Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»





Скачать 495.69 Kb.
НазваниеПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
страница1/4
Дата публикации02.03.2016
Размер495.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»

Алтайский государственный университет

Программа дисциплины




ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Москва

2003

Программа дисциплины «Ценообразование в условиях рынка» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины"» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Автор (составитель) Бутакова Марина Михайловна, к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммерции Алтайского государственного университета

Рецензент Беляев Виктор Иванович, д.э.н., профессор, Алтайский государственный университет

Организационно-методический раздел

  1. Цель курса – подготовить студентов к самостоятельной постановке и осмысленному решению задач в области ценообразования.

  2. Задачи курса –

  • Углубить знание студентами теоретических основ ценообразования;

  • Познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования;

  • Привить студентами навыки решения прикладных задач в области ценообразования.

  1. Методическая новизна курса – в изучении курса значительное место отводится прикладным аспектам ценообразования: большое внимание уделено решению задач, разбору практических ситуаций, анализу законодательных и нормативных актров в области ценообразования, практики их применения.

  2. Место курса в системе социогуманитарного образования – курс должен изучаться после курсов “Микроэкономика” и “Макроэкономика” студентами 3 курса бакалавриата, продолжением данного курса является курс “Ценообразование на отраслевых рынках, изучаемый по магистерской программе “Экономика фирмы и отраслевых рынков”.

  3. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

  • Теоретические основы рыночного ценообразования

  • Основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования

  • Содержание основных методов ценообразования

  • Специфические характеристики ценообразования на различных рынках

  • Закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования

  • Опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования.

Уметь:

  • Провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение и выделить основные ценообразующие факторы

  • Применить известные методы ценообразования

  • Оценить эластичность спроса

  • Обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования

  • Провести статистические и прогнозные исследования динамики цен

  • Осуществить анализ безубыточности ценовых решений



Содержание курса

  1. Новизна курса - При разработке курса сделана попытка обеспечить системный подход к изложению материала, что проявляется, во-первых, в системном изложении вопросов, касающихся теоретических и прикладных аспектов ценообразования; во-вторых, принятие решения о цене товара на всех этапах рассматривается как комплекный процесс, учитывающий маркетинговые и финансовые результаты; в-третьих, наряду с общими закономерностями, выделяемыми в каждой теме, рассматриваются отраслевые и региональные особенности ценообразования.

  2. Разделы курса

  1. Теоретические основы рыночного ценообразования. В данном разделе дается характеристика сущности и функций цен, зависимости ценообразования от типа рынка, от стадий жизненного цикла товара. Значительное внимание уделяется концепции эластичности спроса, методам оценки поведения покупателей при изменении цен.

  2. Государственное регулирование цен. Рассматривается формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в Российской Федерации. Методы государственного регулирования цен. Ценообразование и налогообложение. Вопросыценообразования в Гражданском и Налоговом Кодексе Российской Федерации.

  3. Анализ финансовых результатов предприятия и ценообразование. Раздел посвящен вопросам безубыточности решений по формированию цен, по изменению цен, по изменению постоянных и переменных затрат. Оцениваются последствия решений по изменению цен при продаже взаимозаменяемых или взаимодополняющих товаров.

  4. Методы ценообразования. Дается сравнительная характеристика затратного и ценностного подходов к ценообразованию. Конкретизируется содержание и проводится критический анализ опыта применения различных методов ценообразования. Рассматриваются особенности ценообразования на конкурсные проекты.

  5. Стратегия и тактика ценообразования. Описываются наиболее распространенные стратегии и тактические приемы ценообразования. Оцениваются возможности и последствия их применения.



3. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Теоретические основы рыночного ценообразования

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка

Сущность и функции цен. Сущность базовых подходов к определению цены.

Функции цен. Учетно-измерительная функция. Функция балансовой увязки спроса и предложения. Закон спроса и предложения. Линейная и степенная зависимости спроса от цены товара. Стимулирующая функция цен. Использование стимулирующей функции в ценовой политике государства, региона, фирмы. Распределительная функция цен. Механизмы перераспределения вновь созданной стоимости. Функция перелива капитала. Объективный характер функций цен.

Моделирование ценовой политики на различных фазах развития рынка: фаза экспериментирования, фаза экспансии, фаза зрелости (насыщения), фаза стагнации и сокращения.

Зависимость ценообразования от типа рынка. Ценообразование на рынке свободной конкуренции. Сущность адаптивной политики цен. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции. Маркетинговое ценообразование. Особенности ценообразования на олигопольном и монопольном рынках.

Тема 2. Теория эластичности спроса как основа оценки поведения покупателей

Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка.

Эластичность спроса по цене основа оценки реакции покупателей на изменения цен. Классификация товаров по степени эластичности спроса. Расчет коэффициентов эластичности: общих, дуговых, точечных. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.

Эластичность спроса по доходам. Кривые Энгеля. Уравнения Тронквиста.

Эластичность ценовых ожиданий. Использование оценок эластичности ценовых ожиданий для выбора тактики ценообразования.

Тема 3. Методы изучения поведения покупателей при изменении цен

Сбор первичной информации о поведении покупателей при изменении цен. Классификация методов сбора информации. Факторы, определяющие выбор методов.

Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках. Анализ агрегированных данных предприятий о производстве и реализации продукции. Исследование поведения отдельных категорий покупателей по данным о фактических покупках. Активный и пассивный эксперимент в торговых залах. Эксперименты в лабораториях. Обработка и интерпретация полученных результатов.

Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей.

Непосредственное анкетирование: возможность и целесообразность применения, способы построение анкетных вопросов. Определение готовности покупателей совершить покупку. Декомпозиционный анализ. Метод парных сравнений.

Тема 4. Система цен в экономике

Виды цен.

Характеристика цен в зависимости от стадии товародвижения: оптовые цены, цены закупа, розничные цены. Сфера применения, структурные элементы.

Характеристика цен по степени участия государства в их формировании. Сфера применения регулируемых цен. Понятие свободные рыночные цены.

Характеристика цен по способу установления, фиксации в контракте (договоре). Цены твердые, подвижные, скользящие и распределение риска потерь от инфляции. Расчет скользящих цен. Период скольжения, лимит скольжения.

Характеристика цен по способу получения информации. Виды справочных цен, сфера применения, отражение фактических цен сделок. Расчетные цены.

Характеристика цен по способу отражения фактора времени. Цены текущие, средние, сопоставимые. Способы расчета средних цен. Приведение цен в сопоставимый вид. Индекс инфляции. Индексы цен. Относительные цены.

Раздел 2. Государственное регулирование цен.

Тема 5. Методы государственного регулирования цен

Цели и методы государственного регулирования цен. Механизм косвенного регулирования цен.

Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий.

Опыт государственного регулирования цен за рубежом.

Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в России.

Тема 6. Ценообразование в становлении рыночной экономики России

Субъекты ценообразования.

Уровни и способы прямого регулирования цен. Регулирование цен продукции производственно-технического назначения, товаров и услуг на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Фиксированные и предельные цены. Установление предельного уровня рентабельности, предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

Региональные аспекты ценообразования. Закон Алтайского края «О ценообразовании».
Тема 7. Вопросы ценообразования в Гражданском и Налоговом Кодексе

Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе.

Роль налоговых органов в регулировании цен.

Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж.

Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом.

Раздел 3. Анализ финансовых результатов предприятия и ценообразование

Тема 8. Анализ безубыточности решений в ценообразовании

Классификация затрат для целей ценообразования. Изменение факторов производства в долгосрочном и краткосрочном периодах. Затраты переменные, постоянные, полупостоянные. Понятие возвратных и невозвратных затрат, частично возвратные затраты.

Экономическая модель безубыточности.

Бухгалтерская модель безубыточности. Допущения, принятые при анализе бухгалтерской модели безубыточности.

Математический анализ и задачи, решаемые на основе бухгалтерской модели.

Расчет точки безубыточности. Расчет масштабов продаж, необходимых для достижения целевой прибыли. Расчет и экономическая интерпретация запаса финансовой прочности.

Тема 9. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании

Анализ безубыточности решений при изменении постоянных и (или) переменных затрат.

Учет влияния изменения цен на финансовые результаты деятельности фирмы. Анализ безубыточности решений при изменении цен.

Ассортиментная политика фирмы и манипуляции ценами. Анализ безубыточности решений по изменению цен при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Раздел 4. Методы ценообразования

Тема 10. Методы затратного ценообразования.

Характеристика альтернативных подходов к ценообразованию: противоречия затратного и ценностного ценообразования.

Сущность затратного ценообразования, достоинства и недостатки.

Сравнительный анализ различных методов калькулирования себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости по полным издержкам. Способы распределения постоянных издержек. Методы калькулирования по сокращенным издержкам и формирование портфеля заказов. Нижняя граница цены.

Определение цены методом целевой прибыли.

Затратные методы в оптовой и розничной торговле. Механизм торговой скидки и торговой надбавки. Издержки обращения.

Тема 11. Методы ценностного ценообразования.

Понятие экономической ценности товара. Условия и предпосылки применения ценностных (маркетинговых) методов ценообразования. Последовательность этапов определения экономической ценности товара.

Эволюция методов параметрического ценообразования. Удельное ценообразование: параметрический ряд, удельная цена, расчет удельных цен. Параметрическое ценообразование при одновременном изменении нескольких характеристик товара. Балловые методы ценообразования.

Экспертные методы ценообразования. Формирование экспертной группы. Метод парных сравнений как основа оценки предпочтений покупателей. Метод ранговой корреляции. Оценка согласованности мнений экспертов в ценностном ценообразовании: расчет коэффициента конкордации.

Тема 12. Ценообразование на конкурсные проекты.

Сущность и виды торгов. Ценообразование на продукцию, поставляемую по государственным контрактам. Законодательное регулирование государственных закупок в России.

Качественный анализ условий торгов. Определение желательности победы в торгах с точки зрения задач развития фирмы в целом.

Количественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения. Определение вероятности победы в торгах.

Раздел 5. Стратегия и тактика ценообразования.

Тема 13. Стратегия ценообразования

Последовательность процедур по выбору стратегии ценообразования.

Стратегии конкурентного ценообразования: стратегия ценового прорыва, стратегия премиального ценообразования, стратегия нейтрального ценообразования. Факторы, обеспечивающие успешное применение стратегий конкурентного ценообразования. Препятствия в использовании стратегий конкурентного ценообразования.

Стратегии ассортиментного ценообразования.

Стратегии дифференцированного ценообразования. Основной и вторичный рынок. Способы дифференциации. Условия успешного применения стратегий дифференцированного ценообразования.

Тема 14. Тактика ценообразования

Элементы тактики ценообразования.

Скидки как элемент тактики ценообразования.

Типы и виды скидок. Оптовые скидки: скидки за объем разовой закупки, ступенчатые скидки, куммулятивные скидки. Механизм расчета фактических цен сделок. Использование наценок в коммерческой деятельности.

4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка

  1. Как Вы понимаете утверждение об объективности цены? Как объективность цены проявляется через ее функции?

  2. В чем заключается сущность учетно-измерительной функции цен? Может ли цена товара отличаться от стоимости?

  3. Через какие каналы осуществляется перераспределительная функция цен?

  4. Как взаимосвязаны между собой функция сбалансирования спроса и предложения и функция перелива капитала?

  5. Приведите примеры стимулирующего воздействия цены на те или иные действия продавцов и покупателей товара.

  6. Какую роль играют цены на рынке совершенной конкуренции? Почему конкурентная фирма является ценополучателем?

  7. Как Вы думаете, является ли рынок семечек конкурентным? Обсудите этот вопрос, используя признаки конкурентного рынка.

  8. Рынок какого товара в нашем городе Вы считаете максимально приближенным к конкурентному?

  9. Каковы признаки рынка чистой монополии?

  10. Что приводит к возникновению чистой монополии?

  11. Перечислите и обсудите различные барьеры входа на монопольный рынок.

  12. В чем особенность естественной монополии? Каковы «за» и «против» регулирования поведения естественного монополиста?

  13. Что порождает образование естественной монополии?

  14. Что такое монопольная власть и от чего она зависит?

  15. На каком рынке, по Вашему мнению, монопольная власть выше: на рынке алькогольный напитков или на рынке шоколада?

  16. В чем особенность монопольных рынков в современной России?

  17. Перечислите и обсудите признаки рынка монополистической конкуренции.

  18. В чем сходство и различие рынка монополистической конкуренции и конкурентного рынка?

  19. В каком смысле рынок монополистической конкуренции является конкурентным, в каком – монопольным?

  20. Какое значение имеет рыночная власть на рынке монополистической конкуренции? Приведите примеры разной степени рыночной власти фирм на подобных рынках.

  21. Приведите примеры рынков монополистической конкуренции. Каковы их особенности?

  22. Перечислите и обсудите признаки олигопольного рынка.

  23. Какие факторы способствуют формированию олигопольных рынков?

  24. Почему решения производителей на олигопольных рынках являются взаимосвязанными?

  25. Приведите примеры олигопольных рынков России.

  26. Разберитесь в ситуации.

Некоторые экономисты считают, что России необходимы финансово-промышленные группы, которые смогут организовать и упорядочить движение товарных и денежных потоков. Крупный оптовый купец выгодно отличается от мелкого и розничного купца тем, что не гонится за большой прибылью с единицы товара, предпочитая высокую прибыль от массы реализованных товаров. Мало того, крупные оптовики сами определяют розничную цену автомобиля, телевизора и т.п., а розничный продавец может лишь договариваться о своей доле в этой цене. Доводом в пользу финансово-промышленных групп является также опыт индустриально развитых стран, где около половины продукции реализуется по ценам, устанавливаемым лишь несколькими десятками ведущих транснациональных корпораций. Только такими методами можно преодолеть «накрутки» цен и хаос в реализации продукции.

Согласны ли Вы с таким решением проблемы? Приведите аргументы «за» и «против». О каких типах конкуренции идет речь?

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины глобальное управление
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины Теории политической харизмы
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс )
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСодержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных...
«Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин»
Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск