Скачать 0.51 Mb.
|
Пояснительная записка Преобладающим видом деятельности первоклассников является игра. Она способствует познанию мира, развитию эмоциональной сферы, обладает великой силой воспитания. Меняющийся образ жизни дошкольника на активного ученика, проводящего полный день в школе, требует восполнения физической активности, предупреждения умственного переутомления. Средством решения этих проблем являются подвижные игры. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей). Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей: их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умением проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. «Каждая национальная, этническая и культурная группа обладает настоящим сокровищем – народными (традиционными) детскими играми, сохраняющими и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Детские игры являются составной частью традиций каждого народа. Таким образом, народные игры можно рассматривать как часть духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Знакомство на занятиях с народными играми будет происходить во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют. Такой подход позволит наиболее полно приобщить ребёнка к традициям своего народа, народной культуре, позволит воспитать поколение людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве». Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Радость движения идет параллельно с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре других стран. Эти положения привели к необходимости создания курса спортивно-оздоровительного направления «Игры народов мира». Цель курса: развитие толерантного мировоззрения детей через творческое освоение подвижных народных игр. Задачи курса:
Основные разделы программы Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в динамическую паузу после второго урока для обучающихся первого класса. Программа является модульной и состоит из 11 модулей (общим объёмом 33 часа), содержание которых предлагается младшим школьникам для обязательного освоения.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Форма и режим занятий Подвижные игры для занятий подобраны соответственно возрасту 6-8 лет. Одно занятие знакомит не более, чем с 3 играми разного вида подвижности, с целью регулирования физической нагрузки на детей. Тематически игры объединены по странам или (если страна представлена одной игрой) группой стран одного материка или его части. Такое распределение материала даёт возможность познакомить детей с культурой, символикой, традициями и т. д. представленных стран, расширить знания детей и сформировать у них познавательный интерес с целью дальнейшего самостоятельного поиска материала по данной теме. Обучающимся сообщается, игры какой страны будут изучаться, чтобы они по желанию смогли найти сопутствующий материал. Это могут быть сувениры, иллюстрации национальных костюмов, природы, музыка и др. Во время занятия ребята не только знакомятся с играми разных стран, но и узнают местоположение при помощи глобуса, рассматривают флаг страны, «делятся» найденными знаниями с одноклассниками. Данный материал может быть творчески оформлен совместно с учителем. По окончании занятия оформляется карточка с наиболее понравившейся игрой. К концу учебного курса создаётся картотека любимых игр («Банк игр»), чтобы дети самостоятельно использовали их в организации досуга. Очень важный аспект особенности программы в том, что она не просто знакомит детей с играми, но и учит их быть организаторами игр в малых группах. Такой подход не только создаёт условия для формирования самостоятельной, активной и коммуникабельной личности, но и служит залогом успешных взаимоотношений в детском коллективе. Виды используемых игр : - сюжетные коллективные игры -бессюжетные подвижные игры, - подвижные игры с элементами соревнования, - игры большой, малой и средней подвижности. Сроки реализации программы Программа кружка «Подвижные игры народов мира» рассчитана на 1год- 1класс. Недельная нагрузка - 1 час в неделю. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся на оборудованной спортивной школьной площадке или в спортивном зале. Оборудование: гимнастические скамейки, маты, резиновые мячи, теннисные мячи, платки, кегли, природный материал (камешки, листики) верёвка, мел, и др. Ожидаемые результаты 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об особенностях народных игр разных стран. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): опыт заботы о малышах и организация их досуга; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде. В процессе занятий учащиеся овладеют следующими умениями и компетенциями. Универсальные учебные действия: — умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные результаты: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Предметные результаты: -Знать правила 8-10 игр народов мира -Знать несколько считалок, приёмов для распределения ролей в игре. -организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр; - находить сходства и различия в культуре разных народов мира; -обобщать и углублять знаний о культуре народных игр; - представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; -бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; Формы и виды контроля
|