Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью»





Скачать 233.32 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью»
страница1/3
Дата публикации13.11.2014
Размер233.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Голуметь

Черемховский район Иркутская область РФ


Рассмотрено и рекомендовано к «Утверждаю»

Утверждению на Методическом совете директор

школы

Протокол № 1 от « » _________________/А. П. Кулаков

_______________2011г. от «_____» ________________2011г.
Рабочая программа

внеурочной деятельности

спортивно — оздоровительного направления

«Путь к здоровью»

1 класс

Разработал программу

учитель физкультуры

высшей квалификационной

категории Завозина Татьяна

Владимировна


с. Голуметь

2011-2014 уч. год
Пояснительная записка.

В здоровом теле…

Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Путь к здоровью имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.

Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажёрно-информационной системы (ТИС); дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой; оздоровление плаванием; оздоровительной фитнес-аэробики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки. Это составная часть программы «Здоровье», реализуемой в структурном подразделении школы – центре содействия укреплению здоровья обучающихся.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН, менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии – с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Для современных детей независимо от возраста характерны ограничения двигательной активности, ухудшение физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, с большими зрительными и умственными нагрузками негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряжённостью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.

Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-11 классов показал чрезвычайно высокую распространённость нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практики перечисленные заболевания получили название школьных болезней.

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребёнку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования учёных, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.

В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приёмы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения, уроки плавания и т. д., - направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию, фито и витаминопрофилактике и т. д.

Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре, биологии, ОБЖ и дополняет их. Содержание программы составляют изучение углублённого освоения теоретических знаний о физической культуре, включающие интегрированные уроки, межпредметные связи.

Практика показывает, что учение как процесс усвоения знаний, умений и навыков протекает успешно лишь при достаточно высокой познавательной активности детей – стремление к познанию, овладению более полными и глубокими знаниями. На уроках физической культуры познавательная активность имеет важное значение, поэтому я предлагаю эти знания давать в процессе уроков. Успешное внедрение дополнительных часов для увеличения двигательной и познавательной активности, а также оздоровительной технологии для учащихся 7-12 лет будет способствовать формированию компетентного отношения учащихся к использованию средств физической культуры для укрепления здоровья, а так же расширению и углублению знаний в области физической культуры и спорта.

Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространённых среди школьников заболеваний.

Задачи

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

  • Формировать правильную осанку;

  • Обучить диафрагмально-релаксационному дыханию;

  • Изучать комплексы ОРУ с предметами и без предметов, упражнений на тренажёрах;

  • Ознакомить с основными приёмами массажа и самомассажа;

  • Развивать творческую, познавательную и двигательную активности.

Воспитательные:

  • Воспитать морально-волевые качества;

  • Воспитание культуры здоровья и нравственности, ответственности за своё здоровье и потребности заботиться о нём;

  • Развивать интерес к физической культуре и спорту;

Развивающие:

  • Развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;

  • Способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания.

Оздоровительные:

  • Улучшить функциональное состояние организма;

  • Корректировать имеющиеся функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

  • Повышать физическую и умственную работоспособность;

  • Способствовать снижению заболеваемости.

Место проведения занятий: спортивный и тренажёрный зал; плавательный бассейн; кабинет.
Оборудование: спортивные снаряды, тренажёры; магнитофон, аудиокассеты или компакт-диски с записью музыкальных произведений; инвентарь – скакалки, мячи, гимнастические палки.

Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), ТИСА, фитнес-аэробика, плавание. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предлагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение оздоровительному массажу, элементам точечного массажа, комплексам специальных упражнений, релаксации.

В начале учебного года проводится диагностика состояния здоровья учащихся: изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения – определение плечевого индекса. На занятиях занимаются учащиеся 1-3 групп здоровья, относящихся к основной, подготовительной и специальной физкультурным группам, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, обмена веществ, а также часто страдающие респираторными вирусными инфекциями.

Программа рассчитана на четыре года. Используются групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, - беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части – освоение приёмов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу.

Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия 1 урок – 40 мин, когда плавание - сдвоенный урок.

Ожидаемые результаты

Завершив обучение по данной программе, учащиеся будут знать:

  1. способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений благодаря соблюдению режима дня, гигиенических навыков, закаливанию, самомассажу;

  2. комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата – осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

  3. правила здорового образа жизни.

Учащиеся будут уметь:

  1. применять средства, повышающие уровень физического развития и степень его гармоничности, приёмы формирования морально-волевых качеств;

  2. использовать приёмы, снижающие утомляемость, возбудимость, повышающие психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение;

  3. применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

Анализ результатов освоения учащимися программы осуществляется различными способами проверки:

    • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

    • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

    • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

    • взаимоконтроль;

    • самоконтроль;

    • итоговый контроль умений и навыков;

    • анализ медицинских карт учащихся: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, контрольные упражнения; ведение классных журналов: успеваемость, пропуски занятий по болезни.

Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнения контрольных упражнений (тестов), антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, а также викторин, праздников здоровья.

Тема №1 «Вводное занятие» (1 ч)

1-4 классы. Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивное оборудование и спортинвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.

Тема №2 «Подготовка к диагностике состояния здоровья» (1ч)

1- 4 классы. Антропометрия – определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома. Составление паспорта здоровья и дневника наблюдения за своим здоровьем.

(Анализ медицинских карт учащихся в детском медицинском кабинете в поликлинике).

Тема №3 «Я и моё здоровье» (1ч)

Беседы: 1-2 классы. Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое здоровье? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни? (Беседу проводит детский врач). Проведение праздника «Дорога к здоровью».

3-4 классы. Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым? «Окружающая среда и здоровье». Провести анкетирование «Какое у тебя здоровье и как ты о нём заботишься?» Зайцев Г. К. «Твоё здоровье»

Тема №4 «Осанка» (2 ч)

Беседы: 1-4 классы. «Красивая осанка», «Позвоночннк – ключ к здоровью», «Что необходимо делать, чтобы осанка была хорошей», «Профилактика нарушений осанки».

Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Комплексы упражнений для формирования осанки с предметами и без предметов, на гимнастической скамейке, на гимнастическом мате. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок».

Дать рекомендации учителям начальных классов по проведению физкультминуток на уроках, подвижных перемен для профилактики осанки.

Проведение праздника. Кл. руковод. «Подготовить высказывания философов о здоровье»; 1-4 классы. «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

Тема №5 «Плоскостопие» (2 ч)

Беседа: 1-4 классы. «О профилактике плоскостопия». БАТ (биологически активные точки) на стопе.

Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющие стопу и мышцы ног. Массаж ног массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Подвижные игры «Великаны, карлики», «Ель, ёлка, ёлочка».

Тема №6 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (2 ч)

Теория. 1-2 классы. Беседа: «О пользе утренней зарядки». Физкультминутки на уроках. Виды физкультминуток. Физкультурные паузы.

3-4 классы. Занятие «Как мы двигаемся».

Практические занятия. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы утренней гимнастики в стихах для развития координации движений.

Тема №7 «Школа зоркости» (2 ч)

Беседы: 1- 2 классы. «Мои глаза». Провести валеологический самоанализ «Какое у тебя зрение?».

3-4 классы «О гигиене зрения» «Близорукость. Дальнозоркость». «Профилактика близорукости». Провести валеологический самоанализ «Как ты заботишься о своих глазах?»

Практические занятия. Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игры «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты.

Тема №8 «Правильное дыхание – основа жизни» (2 ч)

Беседы: 1-2 классы. «Как мы дышим». «Для чего человеку нужен воздух?». «Чем мы дышим?».

3-4 классы. «Об органах зрения». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках. Провести диагностику органов дыхания

Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо-лёгочных заболеваниях. Основные методики диафрагмально-релаксационного дыхания. Самомассаж шеи. Гимнастика для горла, для укрепления мышц шеи, голосовых связок, для профилактики заболеваний горла и снятия напряжения с голосовых связок.

Праздник здоровья. 1-2 классы. «Путешествие в страну сказок».

3-4 классы.

Тема №9 «Я сильный, ловкий, выносливый» (2 ч)

Беседы: 1-2 классы. «Ловкость. Быстрота». 3-4 классы. «Сила. Выносливость». Написать рефераты о этих качествах.

Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки, скамейки, гимнастическая стенка. Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Подвижные игры: «Салочки», «Третий – лишний», и другие. Подсчёт ЧСС после физической нагрузки и в состоянии покоя.

Спортивные мероприятия «Весёлые старты».

Тема № 10 «Развиваем гибкость» (2 ч)

Техника безопасности. Беседа: «Развитие физического качества гибкость».

Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Проведение теста: «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного...
Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления...
Проблема сохранения и укрепления здоровья выходит на первый план в системе современного физкультурного образования. Воспитание физически...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса»
Предназначена студентам направления 100400. 62 «Туризм», профиль «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг» всех...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconТехнологии спортивно-оздоровительного сервиса
«Социально-культурный сервис и туризм» и «Спортивно-оздоровительный сервис». В ней сформулированы требования к уровню подготовленности...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса»
«Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Спортивно-оздоровительный сервис»
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно оздоровительной направленности
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПубличный доклад об итогах образовательной деятельности
Ия внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconКонспект по сектоведению
Ия внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма курса внеурочной деятельности «разговор о здоровье» спортивно-оздоровительное...
И. Ю. Абросимова, ст преподаватель кафедры здоровьесбережения в образовании гоу дпо ниро
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Радость движения идет параллельно с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре других стран....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления «Путь к здоровью» iconРабочая программа Внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному...
Цель программы: создать благоприятные условия для полноценного физического развития школьников, приобщить их к самостоятельным занятиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск