Скачать 41.98 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» с углубленным изучением отдельных предметов Музыка Бетховена способна сделать человека сильным, мужественным, целеустремленным (музыкальная гостиная) 5 класс Мелентьева Ирина Викторовна, учитель музыки Старый Оскол - 2011 Цель урока: Расширить знание о творчестве композитора, познакомить с фрагментами из музыкальных произведений, привить любовь и интерес к зарубежной музыке. 1. Небольшой немецкий городок Бони - как каменный остров в море зелени. На окраине, прямо за последними домами начинается лес. И если убежать туда, то можно услышать голоса птиц, почувствовать запах трав. Семья Бетховена недавно перебралась на Рейнскую улицу. Из окон квартиры виден берег Рейна, луг, деревушки и очертания гор на горизонте. Маленький Людвиг, ему пять лет, часами может лежать на подоконнике и смотреть на могучую реку, на то, как нежно, завораживающе движется вода, то тревожно-черная, то серебристо-белая. О чем он думает? Может быть, путешествует по заморским странам, о которых знает из книг? А может быть видит героев старых немецких легенд? А, вообще-то, Людвиг крепкий, веселый мальчик. Он близко к сердцу принимает все, что происходит вокруг него. Умеет очень сильно любить и очень сильно ненавидеть. Он часто убегает к реке, в лес, участвует с детьми в разных мальчишеских проделках. 2. Семья Бетховена - потомственные музыканты. Дед Людвига - дирижер оркестра и хора при дворе. Отец поет в хоре. Придворным музыкантом будет и Людвиг. Он всей душой с детства тянется к музыке. Тайком от отца сам научился немного играть на скрипке. Застав однажды сына за этим занятием, Иоганн грубо разбранил его, но потом решил, что музыкальное образование мальчика может принести ему немалую выгоду. Надо сделать из него «второго Моцарта». И отец начал обучать Людвига игре на клавесине и скрипке. Но, что это были за уроки! Учеба без какой бы то ни было системы, бесконечные упражнения и гаммы, гаммы и упражнения - настоящая муштра! Не раз, вернувшись поздно ночью, отец поднимал мальчугана с постели и сонного усаживал за инструмент. Но ... когда мальчик берет в руки скрипку и начинает импровизировать, сочинять собственные мелодии, все горести сразу отступают. Слова учителя Появляются его первые сочинения. Одним из таких является песня «Сурок». Она рассказывает нам о бродячем музыканте - шарманщике, который со своим маленьким другом - ученым сурком ходит по городам и селам и поет песни, зарабатывая этим себе на жизнь. Звучит песня «Сурок». Позже песня появилась в другом исполнении. А инструмент, на котором будет исполняться песня, называется балалайка. 3. Детство кончилось рано. Семья обеднела. В десять лет пришлось бросить школу, в двенадцать лет - начало работы в театре концертмейстером. Ему приходится играть произведения разной сложности, но одним из любимых занятий остается сочинительство. Слова учителя Бетховен продолжает сочинять. Появляются сонатины. Сонатина - это произведение небольшое по размеру, которое включает в себя 1,2 части. Сонатина Бетховена П часть 4. 14 лет - часто заменяет взрослого органиста придворной капеллы. 17 лет - после смерти матери на его плечи легла забота о воспитании младших братьев. Трудная жизнь сделала Людвига замкнутым и суровым, но воспитала в нем силу воли, упорство, трудолюбие. А великий талант и природный ум помогли ему наверстать то, чему он не доучился в школе. Он много читал, изучал латынь, французский и итальянский языки. Хорошо знал музыку, литературу и искусство. Он сделал ряд обработок австрийских, английских, шотландских народных песен. Одну из таких обработок вы сейчас услышите. Обработка написана к шотландской народной песне «Верный Джонни». В это время Людвиг сочиняет и танцевальную музыку. Появляются небольшие этюды, которые в наши дни исполняются на разных инструментах. «Экосез» — шотландский народный танец. Звучит «Танец» Появляются сюиты - это 3-х частные произведения, основанные на показе 2-х контрастных тем. Сейчас прозвучит одна из «Сюит» 5. В 19 летнем возрасте - он студент философского факультета. Вместе с друзьями мечтает о свободе, равенстве, братстве. Он клянется в верности идеям революции. Этой теме он посвящает многие свои произведения: «Соната №5», «Патетическая», «Аппассионата». Звучит «Соната №5» Позже появляется увертюра «Эгмонт», которая написана к трагедии Гете «Эгмонт». Это борьба против испанских завоевателей, которую возглавил народный герой Эгмонт. Сам он погибает, но враг побежден и народ празднует победу. 6. Слова ученицы. Звучит «Лунная соната» Мы слышим звуки, слышим речи, По Вселенной разлита сверхчуткая, Сверхчеловечья бетховенская глухота. Перед ней ничто радар на крыше, Перед ней ничто и слух совы,- Она биенье мысли слышит И прорастание травы. Гремит безмолвьем зимний вечер, Снежинка, завершив полет, Не тихо падает на плечи, А удивительно поет! (Вышеславский) Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, высоких помыслов и глубочайших чувств. |
Президентская инициатива “Наша новая школа”. Реформа российского... Тся: «создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В ходе лабораторных исследований важно выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений. Это влияние может быть... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Только путь к знаниям (их освоение и применение во благо всего общества) приведёт всё общество в светлое справедливое будущее, ведь... | Воздействие музыки на организм человека Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой... | ||
Путь к здоровому образу жизни Цели: выявить уровень знаний; формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности человека; воспитывать... | Тема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором | ||
Философская мысль Европы не смогла понять во всей глубине тот факт,... Распространено было убеждение, что победа уже давно одержана и никаких сомнений в этом быть не может. Лишь позднее в Англии и Франции... | Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного... Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная... | ||
Тема: Бессмертные звуки "Лунной сонаты" «Лунную сонату». Кого-то трагические размеренные звуки расслабляют, кого-то заставляют плакать, кого-то вгоняют в транс, но не оставляют... | Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании... В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный... | ||
Вид искусства литература, живопись, графика, скульптура, архитектура,... В результате она становится все более адекватной природе, современной картине мира и современному мышлению. С новых позиций она способна... | Рабочая программа для 8 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» «Музыка» (Программы «Музыка. 5 9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой – М. Просвещение: 2006). Программа «Музыка» для основной... | ||
Рабочая программа Искусство (музыка) 9 класс Учитель: Сабирова М.... Л. Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Музыкальная стихия татарской музыки, Вокальный... | Исследование должно быть целеустремленным и проблемным, т е. иметь... «Обеспечение безопасности гтс каскада Верхнего и Нижнего прудов городского поселения Красавино» |