Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития





Скачать 94.89 Kb.
НазваниеШаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития
Дата публикации16.07.2013
Размер94.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Шаймарданов Р.Х.,

СурГПУ, г. Сургут
Сельская национальная школа

и перспективы ее развития
Сегодня актуализировались мировые тенденции интеграции и глобализации во многих сферах жизнедеятельности человека. Ощущается последствия мировой интеграции в политике и экономике. Практически любая развивающаяся страна чувствует свою причастность и зависимость от мировой экономики. Кризисы (финансовые, экономические и т.д.) приобрели континентальный, а то и мировой характер.

Еще не так уж далекие времена в сельской местности проживало 32% населения страны. Сегодня этот показатель составляет чуть более 20%. И эта тенденция имеет место быть. Например, в США в сельском хозяйстве трудится всего 4% населения и они кормят 300 млн. населения. У нас в РФ 20% жителей сельской местности производят только 1/3 часть необходимой сельскохозяйственной продукции на 143 млн. населения страны. 2/3 сельскохозяйственной продукции завозится из зарубежа.

Сельское хозяйство и его основа: деревня, село, аграрный поселок претерпели как демографические, так и социально-технологические изменения. В сельской местности наблюдается сильная урбанизация и большой отток молодежи. Технолого-техническая оснащенность сельского производства, повышение производительности труда высвободили ручной труд. Надо сказать, что процессы сельского производства механизированы, а то и автоматизированы. Конечно, при таких динамичных изменениях не может оставаться на месте и в стороне социальная структура села и сельская школа. Сельская школа она давно уже не та, которая была 20-30 лет назад. За последние десятилетия по разным политико-экономическим причинам (рыночная экономика, реформы, модернизация и т.д.) сельская школа претерпела потрясения. Она изменилась, как организационно, так и содержательно-технологически.

В связи с модернизацией системы образования РФ существенная часть сельских школ вынужденно свернула свою деятельность. Многие сельские малокомплектные школы закрылись. Детей начали возить в соседние сельские школы. Этим школам выделили автобусы для перевозки детей в школу. Как очаг сельской культуры, как основа сельской жизни школа уже перестала существовать. К этому привели новые подходы финансирования системы образования в рамках её модернизации. Это был серьезным толчком молодым семьям для переезда в более крупные населенные пункты, где есть дошкольные образовательные учреждения, средняя школа, а то и, заглядывая в будущее, выясняют, есть ли в этом городе колледжи и ВУЗы.

Из-за модернизации за последние пять лет пострадали начальные национальные сельские школы, малокомплектные базовые и малокомплектные средние школы. Они в своем большинстве были национальными. Как только начали закрывать эти школы, начали возить детей в соседнюю школу, там этих детей можно было обучать только на государственном русском языке. Такая непродуманная, недальновидная политика уже нанесла непоправимый урон в устоявшийся социальный климат деревни и школы. Вместо того, чтобы их поддержать, усилить материально-техническую базу этих школ, мы уничтожили их. Взяли и закрыли. Нанесли урон самой жизни деревни, в её будущее. Многие управленцы из системы образования, особенно усердно реализующие установки «Единой России» и члены партии власти – депутатский корпус, топором рубили те корни, которые питали жизнь деревни.

Федеральный закон №448303-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта, внесенного Правительством РФ предусматривает переход от трехкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта к однокомпонентной, отменяя фактически РНК и компонент образовательного учреждения.

Реализация предполагаемых законом преобразований понятия и структуры ФГОС привели к ограничению прав народов РФ на национально -культурное развитие, к отмене преподавания родного языка и литературы, изучения национальной культуры и истории своего народа в национальных школах.

Решение проблем национальной образовательной политики РФ тесным образом связано с анализом эффективности функционирования действующих национальных образовательных учреждений. Обобщение такого опыта необходимо для поиска оптимальных путей развития системы национального образования в поликультурном обществе.

Отсутствие единого общеметодологического подхода к анализу национального образования отражается на организационной стороне исследуемого вопроса. Достаточно сказать, что на сегодняшний день не только в законодательстве, но и в научной литературе отсутствуют методологические подходы к критериям, определяющим национальные образовательные учреждения.

Полагаем, что национальные образовательные учреждения имеют право на существование, они должны развиваться в дальнейшем и получить свой статус в законодательстве не только на региональном, но и на федеральном уровне. Необходимо уделить серьезное внимание на их материальную базу. Вероятно, с развитием электронно-вычислительной и коммуникационной техники удаленность и изолированность таких школ от цивилизации не будет иметь такого решающего значения.

Одним из величайших достижений гуманистической мысли человечества можно считать признание абсолютной ценностью родного языка и культуры народа. Перед мировым педагогическим сообществом стоит проблема – сохранить языковое и культурное многообразие народов мира.

Российская Федерация многонациональное государство. По переписи населения 1989 года в ней проживали 177 наций и народов. А перепись 2002 года показала, что их число составляет 160. По данным переписи 2010 года констатируем, что в РФ проживают 136 народов. За 21 год РФ потеряла 41 народ, то есть перестали жить носители этих языков или они растворились среди других, потеряв свой родной язык. Факт печальный, что в год примерно в РФ исчезает 2 языка, когда во всем земном шаре в год исчезает от 8 до 10 языков. Это тревожный симптом. Напрашивается вывод, что ведется не правильная государственная политика в области образования. Другие объективные причины найти трудно. Это объясняется только одной причиной: насколько правильная политика ведется в области образования государством. И как сложно и трудно стало претворять в жизнь равные возможности всем проживающим в ней народам. Становится непреодолимой проблемой учёт образовательных, культурных интересов всех наций и народов, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной национальной культуры и национального самосознания. Идут ускоренные интеграционные процессы во многих сферах жизнедеятельности народов, проживающих в РФ. Они связаны с вхождением, как в Европейскую систему, так и мировым системам. РФ ускоренными темпами теряет свое национальное лицо, в том числе и национальную систему образования, а тем самым свою уникальность и самобытность. Интеграция, глобализация, да и внутренняя национальная политика в области образования стали главными препятствиями в сохранении родных языков и национальных культур.

Проблема усугубляется из-за неправильной национальной политики государства и организации национальной системы образования. Перед содержанием образования ставится ряд специфических задач - от определения роли и места родного языка в обучении до отражения в учебных курсах различных традиций в представлениях о мире и системах нравственных ценностей.

Язык – мощный инструмент развития и сохранения нашего духовного и материального наследия. По оценкам ЮНЕСКО большая часть языков (из всех 6700 языков мира) в ближайшее время могут потерять своих последних носителей.

На 96% всех языков говорит всего лишь 4% населения земного шара, 80% африканских языков лишены письменности. Каждый год исчезает десяток языков, и эта тенденция только усиливается.

Для выживания языка нужно, чтобы на нем говорило хотя бы 100 000 человек. Во все времена языки проходили определенные этапы: они зарождались, развивались, существовали, затем исчезали, иногда даже не оставив после своего существования ни следа. Но никогда они не исчезали так стремительно быстро. Объединение «племен» в единое государство совершалось в ущерб языкам. Для единства страны нужно было заставить людей говорить на едином, то есть на одном языке.

Реформирование национальной школы осуществлялось по Закону РФ «Об образовании» (1992), в котором ставились задачи защиты и развития национальных культур и обеспечения единства федерального образовательного и культурного пространств. Впервые для отечественной школьной практики закон отразил равенство трёх самостоятельных субъектов, реализующих свои цели в образовании: индивида (семьи), народа и государства. В начале 90-х гг. предлагалось несколько концептуальных проектов школ для нерусских народов РФ. Трехкомпонентная организация содержания образования исходила из понимания известной автономности "национальной" составляющей по отношению к "государственной", как некоторого специального информационного блока, охватывающего помимо родного языка сумму этнографических и этнокультурных предметов. При этом особое внимание уделялось трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания. Другая - "органическая" - модель трактовала национальное образование как открытую педагогическую систему, выводящую носителя традиционной родной культуры к общероссийской и мировой. Первая ступень этой системы (дошкольный период и начальная школа) погружена в стихию родной культуры и языка, а средняя и старшая выводят содержание образования в российское и мировое культурное пространство. Во многих субъектах РФ расширена сфера функционирования родного языка в дошкольных учреждениях. В школьные программы введены предметы с национально-культурной ориентацией, в том числе интегрированные курсы по истории, географии, литературе и культуре и т. д. Русская культура объективно остаётся для национальных культур РФ единственным посредником с мировой культурой.

Поводом для беспокойства общественности и ряда государственных органов управления субъектов РФ послужила несбалансированная реализация основного принципа государственной политики в области образования, отраженного в (п. 2) статьи 2 ФЗ «Об образовании». Изменения, внесенные в ФЗ №309 от 01.12.2007 г., с одной стороны, призваны обеспечить «единство федерального культурного и образовательного пространства», с другой стороны, исключили механизм «защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства», не предлагая другого варианта решения проблемы, закрепленного в статьях ФЗ «Об образовании».

К сожалению, в настоящее время языки многих народов России не выполняют функции языка обучения в школе (это основное условие сохранения и развития литературного языка), их изучают только в качестве учебного предмета (такой подход не способствует развитию сбалансированного двуязычия у учащихся, сужает функции языка). Основной статьей, регулирующей вопросы языка в ФЗ «Об образовании», является статья 6 «Язык (языки) обучения». Это означает, что изменения в структуре ГОС не ущемляют этнокультурные права граждан в системе общего образования, они регулируются другой статьей ФЗ «Об образовании» и имеют дополнительную гарантию через ФЗ «О языках народов РФ».

Система образования призвана содействовать реализации международных обязательств РФ по сохранению и развитию языкового и культурного разнообразия и историко-культурного наследия народов, проживающих на её территории. Кроме того, в РФ согласно Постановлению Правительства от 24.03.2000 г. за № 255 официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 народов относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Языки коренных малочисленных народов занесены в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения.

Итак, национальная школа в РФ переживает не лучшие времена, свою агонию, процесс трансформации из унитарной по содержанию образования в русскоязычную и поликультурную, с малым удельным весом в учебном плане родного языка и национальной культуры, с ограниченными возможностями для формирования национального самосознания обучающихся.

Методология определения ГОС позволяет по-новому взглянуть не только на результаты образования, но и на функцию и место родного языка в обучении. Язык обучения как орган мышления, инструмент познания обучающихся должен стать основным средством развития универсальных учебных действий, ядром интеллектуального развития ребенка, источником познания. Умение пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях, правильная, выразительная речь являются гарантией успеха в обучении.

Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, её национального самосознания. Результаты исследований подтверждают важность обучения на родном языке как одно из средств повышения качества образования.

Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится и принадлежит. Повышение национального сознания является делом, которое самой своей сутью являет применение практики двойных стандартов. Поведение представителей малых народов, граничащее или даже являющее собой проявление шовинизма, всегда называется именно повышением национального самосознания. Большому же народу, который изначально обвиняется в великодержавном шовинизме, о национальном самосознании даже нельзя и помыслить. Более того, в последнее время в мире наличествуют тенденции, которые свидетельствуют о том, что национальное самосознание всех больших народов всячески нивелируется с целью избыть его вовсе (видимо, полагается, что малые народы исчезнут сами по себе). Это один из этапов глобализации – превращение разнообразных народов в общечеловеческих рабов, рабочий скот для обслуживания мировой олигархии. Именно поэтому в РФ с необычайной навязчивостью внедряют миф о возникновении новой нации россиян.

Сегодня родные языки народов РФ должны занять достойное место в едином образовательном и культурном пространстве. Миссия родного языка в развитии личности и национальной школы в формировании гражданина, миссия системы общего образования в сохранении и развитии родных языков народов РФ должны найти достойное отражение в основополагающих документах в области образования.

Литература:

Государственные и титульные языки России. Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Academia, 2002.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.12.20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПрограмма развития «Сельская школа социализации»
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Колшевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» «Сельская...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconКурсовая работа: Методика обучения иностранному языку Методические...
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование. Профиль «Образование в области иностранного языка» / Гос образоват...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПрограмма «теория языка»
Теория языка: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 45. 06. 01 Языкознание и литературоведение...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconМониторинг качества подготовки специалистов в условиях комплекса «сельская школа колледж село»
Охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconЧугайнова О. Г. Сургпу, г. Сургут Формирование исследовательских...
Осуществление исследовательской деятельности, решение комплекса исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПубличный доклад «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская...
«Перспективы развития образования в моу «Перфиловская средняя общеобразовательная школа» в ходе реализации национальной образовательной...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПрограмма кандидатского экзамена для аспирантов по французскому языку...
Иностранный язык (французский язык): Программа кандидатского экзамена для аспирантов / Сост. Н. В. Гераскевич. – Сургут: рио сургпу,...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПрограмма кандидатского экзамена для аспирантов по немецкому языку...
Иностранный язык (немецкий): Программа кандидатского экзамена для аспирантов: по всем направлениям подготовки / Сост. А. С. Салахова....
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconСургутский государственный университет хмао
Политические отношения и политический процесс в современной России: учебн метод пособие / сост. Д. В. Сердюков; Сургут гос ун-т....
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПрограмма утверждена на заседании кафедры «16» апреля 2014 г., протокол...
...
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconТ. Ю. Денисова Методы научных исследований
Денисова, Т. Ю. Методы научных исследований в связях с общественностью: учеб метод пособие / Т. Ю. Денисова; Сургут гос ун-т хмао-югры....
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определены ключевые направления развития общего образования
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПубличный отчет моу ацагатская средняя общеобразовательная школа...
В течение 38 лет школа предоставляет образовательные услуги, ориентированные на среднего ученика
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconФилософия брендинга потенциал, перспективы развития
Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconРеферат по теме «Перспективы развития методов получения нанодисперсных веществ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение Тарутинская средняя общеобразовательная школа
Шаймарданов Р. Х., Сургпу, г. Сургут Сельская национальная школа и перспективы ее развития iconПерспективы развития морского образования на дальнем востоке XXX научно-методическая конференция
Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор гос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск