Скачать 290.66 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»Волгоградский государственный университетПрограмма дисциплиныЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Волгоград 2003 Программа дисциплины «Экономическая социология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования. Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования. Автор (составитель) Василенко Инна Викторовна, д.филос. наук, профессор, ВолГУ Рецензенты:
1. Цель курса Целями преподавания спецкурса «Экономическая социология» являются: освоение студентами основных понятий дисциплины, теоретического и практического материала, касающегося закономерностей экономической жизни, конкретных экономических и социальных проблем, вопросов развития экономики как социального процесса, инициируемого активностью социальных субъектов, интересами, типами мотиваций, поведением, деятельностью и взаимодействием социальных групп и слоев. 2.Задачи курса Основные задачи курса включают в себя: во-первых, ознакомление студентов со спецификой конкретной социологической науки, исследующей экономическую сферу общественной жизни; ее объектом, предметом; историей развития, методологическими подходами к осмыслению и исследованию экономики с помощью системы категорий, разработанных данной наукой, и ее социальных механизмов; во-вторых, изучение объективных и субъективных условий функционирования социальных механизмов в сфере экономики и их закономерностей; в-третьих, исследование взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенностей становления и развития экономического сознания и экономического мышления, мотивационного потенциала развития экономической подсистемы в целом и ее элементов, в частности; в-четвертых, изучение особенностей современного этапа экономической и общественной жизни России; в-пятых, формирование у студентов: навыков по проведению исследований в сфере экономических отношений людей, возникающих как в масштабе страны, так и в каждой ее ячейке – в регионах, на предприятиях, в организациях и учреждениях. 3.Методическая новизна курса Методическая новизна курса заключается в использовании активных форм обучения, включающих: во-первых, сочетание различных методик образовательной работы: теоретического материала в виде лекций и текстов первоисточников (использование материалов хрестоматии по экономической социологии, подобранных соответственно тематики теоретического курса); подача практических занятий в виде тестовых заданий, логических и прикладных задач; проведение некоторых семинарских занятий в игровой форме; во-вторых, иллюстративный материал, отражающий западный и отечественный опыт в сфере экономической социологии; в-третьих, проведение учебно-исследовательских программ, направленных на изучение различных проблем в сфере экономической жизни региона (проблемы устойчивого развития экономики региона, состояние занятости и безработицы в городе, анализ регионального человеческого капитала, определение интеллектуальной составляющей трудового потенциала региона, разработка социальных технологий управления экономикой в рыночных условиях и др.); в-четвертых, компьютерные обучающие технологии, проверочные тесты, рейтинговые системы оценки. 4. Место курса в системе социогуманитарного образования Экономическая социология взаимосвязана с такими науками, как социология и экономика. В условиях демократизации общественной жизни и постепенного развития рыночных отношений становится жизненно необходимой экономическая активность социальных субъектов. Курс экономической социологии и его усвоение позволит студентам не только получить теоретические знания, но и навыки решения экономических проблем с помощью оптимизации социальных оснований общественной жизни и социальных технологий, направленных на формирование необходимого экономического поведения социальных субъектов. 5. Требования к уровню освоения содержания курса Освоение дисциплины в ходе практических занятий направлено на развитие умений студентов в следующих видах деятельности специалиста в области экономической социологии:
I.Содержание курса1. Новизна курса:
2.Разделы курса Предлагаемый учебный курс «Экономическая социология» состоит из 3 тематических блоков – вводного ( Раздел№1), базового (Раздел№2 и№3) и специального (Раздел №4). Каждому из них соответствует определенный набор тем занятий и средств для их учебно-методического обеспечения. Тематика курса Раздел 1. Экономическая социология как наука |
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | ||
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания... Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований | Программа дисциплины глобальное управление Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Программа дисциплины Теории политической харизмы Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических... | Сборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс ) Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания... | ||
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников | Содержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин | ||
Программа курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных... «Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки... | Программа учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин» Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики... |