Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»





Скачать 290.66 Kb.
НазваниеПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
страница1/3
Дата публикации30.03.2015
Размер290.66 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




Волгоградский государственный университет






Программа дисциплины



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Волгоград

2003

Программа дисциплины «Экономическая социология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.
Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Автор (составитель) Василенко Инна Викторовна, д.филос. наук, профессор, ВолГУ

Рецензенты:

  1. Организационно-методический раздел


1. Цель курса

Целями преподавания спецкурса «Экономическая социология» являются: освоение студентами основных понятий дисциплины, теоретического и практического материала, касающегося закономерностей экономической жизни, конкретных экономических и социальных проблем, вопросов развития экономики как социального процесса, инициируемого активностью социальных субъектов, интересами, типами мотиваций, поведением, деятельностью и взаимодействием социальных групп и слоев.

2.Задачи курса

Основные задачи курса включают в себя: во-первых, ознакомление студентов со спецификой конкретной социологической науки, исследующей экономическую сферу общественной жизни; ее объектом, предметом; историей развития, методологическими подходами к осмыслению и исследованию экономики с помощью системы категорий, разработанных данной наукой, и ее социальных механизмов; во-вторых, изучение объективных и субъективных условий функционирования социальных механизмов в сфере экономики и их закономерностей; в-третьих, исследование взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенностей становления и развития экономического сознания и экономического мышления, мотивационного потенциала развития экономической подсистемы в целом и ее элементов, в частности; в-четвертых, изучение особенностей современного этапа экономической и общественной жизни России; в-пятых, формирование у студентов: навыков по проведению исследований в сфере экономических отношений людей, возникающих как в масштабе страны, так и в каждой ее ячейке – в регионах, на предприятиях, в организациях

и учреждениях.

3.Методическая новизна курса

Методическая новизна курса заключается в использовании активных форм обучения, включающих: во-первых, сочетание различных методик образовательной работы: теоретического материала в виде лекций и текстов первоисточников (использование материалов хрестоматии по экономической социологии, подобранных соответственно тематики теоретического курса); подача практических занятий в виде тестовых заданий, логических и прикладных задач; проведение некоторых семинарских занятий в игровой форме; во-вторых, иллюстративный материал, отражающий западный и отечественный опыт в сфере экономической социологии; в-третьих, проведение учебно-исследовательских программ, направленных на изучение различных проблем в сфере экономической жизни региона (проблемы устойчивого развития экономики региона, состояние занятости и безработицы в городе, анализ регионального человеческого капитала, определение интеллектуальной составляющей трудового потенциала региона, разработка социальных технологий управления экономикой в рыночных условиях и др.); в-четвертых, компьютерные обучающие технологии, проверочные тесты, рейтинговые системы оценки.

4. Место курса в системе социогуманитарного образования

Экономическая социология взаимосвязана с такими науками, как социология и экономика.

В условиях демократизации общественной жизни и постепенного развития рыночных отношений становится жизненно необходимой экономическая активность социальных субъектов. Курс экономической социологии и его усвоение позволит студентам не только получить теоретические знания, но и навыки решения экономических проблем с помощью оптимизации социальных оснований общественной жизни и социальных технологий, направленных на формирование необходимого экономического поведения социальных субъектов.

5. Требования к уровню освоения содержания курса
Освоение дисциплины в ходе практических занятий направлено на развитие умений студентов в следующих видах деятельности специалиста в области экономической социологии:

  1. использование знаний об особенностях и характере социальных механизмов регуляции экономических процессов;

  2. применение зарубежного и отечественного опыта в области методологии исследования действия социальных механизмов в экономической сфере;

  3. проведение диагностических и проектных исследований социальных механизмов рыночных отношений;

  4. управление экономическим поведением акторов рынка;

  5. использование знаний о социально-экономических законах как особой формы объяснения особенностей функционирования и развития экономической подсистемы общественной жизни;

  6. умение исследовать и применять знания о состоянии экономического сознания и мышления

  7. использование навыков в проведении исследований по выявлению особенностей мотивационных механизмов экономических субъектов, в общем, и экономических интересов, в частности;

  8. представление о происходящих в России, экономике изменениях, касающихся социальных структур и общественного сознания.

  9. использование теоретических и практических знаний для решения экономических проблем региона



I.Содержание курса



1. Новизна курса:

  • курс предполагает дальнейшую разработку теоретико-методологических проблем экономической социологии как науки: уточнение объекта экономической социологии – социального механизма, как устойчивой формы функционирования людей в конкретной социально-экономической системе и предмета экономической социологии – фактического экономического поведения людей, базирующегося на реальной мотивации;

  • курс ориентирован на детализацию категориального аппарата экономической социологии посредством углубленного изучения концептуальных достижений западных и отечественных исследователей в области экономической социологии ХХ века;

  • курс предполагает изучение социальных механизмов экономической сферы общества как естественно-искусственной и устойчиво-неустойчивой дихотомии. В первом случае, социальные механизмы представляют собой соотношение социального порядка и социального конструирования; во втором – соотношение традиционного и инновационного;

  • курс направлен на исследование экономического сознания и экономической мотивации как социальных конструкций, состоящих из множества составляющих (устойчивых и подвижных), воплощающихся в различных формах экономической активности, включенных в структуру социальных механизмов или эмерджентных по отношению к ним. При этом существующие социальные механизмы усиливают или ослабляют результативность поведения;

  • данный курс нацелен на определение реального субъективного и объективного потенциала экономической подсистемы современного российского общества; базирующегося на системе действий доминирующих субъектов, приводящих к ситуации изменения смыслообразования;

  • в представленном курсе предусматривается изучение многослойного социального контекста как множества неэкономических компонентов: социокультурных, информационных, интерактивных, коммуникативных, институциональных, социальных, предопределяющих особенности и характер экономического поведения акторов социальных взаимодействий;

  • курс предполагает апробацию концептуальных положений в процессе выполнения практических заданий (исследования конкретных проблем, возникающих в сфере экономических взаимодействий на уровне предприятий, организаций, фирм, города, региона).

  • курс учитывает логику усвоения теоретического материала студентами: от вводных тем – к основным, раскрывающим предметную область науки, а затем к разделам, освещающим специфику проявления социально-экономической жизни в современном контексте.


2.Разделы курса


Предлагаемый учебный курс «Экономическая социология» состоит из 3 тематических блоков – вводного ( Раздел№1), базового (Раздел№2 и№3) и специального (Раздел №4). Каждому из них соответствует определенный набор тем занятий и средств для их учебно-методического обеспечения.
Тематика курса

Раздел 1. Экономическая социология как наука


Тема № 1-2. Предмет и объект экономической социологии.


Тема № 3. Система категорий экономической социологии

Тема №4-5. Методологические подходы к трактовке действия социальных механизмов в экономической сфере.

Раздел 2. Объективные условия стабильности и развития экономики

Тема № 6-7. Состояние социальных механизмов регулирования экономики.

Тема № 8-9. Социально-экономические законы как форма объяснения особенностей функционирования и развития экономической подсистемы общественной реальности
Раздел 3. Субъективные социальные ресурсы экономического развития
Тема №10-11. Экономическое сознание и экономическое мышление. Социальные стереотипы.

Тема №12. Экономический интерес

Тема №13-14. Мотивация экономического поведения и экономической деятельности
Раздел 4. Современное состояние экономической сферы страны: причины, перспективы.
Тема №15. Экономические реформы в России их характер, особенности и последствия.

Тема №16-17. Трансформация социальной структуры российского общества.

Тема №18-19. Ценности реформируемой России
3.Темы и краткое содержание

Раздел 1. Экономическая социология как наука


Тема № 1-2. Предмет и объект экономической социологии. Причины и условия возникновения новой науки – экономической социологии. Взаимодействие двух основных сфер общественной жизни – экономической и социальной. Механизмы этой взаимосвязи. Природа и способности социальных механизмов регуляции экономических процессов. Институционализация экономической социологии. Место и роль экономической социологии в системе других наук.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины глобальное управление
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины Теории политической харизмы
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс )
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСодержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных...
«Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин»
Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск