Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»





Скачать 250.42 Kb.
НазваниеПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер250.42 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЛОМОНОСОВА

Программа дисциплины



Новейшие течения современной экономической теории


Москва

2003

Программа дисциплины «Новейшие течения современной экономической теории» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.
Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Автор (составитель) Худокормов Александр Георгиевич, доктор экономических наук, профессор, МГУ им. М.В.Ломоносова

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)
Рецензенты: __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)
I. Организационно-методический раздел


  1. Цель и задача курса

Дать студентам-магистрам ориентир для дальнейшей самостоятельной работы в области новейших экономических школ и теорий. Показать, что история экономических учений это не только «лавка древностей», что эта дисциплина способна анализировать новейшие экономические концепции в процессе их зарождения, становления, расцвета, а порой и кризиса. Представить общую, внутренне дифференцированную структуру экономической теории Запада по направлениям, школам, по проблемам анализа и попытаться сформулировать наиболее общие итоги ее эволюции.


  1. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)1

Методологическая новизна определяется использованием новых методов обучения и контроля, ранее не использованных при изучении данного раздела курса: тестирование, составление самостоятельных тестов, сдача зачета в форме эссе (сочинения на заданную тему).


  1. Место курса в системе социогуманитарного образования

Курс является обязательным для студентов-магистров, специализирующихся по программе «Экономическая теория». Читается на первом году обучения в магистратуре Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, в первом и втором триместрах. Минимальная продолжительность курса - 24 часа, но может читаться и в более продолжительных вариантах (36 и 48 часов).


  1. Требования к уровню освоения содержания курса

В ходе обучения студенты должны ознакомиться с новейшими течениями современной экономической теории, иметь представление о важнейших достижениях современной экономической науки.
II. Содержание курса

  1. Новизна курса (научная, содержательная; сравнительный анализ с подобными курсами в России и за рубежом)

Новизна курса обусловлена тем, что при его подготовке используются новейшие публикации ведущих авторов, рассматриваются последние сдвиги в мировой экономической мысли, дается прогноз дальнейшего развития экономической теории (несколько сценариев). Также следует отметить, что пока не существует пособий по данной теме. Написаны лишь отдельные разделы в новейших учебниках.

Курс посвящен новейшим формам западной экономической теории, начиная с кризиса кейнсианства 1970-х гг. и «монетаристской контрреволюции». Особое внимание уделено неоконсервативным экономическим теориям (монетаризм, экономическая теория предложения, новая классическая теория), а также современным попыткам монетаристско-кейнсианского синтеза. Важнейшей темой курса является новое оригинальное течение западной экономической науки – неоинституционализм и примыкающие к нему концепции «экономического империализма», теории «общественного выбора». Репрезентативно представлен проблемный аспект современных теорий Запада. В заключении предпринята попытка дать итоговую картину развития современной экономической теории в развитых странах на примере фундаментальной статьи У. Баумоля.

Необходимость курса для студентов экономических специальностей обусловлена тем, что курс дает знание новейших тенденций в развитии экономической теории, что может расцениваться как завершающий аккорд в экономическом образовании студентов. Помимо этого он обеспечивает развитие навыков альтернативного, недогматического мышления, вероятностного подхода к дальнейшей эволюции мировой экономической мысли.


  1. Разделы курса

Курс включает 8 тем:


  1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Кризис кейнсианства 1970-х гг. Причины и формы проявления (2 часа).

Общее ухудшение экономической конъюнктуры в развитых странах Запада. «Неблагополучные семидесятые» на фоне «серебряных пятидесятых» и «золотых шестидесятых». Глубокие спады 1973-1975 гг. и 1980-1982 гг. Дискредитация «стратегического запаса» неокейнсианской теории – концепций экономической динамики, цикла и антициклического регулирования.

«Тактический запас» неокейнсианства, связанный с использованием «кривой Филлипса». История получения кривой. Ее модификация в трудах Р.Солоу и П. Самуэльсона. Использование кривой Филлипса в экономической политике 60-х г.г., метод скольжения по кривой и «нащупывание» оптимальной точки. Стагфляция 1970-х гг. и отказ прежних механизмов социальной оптимизации.

Неудачи кейнсианской доктрины «дефицитного финансирования». Дж.М.Кейнс и его последователи о роли бюджетного дефицита в стимулировании экономики. Регулируемая («ползучая») инфляция как дополнительный генератор эффективного спроса. Инфляционные процессы 1970-х годов. Перерастание «ползучей» инфляции в «галопирующую». Выход инфляции из-под контроля. Монетаристская критика «инфляционной накачки» рынка. Реальные поводы «монетаристской контрреволюции».

Структурные кризисы мирового хозяйства 1970-х гг. Нефтяные шоки 1973-1974 г.г. и 1979-1980 г.г., развертывание энергетического и сырьевого кризиса. Мировой продовольственный кризис. Явления экологического кризиса в развитых странах Запада. Неспособность кейнсианства предложить убедительную интерпретацию мировых структурных кризисов. Кейнсианство как «экономическая теория спроса». Предпосылка постоянства факторов, лежащих на стороне предложения. Антикейнсианская критика теории «без предложения» и «без производства».

Мировой валютно-финансовый кризис конца 1960-х - начала 1970-х гг. как дополнительный фактор дискредитации кейнсианства. Связь Бреттон-вудской системы международных расчетов с кейнсианской теорией. Крах Бреттон-вудской системы (1971 г.). Ямайские соглашения (1976 г.). Их теоретическая основа.

Основные факторы дискредитации кейнсианства. Общий эффект их воздействия на престиж и статус кейнсианской теории (эффект «отторгающей синергии»). Утрата кейнсианством ведущих позиций в мировой экономической теории. Поиски новых доктрин и новых пророков.
Тема 2. Общая характеристика неоконсерватизма. Рейганомика и тэтчеризм. (2 часа)

Общее понятие неоконсерватизма. Неоконсерваторы о причинах кризисных явлений 70-х годов. Курс на восстановление старых ценностей в новых условиях. Неоконсервативная программа в сфере семейных отношений, в сфере воспитания (проблемы религии, морали, «нового патриотизма» и т.д.).

Неоконсерватизм и экономика. Американские консерваторы о восстановлении духа пионеров Запада. Смысл лозунга «экономической свободы». Ориентация на свободный рынок и частную собственность, не обремененных государственным регулированием. Неоконсервативная критика «Нового курса» Ф.Рузвельта и последующих программ кейнсианской ориентации. Концепции «глобального вреда» от «большого правительства». Высокие налоги и социальные программы как факторы подрыва материального стимулирования (проблема «кнута и пряника» в неоконсервативном изложении).

Реальные причины «неоконсервативной волны» и победы неоконсервативной экономической идеологии. Научно-техническая революция. Необходимость децентрализации управления на макроуровне, усиления рыночных рычагов и стимулов. Практика социальной помощи и проблема социального паразитизма низших слоев.

Тэтчеризм и рэйганомика – основные формы неоконсервативной экономической политики. Курс на приватизацию британского государственного сектора. Либеральная налоговая реформа в Великобритании и США. Ограничение социальных расходов. Общие итоги «неоконсервативной волны» в 1980-е годы. Связь неоконсервативной идеологии с неоклассическим течением западной экономической теории. Новейшие школы неоклассики (монетаризм, экономическая теория предложения, новая классическая теория).
Тема 3. Американский монетаризм. (6 часов)

Монетаризм как школа консервативной экономической теории и экономической политики. Милтон Фридмен – главный теоретик монетаризма. Творческая биография М.Фридмена. Идейное влияние А. Бернса, Ф. Найта, Г. Саймонса, У. Митчелла, С. Кузнеца. Ведущие сотрудники М. Фридмена – А. Шварц, Д. Мейзельман, Р. Фридмен. Другие крупные представители монетаризма – К. Бруннер, А. Мельцер, Ф. Кейген, Д. Лейдлер.

Проблема «исторических истоков» монетаризма. М. Фридмен об «устной традиции» монетаризма в чикагской школе 1920-30-х гг. Исторические исследования Д.Патинкина и развенчание концепции межвоенного этапа монетарной доктрины. Монетаризм как порождение «неоклассического ренессанса» 1950-х гг.

Основные этапы генезиса и эволюции монетаристского учения в трудах М. Фридмена.

Этап формирования предпосылок монетарной теории (к. 1940-х – нач. 1950-х гг.) Первые попытки разработать либеральный вариант макроэкономической политики. Имплицитная предпосылка внутренней устойчивости рыночной системы и пагубности государственного активизма. Работа М. Фридмена «Методология позитивной экономической науки» (1953 г.). Проблема эмпирической проверки предпосылок теории, истинности самой теории и ее предсказаний. Принцип фальсификации К. Поппера в приложении к экономическим исследованиям.

Начальный этап генезиса монетаристской доктрины (II половина 1950-х гг.). 1956 год – рождение основной гипотезы монетаризма. Публикация коллективного труда «Исследования в области количественной теории денег» (1956 г.). М. Фридмен об устойчивости функции спроса на деньги. Близость кембриджскому варианту уравнения обмена. Аргументы функции денежного спроса. Эволюция воззрений М. Фридмена по данному вопросу.

Работа М. Фридмена «Теория потребительской функции» (1957 г.). Категории текущего и перманентного дохода. Выделение роли перманентного дохода в динамике потребления – главный вклад М. Фридмена в решение проблемы. Скрытая полемика с кейнсианством. Учение М. Фридмена об относительном постоянстве потребительских расходов как факторе стабильности рыночной экономики.

Завершающий этап генезиса монетаризма (первая половина 1960-х годов). Основные публикации данного этапа. 1963 год – решающая дата в формировании монетарной концепции цикла и национального дохода. Работа М. Фридмена и Д.Мейзельмана «Относительная стабильность скорости обращения денег и мультипликатор инвестиций в Соединенных Штатах, 1897-1958 гг.». Прямая полемика с кейнсианством и общий вывод о тесной корреляции потребительских расходов с денежной массой. Статья М.Фридмена и А. Шварц «Деньги и деловые циклы». Развитие идеи о решающем влиянии денежной массы на хозяйственную конъюнктуру. Концепция роли денег в «глубоких» и «слабых» циклах.

Третья работа 1963 года – совместная книга М. Фридмена и А. Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов. 1867-1960 гг.». Главный теоретический труд монетаризма. Фактологическая основа книги. «Девять исторических эпизодов». Проблема выбора денежного агригата. Учение об экзогенном характере предложения денег. Монетаристская интерпретация причин Великой депрессии 1929-1933 гг. Вывод о «вековом замедлении» скорости обращения денег и о ее относительной стабильности. Концепция «временных лагов» между принятием мер хозяйственной политики и реальным эффектом этих мер. Подтверждение «лидирующей роли денег» в колебаниях экономических циклов. Проблемы «запаздывания» реального цикла в сравнении с денежным.

Ответная критика кейнсианцами экономической доктрины монетаризма. Реакция М. Фридмена на эту критику.

Этап зрелого монетаризма. Развитие монетаристского учения во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. Учение М. Фридмена о «естественном уровне безработицы». Основные характеристики понятия. Участие М. Фридмена в дискуссии по поводу стагфляции и кривой Филлипса. Концепция «адаптивных ожиданий». Вывод о долгосрочном вырождении кривой Филлипса в вертикальную прямую. «Монетаристская теория номинального дохода» (1971 г.). Уточнение «передаточного механизма» воздействия денег на экономическую конъюнктуру.

Разработка М. Фридменом теоретических основ монетаристской экономической политики. Фундаментальная роль денег и «правило Х-процента». Учение о «временных лагах» и критика кейнсианской концепции «точной подстройки под цикл». Монетаристская интерпретация инфляции как чисто денежного явления. Стабильные деньги и экономический рост как долгосрочная цель монетаристской политики.

Поздние работы М. Фридмена (этап 1980-1990-х гг.) Участие в дискуссиях о мировом хозяйстве. М. Фридмен как критик политики МВФ. Фридменистский вариант шоковой терапии для развивающихся стран. М. Фридмен о путях российской экономической реформы. Историко-экономические концепции М.Фридмена. Статья о Дж.М.Кейнсе (1997). Попытки выработать новый монетарно-кейнсианский синтез.

Развитие монетаризма в трудах других представителей школы. Эконометрические исследования на базе Сент-Луисской модели. Модель Бруннера-Мельцера и учет структурных сдвигов на рынке ссудного капитала. Особенности монетаристского подхода в трудах Д. Лейдлера. Усложнение концепций «передаточного механизма» (механизма трансмиссии) и естественного уровня безработицы. Денежный градуализм – курс на постепенное снижение темпов роста денежной массы.

Глобальный монетаризм. Исследования Г.Джонсона и Р.Манделла. Монетарный подход к платежному балансу. Деньги как определяющий фактор внешнеэкономических сдвигов.
Тема 4. Экономическая теория предложения (2 часа).

Антикейнсианская направленность школы. Критика односторонней стратегии «манипулирования спросом». Ведущие сэплайсайдеры (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж.Ванниски). Гетерогенность школы, его родовые признаки. Методология сэплайсайдеров. Синтез методологических концепций неоавстрийцев и монетаристов. Использование концепции Ф.Хайека о рынке как наилучшем источнике информации. Опора на концепцию «чистых рынков». Трактовка государственного активизма и профсоюзной борьбы как факторов «загрязнения рынков». Заимствование учения М. Фридмена о стратегических целях экономической политики при минимальном государственном вмешательстве.

Оригинальные черты методологии сэплайсайдеров. Перенос центра анализа из сферы обращения в сферу производства. Стимулирование эффективного предложения факторов как главная проблема школы.

Экономическая теория предложения о проблемах безработицы, инфляции, экономического роста. Использование фридменовской версии «естественной нормы» безработицы. М.Фелдстайн о государственной системе социального обеспечения как решающем факторе увеличения безработицы свыше «естественного уровня». Неоконсервативная программа борьбы с безработицей.

Поддержка монетаристской концепции инфляции. Сеэплайсайдеры о взаимосвязи инфляционных процессов и подрыва механизма личных сбережений. Инфляционные ограничения на пути научно-технического прогресса.

Бюджетные дефициты как главный фактор торможения экономического роста. Ссылки на «эффект вытеснения» частного спроса на кредитные ресурсы государственным спросом. Призывы сэплайсайдеров покончить с кейнсианской боязнью сбережений, сократить социальные расходы государства, устранить бюджетный дефицит.

Проект либеральной налоговой реформы как главный вклад сэплайсайдеров в неоконсервативную программу. Курс на уменьшение. предельных ставок подоходного налога. Льготы к налогам на доходы от новых инвестиций. Общее сокращение налогового пресса – решающая мера по «освобождению рыночной экономики».

Эффект Лаффера – теоретическое обоснование либерализации налоговой системы. Основные параметры «кривой колокола» (кривой Лаффера). Обоснование нулевых доходов бюджета при стопроцентном налогообложении. Концепция «запретной зоны». Эффект от снижения средней ставки налогообложения в короткой и длительной перспективе. Проблема формы «кривой Лаффера» и расположение «запретной зоны» в различных странах мира.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины глобальное управление
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины Теории политической харизмы
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс )
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСодержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных...
«Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин»
Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск