Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»





Скачать 225.75 Kb.
НазваниеПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Дата публикации27.11.2014
Размер225.75 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Программа дисциплины

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

для подготовки магистров направления 521600 «Экономика»

программы «Экономическая теория»

МОСКВА - 2003
Программа дисциплины «Мировая экономика» составлена в соответствии с учебным планом подготовки магистров экономики по специальности «экономическая теория» (региональный компонент), разработанным в Воронежском госуниверситете. Она соответствует общим требованиям государственного стандарта в отношении подготовки магистров экономики, а также требованиям, предъявляемым НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Автор (составитель) Гоголева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Воронежский госуниверситет
Рецензенты:


1. Организационно-методический раздел
1. Цель и задачи курса

Изучение курса нацелено на углубленное понимание причин, механизмов и результатов взаимодействия и взаимосвязи международного рынка товаров и услуг, международного валютного рынка, международного рынка факторов производства. Поскольку курс является промежуточным (в рамках бакалаврских программ у студентов был вводный курс мировой экономики) в нем уделяется большое внимание изучению важнейших теоретических инструментов, которые могут использоваться при анализе функционирования мировых рынков. Важное место в курсе уделено проблемам теоретического анализа механизмов государственного регулирования в условиях внешнеэкономических взаимодействий.

3. Методическая новизна курса.

Методическая новизна курса состоит в следующем:

  • В преподавании сделан акцент на активную самостоятельную работу студентов, ряд тем вынесен на самостоятельное изучение и предполагается их рассмотрение только на семинарских занятиях. Выбор тем, предназначенных для самостоятельного изучения, определялся двумя критериями: 1) способность студентов магистратуры самостоятельно освоить материал; 2) наличие доступного учебного материала (в учебниках и учебных пособиях), который студенты были бы в состоянии изучить. В разделе 1 таких тем для полностью самостоятельного изучения 1 («Теория специфического фактора»; в разделе П – 2 («Международный валютный рынок», «Развитие международной валютной системы»). Для этих тем тщательно подобран список обязательной и дополнительной литературы и подготовлены подробные вопросы, служащие ориентирами в самостоятельной работе. Все это приведено ниже в темах семинарских занятий.

  • В ряде тем курса при самостоятельной работе студентов предполагается активное использование интернет-ресурсов для характеристики современного этапа развития мирового хозяйства.


4. Место курса в системе социогуманитарного образования

Дисциплина «Мировая экономика» является специальной дисциплиной регионального компонента. Ее назначение заключается в том, чтобы дать студенту возможность самостоятельно ориентироваться в направлениях развития экономической науки, исследующей проблемы мирохозяйственных связей. К тому же она вооружает студентов знанием основополагающих теорий, которые можно использовать в исследовании проблем интернационализации и глобализации общественного развития. Она рассчитана на студентов, изучивших промежуточные курсы микроэкономики и макроэкономики, являющиеся для нее базовыми.
5. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен знать

  • логику и основные этапы развития теоретических концепций мирохозяйственных связей;

  • существующие теоретические подходы к анализу мирового товарного, денежного рынков, рынка факторов производства;

  • возможности теоретического анализа внешнеэкономической политики государства и оценки ее эффективности;


Студент должен уметь:

  • осуществлять поиск статистических данных, необходимых для анализа развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности страны;

  • использовать основной теоретический инструментарий, включая те методы, которые разработаны современными направлениями научных исследований, для анализа внешней торговли и валютного рынка,

  • оценивать используемые государством методы регулирование внешнеэкономической деятельности и давать им оценку с точки зрения либерализации мирохозяйственных связей и современных тенденций глобализации;


П. Содержание курса

  1. Новизна курса.

Содержательная новизна курса состоит в том, что он представляет собой промежуточный курс по дисциплине «Мировая экономика», рассчитанный на подготовку магистров направления «экономика», специальность «экономическая теория». Он предполагает наличие у студентов знаний промежуточных курсов микро- и макроэкономики и является их своеобразным продолжением. В данном курсе обобщен опыт преподавания промежуточного курса в российских и зарубежных вузах.. Вся имеющаяся российская учебная литература по «мировой экономике» представляет собой материал по вводным курсам, определенным исключением является учебник А.Киреева «Международная экономика» в двух томах. В мировой университетской практике имеется много различных по уровню учебников, в том числе и промежуточного уровня, на русский язык переведены два из них – учебник Кругмана и Обстфельда «Международная экономика» и одноименный учебник Д.Сальваторе. В то же время имеется немало блестящих учебников (например, Кенена, М ) и аналитической литературы по проблемам мирохозяйственных связей. В их содержании имеются вопросы, представляющие направления современного теоретического поиска. Они также включены в разработанный курс, чтобы студенты получили возможность познакомиться с тем, над чем сейчас работает экономическая наука.

Автор стремилась максимально приблизить содержание курса к тем международным стандартам, которые сложились в современной мировой системе высшего образования. В то же время выбрана именно такая степень сложности курса, которая в наибольшей степени соответствует задачам подготовки магистров специальности «экономическая теория» в Воронежском госуниверситете.

Новизна курса состоит также в том, что в нем наряду с традиционными теоретическими моделями рассматриваются современные направления научных исследований как в микроэкономике мировой экономики (теории внешней торговли в условиях несовершенно конкурентных рынков), так и в макроэкономике мировой экономики (монетарный и портфельный подходы к анализу валютного курса и платежного баланса)

  1. Разделы курса.

Курс состоит из двух разделов:

1. Развитие теории международной торговли и внешнеторговой политики.

  1. Основы международной монетарной экономики и макроэкономической политики в открытой экономике.


3. Темы и краткое содержание.
Раздел 1. Развитие теории международной торговли и внешнеторговой политики.
Тема 1. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо и ее расширение.

Теоретические предшественники теории сравнительных преимуществ. Ранние теории торговли: меркантилизм; Д.Хьюм и механизм де­нежных потоков; теория абсолютных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо и ее предпосылки.Ограниченность модели Рикардо. Монетизация модели Д.Рикардо. Экспортные условия и ограничения по заработной плате и обменному валютному курсу. Срав­нительные преимущества для модели многих стран и многих товаров. Сравнительные преимуще­ства и стоимость транспортировки.

Тема 2. Теория факторных пропорций.
Основные допущения теории Хекшера-Олина. Физические и ценовые различия в обеспеченности стран факторами производства. Интенсивность использования фактора в производстве товара и теория Хекшера-Олина. Изокванто-изокостовый анализ интенсивности использования факторов.

Теорема Хекшера-Олина. Связь между относительными ценами факторов производства и относительными ценами товаров.

Теорема П.Самуэльсона о выравнивании цен на факторы производства как расширение теоремы Хекшера-Олина. Изокванто-изокостовый анализ в теореме П.Самуэльсона.

Теорема Столпера-Самуэльсона о распределении доходов – третий аспект анализа в рамках теоремы Хекшера-Олина.

Тема 3. Теория специфических факторов производства и распределение дохода.
Модель специфических факторов. Цены, заработная плата и распределение трудовых ресурсов. Относительные цены и распределение доходов.

Возможность использования модели специфических факторов для анализа внешней торговли. Соотношение между ресурсами и относительным предложением. Внешняя торговля и относительные цены. Распределение доходов и выгоды от торговли в модели специфических факторов. Проблема проигрыша от торговли. Основные теоретические выводы модели, необходимые для разработки оптимальной внешнеторговой политики. Распределение доходов и торговая политика.

Тема 4. Кривые взаимного предложения.
Особенности подхода в модели кривых взаимного предложения. Построение кривой взаимного предложения. Перемещение кривых взаимного предложения. Основные причины подобных перемещений.

Эластичность кривых взаимного предложения. Трактовка формы кривой взаимного предложения с точки зрения эффекта замещения, эффекта производства и эффекта дохода.

Применение эластичности кривой взаимного предложения к анализу изменений условий торговли и объема торговли. Экономический рост в одной их стран и его влияние на внешнюю торговлю при различной эластичности кривой взаимного предложения.

Различные подходы к определению условий торговли, их практическое и теоретической значение.
Тема 5. Выигрыш от внешней торговли в неоклассической теории.
Базовая неоклассическая теория внешней торговли. Особенности неоклассического варианта решения задачи о выигрыше от внешней торговли. Предпосылки неоклассической теории. Равновесие в условиях автаркии и внешней торговли. Торговый треугольник. Выигрыш от торговли: :выигрыш от обмена и выигрыш от специализации.

Торговля при жесткой производственной структуре.

Минимальные условия для торговли. Источники различий в сравнительных ценах при автаркии. Торговля между странами с одинаковыми линиями производственных возможностей. Торговля между странами с одинаковыми условиями обмена.

Тема 6. Торговая политика в условиях совершенной конкуренции.
Роль государства в международной торговле. Дилемма: свободная торговля – протекционизм. Формы протекционизма. Издержки протекционизма.

Таможенный тариф как инструмент торговой политики. Основные функции таможенной пошлины. Классификация таможенных пошлин по различным критериям.

Расчет ставки специфического и адвалорного тарифа. Расчет действительного уровня таможенной защиты.

Экономические последствия тарифов.

Влияние тарифа на экономику малой страны. Влияние тарифа на экономику большой страны.

Специфические случаи тарифной политики. Оптимальный тариф. Экспортный тариф.

Тема 7. Причины и результаты внешней торговли в условиях несовершенной конкуренции.
Модель международной торговли в условиях эффекта масштаба и монополистической конкуренции П.Кругмана. Отличие модели П.Кругмана от неоклассической модели.

Эффект масштаба как причина внешнеторгового обмена. Внутренние и внешние экономии на масштабе. Внутриотраслевая и межотраслевая торговля.

Взаимосвязь экономии на масштабе как причины внешнеторговой специализации и сравнительных преимуществ. Основные результаты внутриотраслевого обмена.

Внешнеторговый обмен, основанный на внешних экономиях на масштабе. Динамично возрастающая доходность как разновидность внешних экономий . Определение степени развития внутриотраслевой торговли: расчет индекса ВОТ.

Раздел П. Основы международной монетарной экономики и макроэкономической политики в открытой экономике.

Тема 8. Международный валютный рынок и обменный валютный курс.

Обзор основных теорий валютного курса. Подход к определению валютных курсов с позиции эластичности спроса и предложения (или торговли). Теория паритета покупательной способности для определения валютных курсов. Монетарный подход к определению валютного курса и превышение равновесного уровня. Подход «портфель-финансовые активы-торговый баланс» к определению обменного курса. Покрытый процентный арбитраж и теория паритета процентных ставок. Формула предела покрытого процентного арбитража.

Тема 9. Механизм автоматической адаптации цен в условиях гибкого и фиксированного валютного курса.
Методы регулирования экономики с целью достижения макроэкономического равновесия в условиях отрытой экономики.

Адаптация цен в условиях гибких валютных курсов. Решение проблемы платежного дефицита с помощью изменения курса валюты. Выведение кривых спроса и предложения иностранной валюты.

Влияние обесценивания или девальвации на внутренние цены: стимулирование импортозамещения, повышение цен на экспорт. Инфляционные последствия обесценивания. Влияние обесценивания на условия торговли.

Стабильность рынков иностранной валюты. Связь стабильности валютного рынка с ценовой эластичностью спроса и предложения валюты, спроса на экспорт и импорт. Условие Маршалла-Лернера.
Тема 10. Механизм автоматической адаптации дохода в открытой экономике в условиях фиксированного валютного курса.
Применение кейнсианской модели к открытой экономике. Предпосылки и ожидаемые результаты.

Равновесие национального дохода в закрытой экономике. Определение равновесного национального дохода. Мультипликатор закрытой экономики.

Равновесие национального дохода в малой открытой экономике. Выведение функции импорта. Предельная и средняя склонность к импорту. Эластичность импорта по доходу. Показатели предельной и средней склонности к импорту и зависимость страны от внешней торговли.

Алгебраическое определение равновесия национального дохода в малой стране. Графическое определение равновесного уровня национального дохода.

Мультипликатор внешней торговли для малой страны. Влияние изменений экспорта, инвестиций, сбережений, импорта на равновесие национального дохода и состояние торгового баланса.
Тема 11. Взаимодействие механизмов автоматической адаптации цен, доходов и денежной массы.
Механизм автоматической адаптации доходов с учетом большой страны (последствия иностранного влияния). Мультипликатор внешней торговли с учетом последствий иностранного влияния. Последствия иностранного влияния на торговый баланс и национальный доход.

Совместное действие механизмов автоматической адаптации цен и доходов. Подход абсорбции при отсутствии условий экономического роста. Способы сокращения абсорбции. Особенности подходов к действию автоматической рыночной адаптации с позиции эластичности и с позиции абсорбции.

Механизм денежной адаптации. Синтез механизмов денежной адаптации, адаптации цен и доходов и его особенности в зависимости от системы валютного курса.

Недостатки автоматической адаптации в различных системах валютного курса.

Тема 12. Макроэкономическая теория в условиях открытой экономики: политика регулирования.
Внутреннее и внешнее равновесие. Направления экономической политики для достижения внутреннего и внешнего равновесия: политика изменения расходов, политика переключения расходов, прямой контроль. Способы одновременного достижения внутреннего и внешнего равновесия. Диаграмма Свона.

Равновесие на товарном и денежном рынках и равновесие платежного баланса. Анализ внутреннего и внешнего равновесия с помощью модели IS-LM-FE.

Действие бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на достижение внутреннего и внешнего равновесия при фиксированном и плавающем валютном курсе.

Синтез направлений государственной политики в реальной практике государственного регулирования. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика и проблема внутреннего и внешнего равновесия. Классификация эффективного рынка и синтез направлений политики

Прямой контроль как метод воздействия государства на платежный баланс страны. Внешнеторговый контроль. Финансовый контроль. Валютный контроль.

Тема 13. Монетарный и портфельный подходы к платежному балансу и валютному курсу.
Монетарный подход при фиксированных валютных курсах. Внешние причины нарушения платежного баланса и его регулирование. Контроль над предложением денег в стране. Рекомендации для экономической политики с позиции монетарного подхода при фиксированных валютных курсах. Монетарная теория инфляции в мировой экономике при фиксированных валютных курсах.

Монетарный подход при плавающих валютных курсах. Процесс установления валютного курса согласно монетарной теории.

Особенности портфельного подхода к платежному балансу. Математическая модель портфельного подхода. Изменение портфеля финансовых активов и его влияние на динамику валютных курсов. Краткосрочные и долгосрочные изменения валютного курса. Скачки валютного курса.

Оценка и эмпирическая проверка монетарного и портфельного подхода к платежному балансу. Номинальный и реальный валютный курс. Влияние процентной ставки на движение валютного курса.
Тема 14. Развитие международной валютной системы.
Основные этапы развития международной валютной системы. Бреттон-Вудская система. Золотодолларовый стандарт. Роль МВФ и его функции. Заимствования из МВФ. Эволюция механизма Бреттон-Вудской системы. Создание и развитие СДР.

Крушение Бреттон-Вудской системы. Влияние состояния платежного баланса США на существование этой системы. Состояние международной ликвидности в начале 70-х годов. Перенасыщение долларами. Отсутствие при Бреттон-Вудской системе адекватного механизма регулирования ликвидности и доверия.

Развитие межгосударственной валютной системы в 70-90-х годах. Ямайской соглашение. Механизм новой системы регулирования валютных отношений. Роль золота в новом мире. Роль СДР. Система регулируемого плавания. Роль МВФ в решении валютных проблем.

Актуальные проблемы современных валютных курсов: проблема мировых денег, проблема избытка долларов, нестабильность валютных курсов, возможности регулирования.

Развитие Европейской валютной системы. Цели и первые результаты введения единой европейской валюты евро.

4.Темы семинарских занятий. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Занятие 1. (По теме 1-2)

Развитие теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Теория факторных пропорций и ее практическое значение.
Занятие 2. (По теме 3. Дается на самостоятельное изучение)

Теория специфических факторов.

  • Место и роль модели специфических факторов в исследовании причин и результатов международной торговли.

  • Каким образом степень мобильности фактора влияет на внешнюю торговлю?

  • Каким образом происходит распределение мобильных факторов между секторами экономики и от чего зависит изменение цен на них в условиях внешней торговли?

  • Как изменяются доходы владельцев специфических факторов в условиях внешней торговли?

  • Каковы общие результаты внешней торговли с учетом как мобильных, так и специфических факторов?

  • В чем отличие анализа распределения дохода среди владельцев факторов в теории специфических факторов и теории факторных пропорций Хекшера-Олина?


Занятие 3. (По теме 4)

Возможности использования аппарата кривых взаимного предложения для анализа внешней торговли отдельных стран.
Занятие 4. (По теме 6)

Особенности внешнеторговой политики России. Характеристика основных методов протекционизма в России.
Занятие 5. (По теме 7)

Межотраслевая и внутриотраслевая торговля: причины, различия, преимущества.
Занятие 6. (По теме 8, дается на самостоятельное изучение)

  • Как определяются валютные курсы в соответствии с подходом с позиции эластичности, с теорией паритета покупательной способности, с монетарным подходом, подходом сбалансированного портфеля? Что понимается под законом одной цены?

  • Что такое процентный арбитраж. Почему чистый выигрыш от покрытого арбитража имеет тенденцию к убыванию? Что подразумевается под процентным паритетом иностранной валюты? Почему он редко устанавливается в реальном мире?

  • Если положительная разница процентных ставок в пользу иностранного финансового центра равна 4% в год и иностранная валюта продается с форвардным дисконтом в 2% в год, сколько зарабатывает арбитражер от покупки трехмесячных казначейских векселей, если он покрывает риск иностранной валюты?

  • Для предыдущего задания определите: а) сколько зарабатывает игрок, осуществляющий процентный арбитраж, если иностранная валюта продается с форвардной премией в 1% в год? Б) Что произойдет, если иностранная валюта будет продаваться с форвардной скидкой в 6% в год?

  • Объясните, почему происходит арбитражный приток капитала и назовите факторы, которые действуют в направлении ликвидации чистого выигрыша при продолжении арбитражного притока.


Занятие 7. ( По теме 9-10)

  • Как обесценивание или девальвация национальной валюты ведут к ликвидации или сокращению дефицита платежного баланса?

  • Почему обесценивание или девальвация национальной валюты не подходит для ликвидации дефицита платежного баланса, если кривые спроса и предложения иностранной валюты являются неэластичными.

  • Как действует механизм автоматической адаптации дохода для того, чтобы выявить приспособление платежного баланса страны? Какие переменные мы считаем постоянными для того, чтобы выделить механизм адаптации дохода?

  • Даны значения

С = 100 + 80 У;

М = 150 + 0,20 У;

1 = 100;

Х = 350.

Определить У алгебраически.

Используйте графический метод определения У.

Определите, какое влияние оказывается на У а) автономным увеличением Х на 200; б) автономным увеличением 1 на 200; в) автономным увеличением Х и 1 на 200.
Занятие 8. (По теме 11)

  • Предположим, что страна 1 и страна 2 являются большими. Первоначально имеется равновесный уровень национального дохода и равновесие платежного баланса. Пусть также МРS 1 = 0,2; МРS 2 = 0,15; МРМ1 = 0,2; МРМ2 = 0,1. Определите изменение равновесного уровня национального дохода и торгового баланча страны 1 при а) автономном увеличении экспорта страны 1 на 200; б) автономном увеличении инвестиций страны 1 на 200; в) автономном увеличении инвестиций страны 2 на 200.

  • Что подразумевается под подходом с позиции эластичности? Подходом абсорбции? Каким образом подход абсорбции объединяет механизмы автоматической адаптации цен и доходов?


Занятие 9. (По теме 12)

  • Как диаграмма Свона помогает определить синтез направлений политики для того, чтобы одновременно достичь внешнего и внутреннего равновесия? Каковы условия, когда только одно направление политики помогает стране достичь одновременно как внешнего, так и внутреннего равновесия?

  • Как можно использовать бюджетно-налоговую политику для достижения полной занятости и внешнего равновесия, взяв за отправную точку состояние внутренней безработицы и внешнего равновесия? Почему кредитно-денежная политика является полностью неэффективной, когда международное движение капитала имеет абсолютную эластичность?


Занятие 10. (По теме 13)


  • Какое воздействие на платежный баланс с точки зрения монетарной теории оказывает девальвация, импортный тариф или квота, множественные валютные курсы, снижение процентной ставки или рост ВВП страны? В чем отличие этих эффектов от того, что объясняют традиционные подходы?

  • Если действует закон единой цены, объясните, почему, если первая страна не столкнулась бы с инфляцией, то не смогла бы в долгосрочном периоде поддерживать постоянные цены и постоянный валютный курс при существовании инфляции в другой стране.

  • Что происходит согласно портфельной теории, когда ожидается рост темпа инфляции за границей?


Занятие 11. (По теме 14, дается на самостоятельное изучение).

  • Объясните, в чем состоит различие между современными экономическими условиями и теми, что существовали во времена золотого стандарта? Почему это различие делает сегодня невозможным восстановление четко работающего золотого стандарта?

  • Что было достигнуто в результате Ямайского соглашения?

  • Для страны с квотой в МВФ в размере 100 млн.долл. покажите, каким образом, согласно первоначально установленным правилам, страна должна была вносить свою квоту в МВФ и на какой размер кредита она могла рассчитывать, получив его в любой один год? Как эти правила отличаются сегодня?




  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Открытость страны и экономическая безопасность.

Тенденции развития международного товарообмена.

Сравнительные преимущества в мирохозяйственных связях.

Внутриотраслевая и межотраслевая торговля: современные тенденции развития.

Закономерности распределения доходов от внешней торговли и практическая действительность.

Внешняя торговля России (по отраслям или регионам).

Сущность и виды внешнеторговой политики.

Таможенно-тарифное регулирование в России (по отраслям).

Экономические последствия применения таможенных пошлин (на примере России)

Нетарифные методы регулирования внешней торговли (на примере России).

Международное регулирование внешней торговли.

Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию.

Системы валютных курсов: ситуация реальной практики

Оценка валютного и финансового кризиса в России в 1998 году.

Анализ динамики валютного курса рубля.

Особенности платежного баланса России.

Международное макроэкономическое регулирование (МВФ, Парижский и Лондонский клубы, БМР).

Роль Центрального банка России в формировании и реализации валютной политики.

Причины и результаты перехода ЕС к единой валюте евро.

Ш. Распределе ние часов курса по темам и видам работ






Наименование тем и разделов

ВСЕГО


(часов)

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Практические занятия

1.

Теория сравнительных преимуществ и ее расширение

10

4


1

5

2.

Теория факторных пропорций

10

4

1

5

3.

Теория специфических факторов

4




2

2

4.

Кривые взаимного предложения как инструмент анализа внешней торговли

6

2

1

3

5.

Выигрыш от внешней торговли в неоклассической теории

12

4

2

6

6.

Торговая политика в условиях совершенной конкуренции

12

4

2

6

7.

Причины и результаты внешней торговли в условиях несовершенной конкуренции

6

2

1

3

8.

Международный валютный рынок и обменный валютный курс.


4




2

2

9.

Механизм автоматической адаптации цен в условиях гибкого и фиксированного валютного курса

6

2

1

3

10.

Механизм автоматической адаптации дохода

12

4

2

6

11.

Взаимодействие механизмов автоматической адаптации цен, доходов и денежной массы

6

2

1

3

12.

Макроэкономическая теория в условиях открытой экономики: политика регулирования

6

2

1

3

13.

Монетарный и портфельный подходы к валютному курсу и платежному балансу

6

2

1

3

14.

Развитие международной валютной системы

4




2

2




ИТОГО

108

36

18

54


1У. Форма итогового контроля


  • Экзамен является формой итогового контроля. На экзамена студенты получают по два проблемных открытых вопроса по типу тех, что обсуждались на семинарских занятиях (см. п.4, разд.П)



У. Учебно-методическое обеспечение курса

1.Рекомендуемая основная литературы


  1. Кругман П., Обстфельд М., Международная экономика.М., 1998

  2. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992. – 520с.

  3. Сальватор Д. Международная экономика. М., 1998.

  4. Applugard D., Field A. International Economics. – Boston. – 1992.


2.Рекомендуемая дополнительная литература

1. Афонцев С. Внешняя задолженность России // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - N7.

2.Баранова Е. Современная международная торговля // Российский экономический журнал. – 1998. – N6.

  1. Буторина А. Трудный путь к ценной европейской валюте // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – N1.

  2. Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран // Внешняя торговля. – 1996. – N4-6. – С.45-48.

  3. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века // Вопросы экономики. – 1997. – N10.

  4. Кивилери У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации России // Вопросы экономики. – 1997. – N8.

  5. Кузнецов В. Что такое глобализация // Мировая экономика и международные отношения .- 1998. – N3.

  6. Пахомов А. Всемирная торговая организация // Мировая экономика и мировые отношения. – 1997 –N7.

  7. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. – М., 1994. – 496с.

  8. Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – N7, 8.

  9. Шепенко Р. Антидемпинговый процесс и применение антидемпинговых пошлин в ЕС // Внешняя торговля. – 1997. – N4, 5, 6.

  10. Hitiris T. European Community Economics.- Hertfordshire, 1991. 337 p

  11. International Trade: Selected Readings /Ed. by J.N.Bhagwati.- Massachusetts: The MIT Press.

14. Helpman E., Krugman P. - Trade Policy and Market Structure. - p. 50-135.

Ресурсы интернет

1.World Bank database.//Сайт Интернет: http://www.worldbank.org

2.World Economic Outlook. - A Survey by the Staff of the International Monetary Fund. - World Economic Studies Division, Research Department, International Monetary Fund, Washington, D.C. 20431, U.S.A., April 2000).//Сайт Интернет http://www.worldbank.org

3.World Trade Growth Slower in 2000 - Press Release, 16 April 2001.//Сайт Интернет: http://www.wto.org

4.WTO Annual Report 2002.//Сайт Интернет: http://www.wto.org

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины глобальное управление
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины Теории политической харизмы
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс )
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСодержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных...
«Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин»
Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск