Скачать 459.78 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Программа дисциплиныЭкономика общественного сектораСанкт-Петербург 2003 Программа дисциплины «Экономика общественного сектора» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования. Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования Авторы (составители): - Демиденко Даниил Семенович, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; - Черногорский Сергей Александрович, кандидат экономических наук, ассистент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Рецензенты: Матвеенко Владимир Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, доцент факультета экономики Европейского Университета в СПб. I. Организационно-методический раздел 1.Цели курса Учебная программа по курсу составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 521600 - «Экономика». Курс изучается в целях:
2. Задачи курса Главная задача предлагаемого курса - дать целостное представление о тех проблемах, которые решает экономика общественного сектора, его базовых идеях, основных понятиях и аналитических инструментах. Это соответствует тому уровню знаний в данной области, который требуется специалисту с высшим экономическим образованием и который позволяет, во-первых, осмысливать реальные действия государства и процессы становления рыночных отношений в России под углом зрения современной теории и, во-вторых, самостоятельно осваивать специальную литературу. В курсе «Экономика общественного сектора» углубляются знания студентов в области экономики благосостояния, изучаются механизмы принятия нерыночных решений (общественный выбор), влияние различных налогов на частичное равновесие на отдельных рынках и на общее равновесие, теория оптимального налогообложения, экономическая природа и последствия различных общественных расходов, деятельность государства как производителя и финансиста (заказчика) благ и ее рациональная организация, оценка эффективности общественных расходов (анализ «затраты-выгоды»), бюджетный (фискальный) федерализм. 3. Методическая новизна курса Курс предполагает знание микроэкономики и налогообложения на промежуточном уровне. Курс базируется на нескольких фундаментальных принципах, на основе которых проводится экономический анализ общественного сектора. К ним относятся: дилемма выбора между эффективностью и справедливостью, проблема социального выбора, политико-экономический подход. Эти принципы применяются к таким вопросам как налогообложение, экстерналии (внешние эффекты) и общественные блага. Исследуется также взаимосвязь между распределением общественных благ и эффективностью. Новизна курса связана с тем, что в нем впервые рассматриваются место и роль общественного сектора в переходной экономике России в условиях политики разгосударствления и приватизации; вопросы реформирования системы государственных финансов, включая бюджетное устройство, внебюджетные фонды и государственный кредит, а также проблема бюджетного дефицита и государственного долга. В курсе будут использоваться экономико-математические методы. 4. Место курса в системе социогуманитарного образования В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Экономика» (521600) изучение курса «Экономика общественного сектора» осуществляется в магистратуре. Объем дисциплины – 96 часа, один семестр (40 час. – лекции, 28 час. – семинары, 28 час. – самост. работа.). 5. Требования к уровню освоения содержания курса Успешное обучение по курсу «Экономика общественного сектора» предполагает наличие знаний, полученных в результате освоения курсов «Микроэкономика-2», «Институциональная экономика», «Экономика отраслевых рынков», «Экономика труда», «Макроэкономика-2», «Математика для экономистов». Курс завершает изучение экономической теории и обеспечивает необходимую подготовку для продолжения обучения по магистерской программе. Экономика общественного сектора базируется на методах микроэкономического анализа. В результате наиболее тесно данный курс связан с микроэкономикой, являясь ее продолжением и углублением. II. Содержание курса 1. Новизна курса Актуальность нового курса «Экономика общественного сектора» обусловлена тем, что первый учебник по теме «Экономика общественного сектора» в России появился в 1996 году. Курс является предметно-замкнутым и полным: в каждом разделе перечисляются наиболее важные проблемы, охватывающие все стороны рассматриваемого объекта. В курсе «Экономика общественного сектора» предполагается осуществить аналитическое изложение материала. Курс увязывается со всеми предыдущими экономическими дисциплинами и курсами, показывает возможности профессионального применения методов исследования. Основная задача - предложить теоретические модели для изучения роли государства в экономике. Курс существенно опирается на сведения из курсов по микроэкономике и макроэкономике магистерского уровня, а также на вводный курс по теории игр. При необходимости, требуемые понятия и примеры из теории игр могут быть рассказаны за одну дополнительную лекцию. Принципиальное отличие нового курса от существующих заключается в том, что теоретические разделы, посвященные проблемам оптимальных налогов, избыточного налогообложения разрабатываются на основе новых теоретических моделей: предельных избыточных тягот налогообложения, эффективных налоговых ставок, рассчитанных на основе статистических данных. Предлагаемый курс рассматривает вопросы, до сих пор неполно исследованные в имеющейся литературе (модели распределения частных благ, предоставляемых государством, виды моделей ценообразования в общественном секторе и др.) и опирается на новейшие достижения в области экономической теории. Использование в курсе комплексного подхода к разработке новых тем и объединение их с уже имеющимися разделами позволит обеспечить у студентов навык многоаспектной оценки в сфере экономики общественного сектора. 2. Разделы курса Раздел 1. Общественный сектор экономики. Раздел 2. Общественные блага. Раздел 3. Распределение, эффективность и благосостояние. Раздел 4. Доходы общественного сектора. Раздел 5. Общественные расходы. Социальная политика. Раздел 6. Финансирование и производство товаров и услуг в общественном секторе. Раздел 7. Эффективность общественных расходов. Раздел 8. Государственные и муниципальные финансы. 3. Темы и краткое содержание |
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований | Программа дисциплины глобальное управление Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Программа дисциплины Теории политической харизмы Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Сборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс ) Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания... | ||
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников | Содержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин | ||
Программа курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных... «Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки... | Программа учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин» Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики... |