (34 часа) 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6ч.). Значение трудовой деятельности в жизни человека - труд как способ самовыражения человека. Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника). Природа - источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление). Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников. Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч.). Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, пряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги. Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки). 3. Конструирование (7 ч.). Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, 4. Использование информационных технологий (4 ч.) Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.). Технико-технологические понятия: чертёж, эскиз, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. 2класс Личностными результатами изучения курса «Технология» в 2-м классе является формирование следующих умений:
Основой для достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, людям и их поступкам. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:
Основой для формирования этих действий служит технология предметно-практической творческой деятельности определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Основой для формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД:
Основой для формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития -чувствовать мир технических достижений. Коммуникативные УУД:
Основой для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности;
Основой для формирования этих действий служит организация работы в малых группах. Контроль образовательных результатов Деятельность учащихся на уроке двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций, и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной и одобрительной форме. Уровень усвоения программного материала и сформированности умений фиксируется учителем в специальных Таблицах требований, который заполняются на протяжении каждого учебного раздела. Учебно-методический комплект: 1. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. 5 - е изд. - Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2012. - 112 с. 2. Ковалевская Е. Д. Рабочая тетрадь к учебнику "Технология". 2 класс. - М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. - 48 с. 3. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Методические рекомендации для учителя: технология «Прекрасное рядом с тобой. 2 класс.», М. Баласс, 2011 г., 144 с. |