Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Голуметь
Черемховский район Иркутская область РФ
Рассмотрено и рекомендовано к «Утверждаю»
Утверждению на Методическом совете директор
школы
Протокол № 1 от « » _________________/А. П. Кулаков
_______________2011г. от «_____» ________________2011г. Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно — оздоровительного направления
«Путь к здоровью»
1 класс
Разработал программу
учитель физкультуры
высшей квалификационной
категории Завозина Татьяна
Владимировна
с. Голуметь
2011-2014 уч. год Пояснительная записка.
В здоровом теле…
Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Путь к здоровью имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажёрно-информационной системы (ТИС); дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой; оздоровление плаванием; оздоровительной фитнес-аэробики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки. Это составная часть программы «Здоровье», реализуемой в структурном подразделении школы – центре содействия укреплению здоровья обучающихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН, менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии – с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Для современных детей независимо от возраста характерны ограничения двигательной активности, ухудшение физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, с большими зрительными и умственными нагрузками негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряжённостью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-11 классов показал чрезвычайно высокую распространённость нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практики перечисленные заболевания получили название школьных болезней.
В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребёнку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования учёных, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приёмы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения, уроки плавания и т. д., - направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию, фито и витаминопрофилактике и т. д.
Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре, биологии, ОБЖ и дополняет их. Содержание программы составляют изучение углублённого освоения теоретических знаний о физической культуре, включающие интегрированные уроки, межпредметные связи.
Практика показывает, что учение как процесс усвоения знаний, умений и навыков протекает успешно лишь при достаточно высокой познавательной активности детей – стремление к познанию, овладению более полными и глубокими знаниями. На уроках физической культуры познавательная активность имеет важное значение, поэтому я предлагаю эти знания давать в процессе уроков. Успешное внедрение дополнительных часов для увеличения двигательной и познавательной активности, а также оздоровительной технологии для учащихся 7-12 лет будет способствовать формированию компетентного отношения учащихся к использованию средств физической культуры для укрепления здоровья, а так же расширению и углублению знаний в области физической культуры и спорта.
Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространённых среди школьников заболеваний.
Задачи
Образовательные:
Ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
Формировать правильную осанку;
Обучить диафрагмально-релаксационному дыханию;
Изучать комплексы ОРУ с предметами и без предметов, упражнений на тренажёрах;
Ознакомить с основными приёмами массажа и самомассажа;
Развивать творческую, познавательную и двигательную активности.
Воспитательные:
Воспитать морально-волевые качества;
Воспитание культуры здоровья и нравственности, ответственности за своё здоровье и потребности заботиться о нём;
Развивать интерес к физической культуре и спорту;
Развивающие:
Развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
Способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания.
Оздоровительные:
Улучшить функциональное состояние организма;
Корректировать имеющиеся функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
Повышать физическую и умственную работоспособность;
Способствовать снижению заболеваемости.
Место проведения занятий: спортивный и тренажёрный зал; плавательный бассейн; кабинет. Оборудование: спортивные снаряды, тренажёры; магнитофон, аудиокассеты или компакт-диски с записью музыкальных произведений; инвентарь – скакалки, мячи, гимнастические палки.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), ТИСА, фитнес-аэробика, плавание. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предлагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение оздоровительному массажу, элементам точечного массажа, комплексам специальных упражнений, релаксации.
В начале учебного года проводится диагностика состояния здоровья учащихся: изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения – определение плечевого индекса. На занятиях занимаются учащиеся 1-3 групп здоровья, относящихся к основной, подготовительной и специальной физкультурным группам, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, обмена веществ, а также часто страдающие респираторными вирусными инфекциями.
Программа рассчитана на четыре года. Используются групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, - беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части – освоение приёмов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия 1 урок – 40 мин, когда плавание - сдвоенный урок.
Ожидаемые результаты
Завершив обучение по данной программе, учащиеся будут знать:
способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений благодаря соблюдению режима дня, гигиенических навыков, закаливанию, самомассажу;
комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата – осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
правила здорового образа жизни.
Учащиеся будут уметь:
применять средства, повышающие уровень физического развития и степень его гармоничности, приёмы формирования морально-волевых качеств;
использовать приёмы, снижающие утомляемость, возбудимость, повышающие психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение;
применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Анализ результатов освоения учащимися программы осуществляется различными способами проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
анализ медицинских карт учащихся: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, контрольные упражнения; ведение классных журналов: успеваемость, пропуски занятий по болезни.
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнения контрольных упражнений (тестов), антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, а также викторин, праздников здоровья.
Тема №1 «Вводное занятие» (1 ч)
1-4 классы. Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивное оборудование и спортинвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.
Тема №2 «Подготовка к диагностике состояния здоровья» (1ч)
1- 4 классы. Антропометрия – определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома. Составление паспорта здоровья и дневника наблюдения за своим здоровьем.
(Анализ медицинских карт учащихся в детском медицинском кабинете в поликлинике).
Тема №3 «Я и моё здоровье» (1ч)
Беседы: 1-2 классы. Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое здоровье? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни? (Беседу проводит детский врач). Проведение праздника «Дорога к здоровью».
3-4 классы. Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым? «Окружающая среда и здоровье». Провести анкетирование «Какое у тебя здоровье и как ты о нём заботишься?» Зайцев Г. К. «Твоё здоровье»
Тема №4 «Осанка» (2 ч)
Беседы: 1-4 классы. «Красивая осанка», «Позвоночннк – ключ к здоровью», «Что необходимо делать, чтобы осанка была хорошей», «Профилактика нарушений осанки».
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Комплексы упражнений для формирования осанки с предметами и без предметов, на гимнастической скамейке, на гимнастическом мате. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок».
Дать рекомендации учителям начальных классов по проведению физкультминуток на уроках, подвижных перемен для профилактики осанки.
Проведение праздника. Кл. руковод. «Подготовить высказывания философов о здоровье»; 1-4 классы. «Посеешь привычку – пожнёшь характер».
Тема №5 «Плоскостопие» (2 ч)
Беседа: 1-4 классы. «О профилактике плоскостопия». БАТ (биологически активные точки) на стопе.
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющие стопу и мышцы ног. Массаж ног массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Подвижные игры «Великаны, карлики», «Ель, ёлка, ёлочка».
Тема №6 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (2 ч)
Теория. 1-2 классы. Беседа: «О пользе утренней зарядки». Физкультминутки на уроках. Виды физкультминуток. Физкультурные паузы.
3-4 классы. Занятие «Как мы двигаемся».
Практические занятия. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы утренней гимнастики в стихах для развития координации движений.
Тема №7 «Школа зоркости» (2 ч)
Беседы: 1- 2 классы. «Мои глаза». Провести валеологический самоанализ «Какое у тебя зрение?».
3-4 классы «О гигиене зрения» «Близорукость. Дальнозоркость». «Профилактика близорукости». Провести валеологический самоанализ «Как ты заботишься о своих глазах?»
Практические занятия. Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игры «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты.
Тема №8 «Правильное дыхание – основа жизни» (2 ч)
Беседы: 1-2 классы. «Как мы дышим». «Для чего человеку нужен воздух?». «Чем мы дышим?».
3-4 классы. «Об органах зрения». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках. Провести диагностику органов дыхания
Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо-лёгочных заболеваниях. Основные методики диафрагмально-релаксационного дыхания. Самомассаж шеи. Гимнастика для горла, для укрепления мышц шеи, голосовых связок, для профилактики заболеваний горла и снятия напряжения с голосовых связок.
Праздник здоровья. 1-2 классы. «Путешествие в страну сказок».
3-4 классы.
Тема №9 «Я сильный, ловкий, выносливый» (2 ч)
Беседы: 1-2 классы. «Ловкость. Быстрота». 3-4 классы. «Сила. Выносливость». Написать рефераты о этих качествах.
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки, скамейки, гимнастическая стенка. Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Подвижные игры: «Салочки», «Третий – лишний», и другие. Подсчёт ЧСС после физической нагрузки и в состоянии покоя.
Спортивные мероприятия «Весёлые старты».
Тема № 10 «Развиваем гибкость» (2 ч)
Техника безопасности. Беседа: «Развитие физического качества гибкость».
Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Проведение теста: «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.
|