Скачать 154.12 Kb.
|
Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) Программа дисциплиныГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Москва 2003 Программа дисциплины «Глобальное управление" составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования. Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования. Автор (составитель) - Барабанов Олег Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов факультета политологии МГИМО-Университета Рецензенты: __________________________________________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)
Целью курса «Глобальное управление» является изучение студентами основных концепций и подходов, существующих в политической науке в отношении глобализации и попыток сознательного управления ее процессами. Другой целью курса является осмыление студентами ключевых проблем (прежде всего политических и социально-политических), сопровождающих перспективы глобального управления в настоящее время. Курс предназначен для формирования стройной системы взглядов у студентов в данной области, для преодоления распространенного положения дел, когда студенты либо недооценивают практическую значимость ряда концепций глобального регулирования, либо воспринимают его крайне стереотипно, через призму "теории заговоров" и тем самым привносят в исследование элемент сильной идеологизированности.
Задачами курса «Глобальное управление» является обучить студентов следующим навыкам:
Курс предусматривает изучение в ходе учебного процесса в политологических вузах проблем глобального управления, глобального регулирования и глобального межгосударственного сотрудничества. В настоящее время в учебной программе по политологии отсутствует обязательный курс по политическим аспектам глобализации. Разные составляющие процесса глобализации распылены по разным курсам. Как ведущая тенденция мирового развития глобализация рассматривается в курсе мировой политики. Экономические проблемы глобализации затрагиваются в курсах мировой экономики и международных экономических отношений. В последние годы начинает вводиться в практику чтение спецкурсов, посвященных проблематике глобализации в целом (в частности, на факультете политологии МГИМО-Университета такой курс читается автором с 2001 г.). Главной задачей этого курса является представление студентам целостной обобщающей картины глобализации в различных ее проявлениях (экономических, ресурсно-экологических, "безопасностных", политических, социальных, культурных и пр.). В то же время представляется целесообразным, чтобы политологи получали более углубленный, детальный и сконцентрированный в одном курсе материал по такой столь важной для их специальности проблеме, как глобальное управление (автор выбирает данный вариант перевода английского термина "Global Governance" перед иными возможными, как "глобальное правление", "глобальная управляемость"). В курсе делается акцент на необходимости комплексного, междисциплинарного подхода к изучению глобализации и глобального управления. Студентам предлагается использовать в своем анализе методы и приемы политологического, социологического, экономического, международно-правового, исторического и культурологического исследования. Программа курса носит теоретический и проблемный характер и, вместе с тем, она предполагает прикладной анализ современных проблем глобализации и глобального регулирования. В курсе предполагается сочетание традиционных и инновационных методик преподавания. В частности, важное место будет отведено методам игрового моделирования ситуаций (по аналогии со стратегическими игровыми моделями, применяемыми в военных академиях при анализе конфликтов). Студенты получат сценарий развития политической ситуации в мире, при которой, возможно, требуется вмешательство институтов глоабльного управления. Просчитывание ими возможных вариантов реакции этих институтов на события, прогнозирование возможных последствий будут полезными с точки зрения обучения студентов практическим навыкам использования полученных знаний. В курсе предполагается активное использование студентами интернет и обучение основам внешнеполитических акций через посредство интернета.
Курс рассчитан на студентов 3-4 курсов в зависимости от учебных планов в каждом конкретном вузе. Желательно, чтобы студенты перед данным курсом уже прослушали курсы "История политических учений", "История мировой политики", "Проблемы глобализации", "Мировая экономика", "Мировая политика". На факультете политологии в МГИМО-Университете в соответствии с его учебным планом курс предусматривается к прочтению на 3 курсе.
Курс предполагает знакомство студентов с основными теоретическими подходами к процессам глобального управления и с ее актуальными проблемами на современном этапе. В ходе курса студенты обязаны изучить рекомендованную литературу, написать письменную контрольную работу по одной из тем курса, сдать зачет. В ходе зачета студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, умение применять теоретические знания для анализа конкретных ситуаций, а также способность аргументированно изложить собственную позицию по актуальным проблемам глобального управления. II. Содержание курса
Курс рассматривает взаимоотношение наднациональных и внутригосударственных институтов, новые трактовки проблемы государственного суверенитета, проекты реформы ООН, футурологические концепции "мирового правительства" и глобального регулирования в более широком смысле, деятельность элитных клубов и структур, оказывающих серьезное влияние на выработку идеологии "нового мирового порядка", дискуссии вокруг т.н. "мировой закулисы", взаимодействие спецслужб и разведок ведущих государств мира для решения глобальных проблем, общественная реакция на все эти процессы, выразившаяся в т.ч. в подъеме антиглобалистского движения. Предлагаемый курс носит инновационный характер, его преподавание как цельного предмета еще практически не ведется в связи с тем, что и в целом проблемы глобализации только в последние годы начали изучаться в вузовских курсах. По этой же причине нет и учебников по предмету. Следует отметить, что данный УМК предлагается сконцентрировать только на вопросах, непосредственно связанных с тематикой глобального управления для того, чтобы избежать дублирования с курсами мировой политики, международной безопасности и мировой экономики (поэтому в курс не включаются такие проблемы, как влияние ТНК на глобальное регулирование, перспективы формирования глобального гражданского общества и деятельность международной сети массовых неправительственных организаций, глобальное регулирование по вопросам разоружения, связь глобализации и регионализации, глобализации и либерализации и пр.).
Раздел 1. История и теория глобального управления. Раздел 2. Практика глобального регулирования. Раздел 3. Теневые неформальные структуры и глобальное управление. Раздел 4. Общественная реакция на глобальное управление.
Раздел 1. История и теория глобального управления. Тема 1. Связь процессов глобализации и концепций глобального управления. История концепций глобального управления. Эволюция предлагаемых форм глобального управления. Тема 2. Основные институты глобального управления ("мировое правительство", квази-парламент, глобальная юстиция, международный банк для финансирования глобальных проектов, глобальная бюрократия и пр.). Процесс принятия решений на глобальном уровне. Проблема гражданского контроля за глобальной политикой. Вопрос о демократизме глобального управления. Тема 3. Глобальное управление и государственный суверенитет. "Гибкие" концепции суверенитета. "Суверенитет ответственности" и дробный суверенитет. Проблема международного вмешательства во внутренние дела государств. Дискуссия о "недостаточности"/"недоработанности" международного права. Предложения о переходе от международного права к "конституционному праву народов". Раздел 2. Практика глобального регулирования Тема 4. Деятельность ООН по наднациональной координации политических решений. Тема 5. Глобальное управление для глобальных проблем. Появление термина "глобальные проблемы". Деятельность Римского клуба. Идеология "пределов роста" против идеологии прогресса. Подходы Всемирного банка и Программы развития ООН к регулированию глобальных проблем, их различия и практические результаты. Глобальное экологическое управление. Концепция "устойчивого развития" и "Повестка дня -21". Тема 6. Объединения ведущих государств мира и их влияние на выработку глобальной политики. "Большая семерка/восьмерка". Бреттон-Вудские институты. Тема 7. Проекты реформы ООН. Предложения Программы развития ООН в докладах 1994 и 1999 гг. Предложения К.Аннана 1998 и 2000 г. Доклад комиссии Л.Брахими и дискуссии о самостоятельном миротворчестве ООН. Сессия Тысячелетия ГА ООН. Раздел 3. Теневые неформальные структуры и глобальное управление. Тема 8. Элитарные неправительственные структуры и выработка идеологии "нового мирового порядка" и "глобального сплочения" (Совет по международным отношениям, Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия). Участие в деятельности Трехсторонней комиссии людей, влияющих на развитие современной международной аналитики и теории международных отношений (Дж.Най, З.Бжезинский, Г.Киссинджер, Дж.Сорос, Т. Де Монбриаль и др.). Расширение деятельности Трехсторонней комиссии в 1999-2000 гг. (включение в ее состав представителей Центральной Европы, Мексики и континентальной Азии). Давосский форум. Тема 9. Международное разведывательное сотрудничество. Сеть спецслужб и разведок как инструмент для глобального регулирования и продвижения глобальной политики. Усиление "открытых" департаментов внешних связей в разведслужбах. Проблема международного обмена развединформацией. Попытки создания разведывательных подразделений при департаменте миротворческих операций ООН. Дискуссии о единой разведке ЕС. Несовпадение межразведывательных и традиционных межгосударственных союзов и модификация в связи с этим традиционной геополитической карты мира. Специфические операции отдельных разведслужб, имеющие глобальное влияние. Открытые доклады ведущих разведок и их воздействие на формирование глобального общественного мнения. Тема 10. Тайные общества и глобальное влияние. Масонство и Сионская община vs "новые правые" и неонацисты. Историко-мистические идеологии глобальной власти, и их отражение в современности. Глобальная политика Ватикана после Второго ватиканского собора. Новые транснациональные движения мирян-католиков и их воздействие на формирование общественного мнения (от Opus Dei к Comunione e Liberazione, Focolari и неокатехуменам). Миротворческое посредничество католических организаций (Sant' Egidio). Тема 11. Трансграничное взаимодействие международных террористических и криминальных групп и их влияние на процесс глобального сплочения. История "Аль-Каиды". "Исламистская глобализация". Раздел 4. Общественная реакция на глобальное управление. Тема 12. Антиглобализм. Причины его возникновения (дискуссии о внутризападном или латиноамериканском происхождении антиглобализма). Формирование глобального рынка труда и кризис занятости в Европе как одна из причин антиглобалистского протеста. История о субкоманданте Маркосе. Идеология антиглобалистского движения (троцкистский, анархистский, умеренно-перераспределительный, "запатисткий" подходы). Основные антиглобалистские организации (People's Global Action, Globalize Resistance, ATTAC, Global Social Forum, World Development Movement и пр., различие между радикальными и умеренными структурами). Взаимодействие с антиглобалистами существовавших и ранее протестных организаций. Тема 13. Осмысление глобализации и глобального управления в России. "Россиецентричные" концепции глобализма. Специфика формирования антиглобализма в России. Тема 14. Различные футурологические концепции глобального регулирования (М.С.Горбачев, Иоанн Павел II, Дж.Сорос и др.).
1. Насколько актуальна концепция вечного мира И.Канта. 2. Формирование идеологии "пределов роста" вместо идеологии прогресса. 3. Оптимальная, с Вашей точки зрения, структура институтов глобального управления. 4. Насколько оправдано сейчас использование историко-мистических концепций глобальной власти. 5. Глобальное управление и Россия. 6. Может ли реализоваться "исламистская глобализация"?
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Урквард Б. К новой Организации Объединенных Наций. // МЭиМО. 1996. №1.
When Worlds Collide. // Foreign Policy. 2001. March-April. P.64-75.
Материалы курса, методические указания к нему, а также мультимедийные иллюстрации основных положений курса в ходе разработки УМК предполагается подготовить и в электронном виде. Соответственно, они могут использоваться в ходе учебного процесса либо в виде компакт-дисков с информацией и заданиями, либо через систему Intranet в каждом конкретном вузе. В последнем случае возможно использование и электронной системы контроля за посещаемостью студентов и выполнением ими заданий. 1 Особое внимание при составлении программ необходимо уделить пунктам выделенным жирным курсивом. |
Глобальное управление как фактор обеспечения международного правопорядка Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Место дисциплины в структуре ооп Изучение дисциплины «Управление стрессами в трудовой деятельности» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в... | ||
Программа дисциплины "Управление персоналом" Рабочая программа дисциплины «Управление персоналом» для студентов экономического факультета по специальности 080502 «Экономика и... | Рабочая программа учебной дисциплины экономика, управление и планирование... «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транспорт)»... | ||
Программа дисциплины «Управление ит-инфраструктурой предприятия» Управление на основе процессов. Библиотека мирового передового опыта itil (it infrastructure Library). Управление ит-услугами. Сервисный... | Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Управление жкх и благоустройством территории в городской агломерации»,... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Направление 081100. 68 «Государственное... ... | Программа дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504.... Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001 | ||
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении... | Рабочая программа дисциплины Изучение дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении дисциплин: «Управление человеческими ресурсами» «Теория... | ||
Пояснительная записка : Цели и задачи дисциплины. Учебная цель дисциплины... «Государственное и муниципальное управление» Магистерская программа «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной формы... | Рабочая программа учебной дисциплины муниципальное управление и местное... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в том числе: экономика, организация и управление предприятиями,... | Литература по курсу дисциплины Методическое обеспечение дисциплины Учебно-методический комплекс Управление качеством составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины прогнозирование и стратегическое... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Анализ посещенного урока Наименование прорабатываемой на занятиях темы глобальное потребление. Парниковый эффект |