Скачать 207.13 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономикиПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин» для специальности 050501.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление)
Воронеж 2007 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ 90-е годы в учебном плане общеобразовательных учебных заведениях РФ введен новый курс "Экономика". Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики и других предметов. В связи с этим возникла практическая необходимость в ускорении подготовки в педагогических вузах учителей средних школ по специальности "экономика". Подготовка учителей этого профиля наряду с углубленным изучением экономической теории предлагает вооружение их глубокими знаниями по методике преподавания экономики в школе. С этой целью в ВГПУ разработан курс "Методика преподавания экономических дисциплин". В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования также изучается курс «Экономика», что влечет за собой необходимость формирования у педагогов профессионального обучения компетенций в области методики и технологий обучения, а также компетенций создания собственных методик. Курс разработан на основе использования теоретических выводов выдающихся отечественных и зарубежных классиков педагогической науки и обобщения опыта преподавания учителями экономики в современной школе, в том числе в школах г. Воронежа и Воронежской области. Этот курс построен на основе сочетания лекционной формы обучения и проведения лабораторных работ. Большое внимание в процессе курса уделяется самостоятельной работе студентов и разработке умений и навыков педагогической деятельности. Изучение курса заканчивается зачетом. Курс "Методика преподавания экономических дисциплин" относится к дисциплинам специализации, изучается в 7 семестре. Курс имеет межпредметные связи с такими предметами, как Методика профессионального обучения, Педагогические предметные технологии, Дидактика, Педагогика, Психология и другими. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНДневное отделение
Заочное отделение
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ. Методика преподавания экономики как наука. Организация преподавания экономики в начальной, основной и средней (полной школе). Межпредметные связи экономики. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта области «Экономика». Цели изучения экономики в школе. Учебные издания, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Зарубежный опыт школьного экономического образования. ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ. Основные содержательные линии экономического образования в школе. Подходы к экономическому образованию: традиционный, бизнес ориентированный, академический, культурно-функциональный. ТЕМА 3. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ. Учебная программа по дисциплине. Составление и утверждение программ. Содержание и структура программ. Учебник по экономике. Структура учебника. Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки. ТЕМА 4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ". Общие принципы дидактики. Закономерности процесса экономического образования. Научность и объективность содержания. Системность и последовательность изложения. Активность обучения и прочность усвоения учебного материала. Абстрактность курса и наглядность изложения. Экономическая теория как наука и как учебный курс. Процесс познания школьниками экономических явлений, категорий и законов. Виды восприятия. Методы совместных рассуждений. Принцип нежесткой подачи законов и категорий. ТЕМА 5. АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Понятие. Абстрактные и конкретные понятия. Индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Уровни формирования понятий: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный, творческий. Активизация процесса восприятия. Методика использования на уроке наглядных пособий: графиков, таблиц, диаграмм, схем, фотографий, рисунков. Постановка вопросов как средство активизации внимания учащихся. Позитивное и критическое восприятие. Деятельностный подход в обучении экономике. Организация самостоятельной работы учащихся. Использование на уроках экономики математического аппарата и статистического материала. ТЕМА 6. УРОК ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ. Тематическое и поурочное планирование. Урок: сущность, цели, структура. Составление плана-конспекта урока. Методика проверки знаний, изучение нового материала, закрепления. Организационный момент и домашнее задание. Типы урока: урок изучения нового материала, урок-лекция, урок самостоятельной работы, урок практических работ, урок обобщающего повторения, вводный и комбинированный урок. ТЕМА 7. ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ. Проблемное обучение. Проблемная ситуация. Проблема. Формы выражения проблемы: проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная задача. Этапы решения проблемы. ТЕМА 8. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ. Цели внеклассной работы в школе: образовательная, воспитательная, развивающая. Формы внешкольной и внеклассной работы. Экономический кружок, конференция, олимпиада, утренники, вечера, выпуск рукописных изданий. ТЕМА 9-13. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ. ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Анализ учебных программ по экономике. Задание. Проанализировать программы по экономике: а) Л.Л. Любимова и Н.А. Ранневой; б) И.В. Липсица; в) С. Равичева и Т. Протасевич; г) Райзберга Б.А. и Прутченкова А.С. При анализе содержания программ следует:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Характеристика школьных учебников по экономике. Задание 1. Дать по схеме характеристику учебника (по выбору). Учебник Учебный текст Внетекстовые компоненты основной - теория -объяснение пояснительный -описания - словарь терминов - примечание аппарат ориентировки (оглавления, шрифты, сигналы, символы) Иллюстративный материал (схемы, графики, диаграммы) дополнительный - историч. справки - пояснения аппарат реализации усвоения Задание 2. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика школьных учебников по экономике».
Задание 3. Выявить особенности учебных пособий по экономике для начальной школы. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.Формирование понятий на уроках экономики. Задание 1. Представить фрагмент урока, показывающий формирование понятий индуктивным и дедуктивным путем. Не менее 3-х понятий на каждый метод. Из них 1 понятие - двумя методами. Задание 2. Составить перечень вопросов для определения усвоения (или не усвоения) учащимися какого - либо экономического понятия. Задание 3. Разработать вопросы и задания для определения уровня формирования понятий. По 2 вопроса (задания) к каждому уровню. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. Использование наглядности на уроках экономики. Задание. Представить фрагмент урока с включением: а) таблицы; б) графика; в) диаграммы; г) схемы. Фрагменты урока должны быть по разным темам. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5. Организация проверки и закрепления знаний на уроках экономики. Задание 1. Составить вопросы по одной из тем для организации фронтального опроса. Задание 2. Предложить 2 вопроса для устной проверки знаний у доски. (Одновременно должно быть дано задание классу). Задание 3. Разработать 3 задания для закрепления материала (по 2-м темам). ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. Планирование работы учителя. Задание. Составить календарно-тематическое планирование курса "Основы экономики" (на 68 часов) по форме:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7-9 Задание. Разработать план-конспект урока: а) по одной из тем раздела «Основы экономики»; б) по одной из тем "Микроэкономики"; в) по одной из тем "Макроэкономики". Список литературы. 1. Автономов, В.С. Совершенствование экономического образования : аналитический доклад / В.С.Автономов,М.Е.Дорошенко,О.О.Замков. — М. : Логос, 2005. — 108с. 2. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания. Ч.1 : Учеб.пособие для студ.пед.высш.учеб.заведений:В 2-х ч. — М. : Владос, 2001. — 352с. 3. Бебнева, Н.А. Изучение курса "Экономика для всех" : кн.для учителя / Н.А.Бебнева. — Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2003. — 178с. 4. Коджаспирова, Галина Михайловна. Технические средства обучения и методика их использования : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М. : Академия, 2001. — 256с. 5. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В.Короткова. — М. : Владос, 2003. — 256с. 6. Кулешов, Владимир Устинович. Методика использования задач и деловых игр в преподавании политэкономии. — М. : Высш.шк., 1991. — 174с. 7. Кульневич, С.В. Анализ современного урока : Практич.пособие для учителей нач.кл.,студ.сред.и высш.учеб.заведений,слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону : Учитель, 2002. — 176с. 8. Липсиц, Игорь Владимирович. Экономика:Базовый курс : Учебник для 10,11 кл.общеобразоват.учреждений / И.В.Липсиц. — 3-е изд.,дораб. — М. : Вита-Пресс, 2003. — 352с. 9. Прессман, Л.П. Методика применения технических средств обучения : Экранно-звуковые средства. — 2-е изд.,перераб. — М. : Просвещение, 1988. — 192с. 10. Розов, В.К. Методика экономического воспитания школьников : Учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов / В.К.Розов,Б.П.Шемякин,П.А.Шемякин. — М. : Просвещение, 1985. — 160с. 11. Симоненко, Виктор Дмитриевич. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. — Брянск : Изд-во БГПУ, 1994. — 117с. 12. Симоненко, Виктор Дмитриевич. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учебно-методическое пособие. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. — 226с. Вопросы к зачету.
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания... Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Автор рабочей программы учебной дисциплины: Н. В. Липаткина,доцент,... Н. В. Липаткиной,к п н., доцентом, зав кафедрой менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин фгбоу впо «Оренбургский... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Среднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | ||
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» ... | Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | ||
Программа дисциплины «Теория и методика преподавания русского как... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Отчет об использовании инновационных педагогических технологий в... Тудентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач преподаватели комиссии экономических дисциплин... |