Скачать 2.73 Mb.
|
ГИА. Обществознание. Раздел «Человек и общество» (открытый банк заданий) 1. Какие из перечисленных терминов относятся в первую очередь к описанию политической сферы жизни общества? 1) семья, социальные общности 2) научные исследования, образование 3) издержки, прибыль фирм 4) избирательная система, суверенитет государства Ответ: 4 Комментарий: 1- социальная сфера 2 – духовная сфера 3 – экономическая сфера Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Каждая сфера включает в себя:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
2. Учёные изучают возрастной состав населения. Они исследуют сферу жизни 1) социальную 2) политическую 3) экономическую 4) духовную Ответ: 1 Комментарий: 3. Иван узнал, что Артём пригласил на свой день рождения всех одноклассников, кроме него. Он не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Артёмом. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? 1) посредничество 2) сотрудничество 3) уход из конфликтной ситуации 4) уступку противоборствующей стороне Ответ: 3 Комментарий: Межличностный конфликт - ситуация взаимодействия людей, при которой они преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. В литературе обычно обозначают пять стратегий решения конфликта:
4. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется в первую очередь проблема 1) снижения производительности труда 2) исчезновение редких видов растений 3) загрязнения окружающей среды 4) глобального потепления Ответ: 3 Комментарий: 5. К какой сфере общественной жизни относится создание материальных благ? 1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной Ответ: 1 Комментарий: 6. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в 1) самопознании 2) самореализации 3) самосохранении 4) самообразовании Ответ: 3 Комментарий: Человека определяют как биосоциальное существо. И потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода, в безопасности своего существования и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). 1 – социальные потребности 2 – социальные потребности 4 – духовные потребности 7. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества? 1) принятие законодательства об охране природы 2) очистка территории парка от бытового мусора 3) загрязнение почвы отходами производства 4) гибель урожая в период летней засухи Ответ: 4 Комментарий: Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях: 1. Воздействие (влияние) природы на общество:
2. Воздействие общества на природу:
8. Верны ли следующие суждения о деятельности? А. Деятельность предполагает достижение определённой цели. Б. В ряде случаев результат деятельности расходится с поставленной целью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий: Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Структуру деятельности - Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводил такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал. Результат усилил его вину, и таким образом он получил ответный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано. 9. (Извлечения из Семейного кодекса РФ) Статья 81. 1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей. 2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Статья 86. 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесённых дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем. Статья 87. 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. 3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < … > 5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишённым родительских прав. (Извлечения из Семейного кодекса РФ) 1. Согласно закону, при расторжении брака супруги могут заключить соглашение об уплате алиментов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два преимущества такого соглашения в сравнении со взысканием алиментов по суду. 10. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) открытие выставки «Человек и природа» 2) подготовка учителя биологии к уроку 3) принятие экологического законодательства 4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче Ответ: 3 Комментарий: 11. Что характеризует человека как личность? 1) тип темперамента 2) черты внешнего облика 3) принадлежность к определённой расе 4) качества, проявляющиеся в общении Ответ: 4 Комментарий: Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Признаки личности:
12. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах? А. Причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека. Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий: Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др. Разрешение конфликта – решение участников конфликта о примирении и прекращении противоборства. Конфликт считается исчерпанным, если сторонам удалось договориться (друзья помирились). Для успешного разрешения конфликта необходимо:
Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости — приглашение посредника. Различают 2 модели переговоров: Модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон; Модель «уступок — сближения». Благоприятным является организация совместной деятельности на всех стадиях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта. 13. Взаимодействие природы и общества противоречиво. Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой. Человек постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой. Воздействие общества на природу обусловливается развитием экономики, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов. Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, с необходимостью бережного отношения к природе. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства. (По материалам интернет-издания) 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ: Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) противоречивый характер взаимодействия природы и общества; 2) воздействие общества на природу; 3) влияние географической среды на развитие общества; 4) два типа отношения общества к природе. 2. В чём, по мнению автора, проявляется противоречивость взаимодействия природы и общества? Чем, по его мнению, обусловлено воздействие общества на природу? Ответ: 1) ответ на первый вопрос: например: познавая природу, человек всё больше преобразует её, но в то же время усиливается его зависимость от природных условий (проявление противоречивости может быть сформулировано иначе); 2) ответ на второй вопрос: развитие экономики, науки и техники, общественных потребностей, характер общественных отношений. 3. Что автор считает результатом воздействия общества на природу? Проиллюстрируйте примером данный результат. Ответ: Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) результат: расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов (результат может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке); 2) пример, допустим: ряд приморских стран увеличили свою территорию за счёт создания искусственных островов, строительства дамб и осушения части морского дна (расширение рамок географической среды). 4. Какую новую для общества проблему породила, по мнению автора, научно-техническая революция? Укажите одно конкретное проявление этой проблемы в современном мире. В чём опасность этой проблемы для современного человечества? Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проблема: ограниченность природных ресурсов; 2) проявление, например: учёные прогнозируют, что запасы нефти закончатся в ближайшие несколько десятилетий; ряд регионов мира испытывает острый дефицит пресной воды (может быть указано другое проявление); 3) объяснение опасности, например: исчерпание необходимых обществу ресурсов может поставить под угрозу стабильность его экономического развития и даже выживание человечества как биологического вида. 5. Известно, что первые цивилизации появились в долинах великих рек, в дальнейшем экономическая специализация стран и регионов мира основывалась на наличии в них определённых природных ресурсов. Как данные факты связаны с основной проблемой текста? Найдите в тексте объяснение приведённых фактов. Верный ответ может содержать следующие элементы: 1) основная проблема текста – противоречивая взаимосвязь общества и природы; 2) объяснение связи: в примере говорится о конкретных проявлениях влияния природных условий на развитие общества (объяснение связи может быть сформулировано иначе); 3) фрагмент текста: «Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества»; ИЛИ «географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества». 6. В тексте говорится о необходимости бережного отношения к природе. Как вы, жители вашего населенного пункта, можете проявить такое отношение (укажите три направления)? Могут быть приведены следующие направления: 1) очистка загрязнённых садов, скверов, парков; 2) установка в домах счётчиков воды, электричества (экономия воды и электричества); 3) посадка деревьев и кустарников. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный институт педагогических измерений (фипи). Особенно обратите внимание на раздел «Открытый сегмент фбтз» – это система... | Учебника «Человек и общество» Обществознание О б щ е с т в о. Материал подготовила учитель Недосекина Н. В. на основе учебника «Человек и общество» Обществознание под ред. Л.... | ||
Конспект урока модуль IV человек и общество. Государство и право.... Н. И. Элиасберг «Обществознание. Права человека в свободной стране» спб Перспектива, Издательство «Союз» 2010г | Сайты для подготовки к гиа по обществознанию Обществознание. Гиа 2013. Демонстрационный вариант (проект) Демо; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2013 | ||
Методические рекомендации по проверке выполнения заданий с развернутым... Русский язык. Гиа 2012. Демонстрационный вариант Демо; Аудио; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким гиа 2012 | Козленко С. И., Козленко И. В. Всероссийская олимпиада школьников... Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий в режиме прямого применения или в измененном... | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,... Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов | ||
Пособия для подготовки к гиа В пособиях вы найдёте правила, формулы, алгоритмы, различные приемы и способы решения тех или иных заданий для успешной подготовки... | Сумма покупки Центральный коммерческий банк общество с ограниченной ответственностью поручени е | ||
Примерные вопросы для проведения вступительных испытаний по дисциплине... Охватывает рыбу и дикую фауну; "растение" леса и дикую флору; "вредители" сорняки; и "загрязняющие вещества" пестициды и остатки... | Генеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор... Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные... | Урок Что такое общество. Человек. Природа. Общество. Типология общества Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Домашнее задание Формы контроля Глава Общество и человек. Урок №1 Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе (комбинированный урок) | «Здоровье» В рамках XX районного фестиваля педагогических идей и находок «Человек. Наука. Общество. Право» неделя творчества в школе проходила... |