Проектного метода в начальной школе





Скачать 94.61 Kb.
НазваниеПроектного метода в начальной школе
Дата публикации18.09.2014
Размер94.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


ПРИМЕНЕНИЕ


ПРОЕКТНОГО МЕТОДА



В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учитель начальных классов

Меньшикова Л.В.


Применение проектного метода в начальной школе.
Современная система образования сталкивается со множеством внешних проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда, который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы. Именно рынок требует непрерывно повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни. И, наконец, третья проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за безработицы, экономического и социального кризиса. Кроме того необходимо учитывать и вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

Европейское сообщество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Необходимо передать подрастающему поколению уважение к таким общечеловеческим ценностям, как соблюдение прав человека и сохранение демократических свобод, воспитать молодое поколение в духе взаимопомощи, терпимости и плюрализма, привить навыки взаимоуважения полов, социальных групп и народов, помочь молодым людям осознать, что у них есть не только права, но и обязанности, сформировать потребность к постоянному самообразованию.

Одна из задач образования, которая является доминирующей, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал. А это не мыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самопрактике. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

В соответствии с этим в научно практический обиход сейчас активно внедряется понятие проектной деятельности. Внедрение метода проектов в образовательный процесс, основным назначением которого является ориентация на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности, формирование творческой личности, стимулирование потребности ребёнка в самовыражении, самостоятельности. Разработала для себя профессиональные установки по формированию у учащихся активной самостоятельности в учебном процессе.

Меня заинтересовала проектная деятельность, потому что она позволяет решать педагогу множество образовательных и психолого-педагогических проблем, при этом учитывать и возрастные особенности, интересы ребят. Процесс самостоятельной деятельности педагога и детей становится не только обучающим, полезным, но и более увлекательным. Я решила в свою педагогическую деятельность внедрить проектный метод и поставила перед собой такие цели:

- включить учащихся в проектную деятельность;

- повысить качество обучения учащихся;

- развивать учебно-познавательные способности;

- формировать образовательные потребности детей.

Сначала я изучила литературу по проектной деятельности: «Технология» (метод проектов в технологическом образовании школьников) под редакцией И.А.Сасоевой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2003г., «Экология для начальной школы» (игры и проекты) автор: И.В.Цветкова. Ярославль, «Академия развития», 1997г., ряд статей из ежемесячного научно-методического журнала Министерства образования Р.Ф. «Начальная школа» - М., - 2002. -№12, 2004. - №7, №2, 2006. - №2, 2005. - №3, 2006. - №5, 2006. - №7 и другие.

Определила наиболее важные моменты проектной деятельности, которые позволяют заложить основы продуктивной профессиональной деятельности педагога, работающего по методу проекта.

Результатом этой деятельности у ученика:

  • повышается творческая активность (уровень интеллекта, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.);

  • возникает интерес к изучению школьных предметов;

  • повышается успеваемость;

  • возникает потребность в планировании своей деятельности;

  • формируется адекватная самооценка, взаимооценка;

  • формируется ряд коммуникативных умений;


ЦЕЛЬ


активен инициативен самостоятелен коммуникативен и т.д.





ученик успешен


Каждый проект по-своему уникален и представляет педагогу возможность проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, фантазию и оригинальность. В тоже время ребёнок не только получает знания, но и возможность проявить себя как творческую личность, самореализовать себя в том или ином виде деятельности.

Метод проектирования позволяет мне превратить даже планирование работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой. Метод проектирования позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей ребёнка.

Применение этого метода помогает мне как педагогу развиваться как творческой личности. Ведь свободный творческий труд – эта такая форма деятельности, в которой мы проживаем каждый этап всем своим существом.

В творчестве затрагиваются одновременно и интеллект, и чувства человека. Соединение двух аспектов – педагогического и психологического, дающие толчок быстрому накоплению социального опыта, и явилось определяющим в моём выборе направления работы.

Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня… В проектной деятельности дети самостоятельны и от всего сердца проводят работу. Внимание детей всё время держится напряжённым, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами себе наметить программу занятий и интенсивно её выполнять для того, чтобы успешно проработать одно задание, приниматься за другое… Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое выполнение её.

Разрабатывая каждый проект, я выбираю один из обобщённых мною вариантов планирования, будь то внеклассная работа или урок. Сколько этапов будет включать тот или иной проект зависит от учебного предмета , темы и цели.

Проектный метод реализует ряд педагогических принципов:

  • самостоятельность;

  • сотрудничество детей и взрослых;

  • деятельностный подход;

  • актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;

  • взаимодействие педагогического процесса с окружающей средой.

При использовании метода проектов школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель-ученик в корне меняются.

Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, я на практике убедилась, насколько важно не упустить возможность использования ребёнком новых форм взаимодействия с педагогом и со сверстниками. В своей работе активно использую индивидуальные, парные и групповые формы работы. Групповые виды интеллектуальной работы стимулируют развитие мышления и, в частности, помогают генерировать идеи. Во взаимодействии создаётся атмосфера стимулирующая совместную продуктивную деятельность. В группе поощряется высказывание любой идеи, какой бы странной на первый взгляд она не казалась. Ребёнок проявляет здесь себя и самоутверждается. Взаимодействие в группе даёт прибавку в скорости принятия решения. Групповую работу чередую с индивидуальной. В группе все думают вместе, а индивидуально размышляют в отдельности. Маленький конкретный проект младшего школьника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина – процесс экономического и экологического воспитания, процесс обоснованного и грамотного взаимодействия ребёнка с окружающей средой.

Педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной деятельности педагога и учащихся с опорой на собственный опыт ученика. Я являюсь для учеников помощником, источником знаний, организатором познавательно-трудовой деятельности, обеспечиваю прогноз результатов выбора, создаю условия проявления активности учащихся. Я их партнёр, наблюдатель, наставник, помощник в выстраивании собственного вектора личностного развития.

Постановка цели и выбор наиболее подходящих средств для их достижения, а затем и использование этих средств должны быть последовательными и систематичными.

Формируя и развивая творческие способности учеников, уроки трудового обучения и внеклассные мероприятия выстраиваю с учетом особенностей детей младшего школьного возраста.

При работе с учащимися по методу проектов применяю такие формы организации педагогического процесса:

  • уроки с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

  • частичную интеграцию с уроками природоведения, изобразительного искусства;

  • частично-поисковое эвристическое обучение под руководством учителя;

  • консультирование учащихся.


При разработке занятий по методу проекта для младших

школьников считаю, что мне необходимо:

  • использовать алгоритм создания проблемных ситуаций, определить тему проекта и его цель;

  • составлять перспективный план продвижения к цели;

  • формулировать задачи и обсудить их с участниками проекта;

  • быть готовой внести коррективы в свой план;

  • предвидеть предстоящий результат;

  • помогать детям в достижении их целей;

  • придумать игры и другие виды деятельности;

  • и т.д.

В результате своей работы формирую у учащихся

следующие умения:

  • адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельно приобретать необходимые знания, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место (самоопределение);

  • осознанно строить свою деятельность по достижению цели, видеть возникающие в действительности проблемы и находить пути рационального их решения (самореализация);

  • самостоятельно развивать такие личностные качества, как коммуникативность и толетарность, умение контактировать в различных социальных группах, в ситуациях, предотвращать или умело выходить их конфликтных ситуаций (компетентность);

  • оценивать собственную деятельность и её результаты (рефлексия).

Но чтобы работать в проектной деятельности у ученика

должны быть сформированы, по моему мнению определённые умения. Результат своей работы они представляют в виде презентационных форм. Свои проекты дети оформляют соответственно требованиям. При работе по методу проекта педагог соблюдает определённые условия.

Метод проекта также применяю в своей практике и на уроках трудового обучения, где главной частью проектной деятельности становится аргументированная разработка конструкции и образа изделия, мысленное прогнозирование, составление замысла, предвосхищающее его последующее практическое воплощение. Задачи этих уроков тесно связаны со всей системой заданий. Задания бывают длительными и короткими.

Проект на уроках труда имеет комплексный характер:

  • целесообразность как качество мышления тесно связано с конструктивностью т. е. способность строить систему действий в точном соответствии с целями;

  • вариативность и гибкость мышления позволяет создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих целям;

  • чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке и созданию окружающей предметной среды как к единому целому.

На уроках ребята и овладевают способами

обработки материалов или изготовления изделия. Изделие, выполненное учеником на уроках. должно удовлетворять личным потребностям ребёнка. Также здесь закладываются основы развития способностей учащихся к самостоятельной творческой работе, построенной на заданном подходе и мышлении «без образца», что само по себе предполагает собственную активность личности в рамках учебной задачи. Проект на уроках труда – это всегда решение конструкторской задачи. Подобная задача сама по своей природе связана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Я обобщила приёмы создания проблемных ситуаций в процессе творческой работы. Деятельность школьников, обучающихся по методу проекта в технологии в корне отличается от деятельности школьников, которые обучаются в традиционной форме. Результатом такой проектной деятельности на уроках труда не является открытие принципиально чего-то нового для человечества, а становится «открытием для себя самого». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден…».

Создавая своё собственное изделие, ученик должен правильно оценить эту работу. Для этого я выделила этапы оценки изделия . Главная цель которых – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. Для себя составила «Критерии оценки сформированности специальных проектных умений у учащихся, обучающихся по методу проекта на уроках труда», а также требования к учащимся на разных этапах обучения по методу проекта. Каждый ученик, работая в проектной деятельности, должен уметь оценивать свои результаты работы на разных этапах, приобретая необходимые навыки.

Мною разработан тематический план уроков трудового обучения, где выделены темы, на которых учащиеся включаются в проектную деятельность.

Результатом моей работы, считаю, стали следующие показатели:
1 класс



0% - городские библиотеки

30% - школьная библиотека

70% - не посещают
2 класс



5% - городские библиотеки

50% - школьная библиотека

45% - не посещают



1 класс – 50%

2 класс – 80 %



1 класс на «4\5» - 10 учеников

2 класс на «4\5» - 14 учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектного метода в начальной школе iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Проектного метода в начальной школе iconНазвание проекта: Использование проектного метода на уроках истории в школе-интернате
Учебник. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история XX-XXI века 9 класс М.: Мнемозина, 2009
Проектного метода в начальной школе iconЭксперимент «Эффективность использования проектного задания на интегрированном уроке»
Выяснить отношение коллег (учителей иностранного языка и истории) к проектным заданиям с целью определения роли и места метода проектов...
Проектного метода в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Проектного метода в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абасов С. Э. Реализация проектного метода в образовательном процессе// Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. №2. С....
Проектного метода в начальной школе iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
Проектного метода в начальной школе iconДоклад «Использование проектного метода как педагогической технологии...
Данный доклад представляет одну из попыток практически решить проблему духовно-нравственного воспитания в конфессиональной школе,...
Проектного метода в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Проектного метода в начальной школе iconМастер-класс «Использование проектного метода при изучении темы «Моя...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской обл.»
Проектного метода в начальной школе iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Проектного метода в начальной школе iconТема: Повышение качества образования в начальной школе
План – проект работы по повышению качества образования в начальной школе на 2013-14 уч год
Проектного метода в начальной школе iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Проектного метода в начальной школе iconИспользование метода проектов на уроках в начальной школе
В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать...
Проектного метода в начальной школе icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
Проектного метода в начальной школе iconСправка по итогам методической недели в начальной школе
В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской...
Проектного метода в начальной школе iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск