Скачать 131.36 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по технологии в 3 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс МОУ СОШ с. Кириллово Учебный предмет «Технология» в 3 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учёта степени активности влияния на неё. Духовная культура - достояние каждого человека, и освоение её - обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. С рождения ребёнка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества, как совокупности материальной целесообразности, так и духовной насыщенности представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта. Насколько многогранна жизнь в её проявлении, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей. Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребёнок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может. Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса: -формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; -формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; -общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах; -формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; -развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); -развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; -формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; -развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; -формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); -ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка. Общая характеристика предмета Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок - изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании. Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения. Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме. Место предмета в учебном плане МОУ СОШ с. Кириллово Согласно базисному плану на изучение данного предмета отводится 35 часов при 35 учебнх неделях Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимния сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/ Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме. Содержание учебного предмета (70 часов) Учимся размышлять 1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе. Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образ¬цом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и вы¬носные. Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имею¬щимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величи¬ны части используемого круга. 2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы. 3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке. Различаем рабочие части у инструментов: грифель у каран¬даша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, по¬лотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и бу¬лавки, щетинка у кисточки, игла у шила. Обосновываем план оснащения рабочего места. 4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага. Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине. Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природ¬ные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц. 5. Исследуем изменения линейных размеров и прочности бу¬маги при намокании. 6. Устанавливаем основные технологические этапы изготов¬ления бумаги в промышленности. Готовимся к практической работе 1. Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность. 2. В зависимости от используемого материала оборудуем ме¬ста санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями. 3. Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем соответствие размеров заготовки габаритным разме¬рам деталей на эскизе. Учимся выполнять новые операции Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке. Прокалываем картон шилом. Выполняем рицовку на картоне. Окантовываем картон бумажными полосами. Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик». Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку. Пришиваем пуговицы в прокол. Пришиваем швом через край тесьму и сутаж. Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету. Вышиваем тамбурным швом. Наматываем нитяной кокон на резиновую основу. Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос. Окрашиваем бумагу набрызгом. Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем) У нас получаются красивые изделия I. Хозяйственные принадлежности 1. Грелка на чайник. 2. Папочка для кулинарных рецептов. 3. Игольница - сердечко. П. Для оборудования рабочего места 1. Складная коробка-матрешка. 2. Цветок-булавочница из рассеченных кругов. III. Игрушки для себя и друзей 1. Ежик из рассеченных бумажных кругов. 2. Объемные игрушки из природных материалов, соединенных клеем и шпильками. 3. Колобок из помпона. 4. Картонная елка с хороводом фигурок (друзья на празднике). IV. Сувениры 1. Прорезная закладка. 2. Бумажные аппликации (выпуклая из «фунтиков» и прищипанная мозаика). 3. Мартишоры («букет цветов» из кругов). 4. Пасхальные сувениры из скорлупы (вся поверхность по¬крыта выпуклыми бумажными цветами). 5. Аппликация из дробленой яичной скорлупы на цветочном горшочке. 6. Настенные панно из засушенных листьев, цветов и соцве¬тий, разглаженной соломки. 7. Закладка из искусственной кожи «цветочек». V. Все для праздника 1. Оборудование праздничного стола: настольные цилиндри¬ческие куклы-салфетницы из картона и бумаги, декоративное украшение «веселые струйки», картонный поднос, украшенный мраморной бумагой и блестками, фигурки из бумажных салфе¬ток (сдвоенный конус, пальмовый лист). 2. Елочные украшения: цилиндрические игрушки (фонтан¬чик), конусообразные (колокольчик), ажурные (бумажный фонарик и гирлянда, нитяной кокон), плоские подвески (жар-птица, зимнее солнышко). 3. Детали карнавального костюма: полумаска с кружевами, гвоздика из крепированной бумаги, ажурный кожаный пояс. Планируемые результаты обучающихся. В результате изучения технологии обучающийся должен: знать / понимать
Литература 1.Учебник для 3 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.) 2.Учебник - тетрадь для 3 класса «Я всё умею делать сам» (автор Геронимус Т.М.) 3.Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4 классы (автор Геронимус Т.М.) 4.Методическое пособие «Уроки технологии в 3 классе» (автор Геронимус Т.М.) 5.Н.А.Тараканова «Поурочные планы по учебнику Т.М. Геронимус «Маленький мастер» |