Скачать 354.36 Kb.
|
На правах рукописиРЕПИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНАМОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСА «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – СЕЛО» 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук КАЗАНЬ - 2006Работа выполнена в лаборатории методологии и теории профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО Научный доктор экономических наук руководитель – Анисимов Петр Федорович Официальные доктор педагогических наук, профессор оппоненты: Габдулхаков Валерьян Фаритович; доктор психологических наук, профессор Аболин Лев МихайловичВедущая ГОУ ВПО «Башкирский государственный организация – педагогический университет» Защита состоится «_27_» __декабря__2006 г. в __15.30__часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, д. 2. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» Автореферат разослан «_25_»__ноября__ 2006 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Актуальность исследования. Новые приоритеты в сфере среднего профессионального образования, растущая вариативность форм его получения, диверсификация образовательных программ, методик и технологий непосредственно влияют на качество подготовки специалистов. Сохранению и повышению качества подготовки специалистов в средней профессиональной школе служит педагогически выверенная система его мониторинга. Мониторинг качества подготовки специалистов становится особенно актуальным в условиях формирования комплексов, объединяющих вокруг колледжа или его филиалов в небольших населенных пунктах, усилия общеобразовательной школы, средних специальных учебных заведений и их социальных партнеров по подготовке соответствующих рабочих и специалистов среднего звена для предприятий и учреждений местного рынка труда. Инновационный опыт учебных заведений системы среднего профессионального образования показывает, что филиалы техникума или колледжа на селе становятся образовательно-культурными центрами, позволяющими удовлетворять потребности обучающихся, родителей, местной власти и сельскохозяйственного производства. Формируются социально-образовательные комплексы типа «Сельская школа – колледж – село», позволяющие решать проблемы доступности профессионального образования, с одной стороны, и кадровые проблемы на селе, с другой. Вместе с тем удаленность филиалов в сочетании с кадровыми проблемами вызывает трудности в образовательном процессе, что зачастую ведет к снижению качества подготовки специалистов. Немаловажной причиной низкого качества выпускаемых филиалами колледжей специалистов для села является отсутствие системы мониторинга качества подготовки специалистов в комплексе «Сельская школа – колледж – село». Изучение теории вопроса показывает, что проблема мониторинга качества образования решалась, главным образом, для общеобразовательной школы и системы высшего образования. Так, исследованы концептуальные и методологические основы мониторинга качества образования в общеобразовательной школе (В.Ф.Габдулхаков, Р.Р.Замалетдинов, С.Е.Шишов, В.А.Кальней, В.П.Панасюк и др.), мониторинга системы высшей профессиональной школы (Н.А.Селезнева, А.С.Субетто, В.А.Федоров и др.), изучены вопросы о роли и месте стандартов в управлении качеством образования, проектирования и диагностики качества подготовки специалистов (В.М.Соколов, Л.Н.Захарова, В.В.Соколова, И.В.Гребнев и др.), разработаны вопросы содержания и преемственности требований к качеству подготовки специалистов в историческом аспекте (Д.М.Забродин, В.К.Гарев, Н.В.Полякова и др.), рассмотрены отдельные аспекты управления качеством профессионального образования в зарубежных странах (О.Н.Олейникова, Д.А.Торопов и др.). Зарубежными авторами исследованы вопросы построения системы качества и переноса идеологии всеобщего управления качеством (TQM) в сферу образования (К.Бемовски, Я.Коут, Дж.Менли, Д.Сеймур и др.). Различные аспекты проблемы качества подготовки специалистов среднего звена представлены в работах П.Ф.Анисимова, Г.В.Мухаметзяновой, Г.И.Ибрагимова, Е.А.Корчагина, И.А.Халиулина, Н.Г.Ярошенко, В.Е.Сосонко. В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, раскрывающих различные аспекты качества профессионального образования – вопросы комплексного контроля качества подготовки специалистов в колледже (Ф.М.Калимуллин), мониторинга качества педагогической деятельности преподавателя колледжа (И.П.Татари-нова и др.) и др. Однако исследования по проблеме мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в условиях комплекса «Сельская школа – колледж – село» до настоящего времени не проводились. В то же время создание и реализация такой системы мониторинга могло бы способствовать решению задачи оптимизации подготовки кадров рабочих и специалистов среднего звена для села. С другой стороны, это позволило бы оперативно вносить коррекцию в управление филиалами колледжа на селе, являющихся звеньями, интегрирующими систему среднего профессионального образования и производство на селе. Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью в систематическом и целенаправленном отслеживании качества подготовки специалистов среднего звена в рамках комплекса «Сельская школа – колледж – село», с одной стороны, и неразработанностью соответствующей системы мониторинга и организационно-педагогических условий ее реализации в данном комплексе – с другой. Проблема исследования – каковы организационно-педагогические условия реализации мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в комплексе «Сельская школа – колледж – село». Цель исследования – разработать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективного мониторинга качества подготовки специалистов в комплексе «Сельская школа – колледж – село». Объект исследования – процесс мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в условиях комплекса «Сельская школа – колледж – село». Предмет исследования – организационно-педагогические условия эффективного мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в условиях комплекса «Сельская школа – колледж – село». Гипотеза исследования – мониторинг качества подготовки специалистов среднего звена в комплексе «Сельская школа – колледж – село» будет эффективным, если будут учтены следующие организационно-педагогические условия: - в содержании мониторинга адекватно отражать обусловленные рыночной экономикой новые требования основных потребителей образовательных услуг; - модель мониторинга опирается на обоснованное научное представление о качестве среднего профессионального образования как педагогическом понятии и охватывает полный цикл подготовки специалиста, включающий этапы допрофессиональной подготовки (сельская школа), профессиональной подготовки (филиал колледжа) и первичного трудоустройства (сельское производство); - осуществляется комплексная реализация основных функций мониторинга качества: диагностической, мотивационной, компаративистской, прогностической. Задачи исследования: 1. На основе анализа существующих концепций и педагогической практики разработать теоретическое представление о качестве подготовки специалистов как педагогическом понятии. 2. Разработать структуру и содержание комплексной модели мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в условиях комплекса «сельская школа – колледж – село». 3. Выявить организационно-педагогические условия реализации модели мониторинга качества подготовки специалистов в комплексе «сельская школа – колледж – село». 4. Осуществить экспериментальную проверку комплексной модели мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в условиях инновационного комплекса «Сельская школа – колледж – село». Методологические основы исследования составляют основные положения системного (В.Г.Афанасьев, М.С.Коган Э.Г.Юдин, и др.), системно – функционального (В.М.Таланчук, РХ.Шакуров), многомерного (В.Л.Алтухов, М.А.Дрюк, Г.И.Ибрагимов и др.), компетентностного (В.И.Байденко, А.А.Вербицкий, Э.Ф.Зеер, А.М.Новиков, и др.) и квалитологического (А.И.Субетто и др.) подходов; работы по проблемам качества и мониторинга качества профессионального образования (В.И.Андреев, П.Ф.Анисимов, Г.И.Ибрагимов, В.А.Кальней, Е.А.Кор-чагин, А.Н.Майоров, Д.М.Матрос, Н.А.Селезнева, А.С.Субетто, П.Н.Чепелев, С.Е.Шишов и др.). Методы исследования: теоретические (идеализация, абстрагирование, конкретизация, обобщение, сравнение, систематизация, аналогия, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).; эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, экспертный опрос и др.), а также методы математической статистики. Этапы исследования: На первом этапе (2000-2001гг) определялись основные противоречия и проблема исследования, проектировалась логика исследования, разрабатывались гипотеза и задачи исследования. Изучались нормативные и специализированные информационные источники по исследуемой теме, выявлялось состояние проблемы в массовой и инновационной практике средней профессиональной школы. На втором этапе (2002-2003гг) проводилась работа по созданию и теоретическому обоснованию модели и технологии мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в комплексе «сельская школа – колледж – село», разрабатывалась методика опытно – экспериментальной проверки эффективности мониторинга, осуществлялись локальные эксперименты по проверке отдельных элементов мониторинга. На третьем этапе (2003–2006гг) проводилась опытно – экспериментальная работа по проверке разработанной модели мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена, осуществлялись анализ и интерпретация результатов исследования, окончательное оформление диссертации. Были разработаны рекомендации по использованию полученных результатов в практике средней профессиональной школы. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Раскрыто содержание понятия «качество подготовки специалистов». Выделены и систематизированы используемые в психолого-педагогической теории подходы к проблеме мониторинга качества подготовки специалистов. 2. Разработаны структура и содержание модели мониторинга качества подготовки специалистов в комплексе «сельская школа - колледж – село». Целостность модели проявляется в целенаправленном изучении качества общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся на всех этапах подготовки специалиста: абитуриент – студент – выпускник – молодой специалист. Она рассматривается как динамическая, взаимосвязанная совокупность различных видов, форм и средств мониторинга, ориентированная на выявление соответствия качества подготовки будущих специалистов требованиям государства, работодателей в лице руководителей предприятий и организаций на селе, родителей и самих обучающихся. 3. Определены и систематизированы критерии и показатели эффективности системы мониторинга качества подготовки специалистов в комплексе «сельская школа – колледж – село», отражающие требования основных социальных партнеров колледжа (уровень сформированности ключевых компетенций, степень удовлетворенности качеством образования студентов, выпускников; удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников; качество трудоустройства и адаптации выпускников на рабочем месте и др.). 4. Выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия эффективной реализации системы мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в комплексе «сельская школа – колледж – село»: создание центра мониторинга качества, являющегося информационно-методическим звеном, организующим и объединяющим интересы с требованиями школ, филиалов колледжа, внешних и внутренних социальных партнеров; создание экспертного совета как органа экспертизы индивидуальных образовательных программ филиалов; создание совета руководителей филиалов для отслеживания качества условий образования и целенаправленной ориентации филиалов на спрос, потребности и интересы населения; целенаправленная подготовка руководителей и преподавателей к осуществлению мониторинговой деятельности; систематическое отражение результатов мониторинга в местных, региональных и федеральных средствах массовой информации; включение работодателей и других социальных партнеров в процесс оценки качества подготовки студентов и выпускников. Теоретическая значимость исследования в том, что оно углубляет, конкретизирует и расширяет научные представления о сущности мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена, его значении для повышения конкурентоспособности выпускников филиалов колледжа и самих филиалов. Осуществлены анализ и систематизация исследовательских подходов к мониторингу и оценке качества подготовки специалистов. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель мониторинга качества подготовки специалистов и методические рекомендации, связанные с организацией проведения мониторинга позволяет обеспечить: формирование модели эффективной профориентации учащихся общеобразовательных школ на селе; улучшение демографической ситуации (социально-политическое значение) – молодежь, получая образование на селе в филиалах колледжа, остается на селе; решение миграционных задач – сокращается отток молодежи из села; осуществление задачи доступности и непрерывности образования на селе. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены адекватностью исследовательских процедур и методов целям и задачам исследования, рациональным сочетанием теоретической и опытно-экспериментальной деятельности, непротиворечивостью эмпирических данных исходным теоретическим положениям, лонгитюдным характером опытно-экспериментальной работы и сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования. На защиту выносятся: 1. Структура и содержание системы мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в условиях социально-образовательного комплекса «Сельская школа – колледж – село», ориентированной на определение степени соответствия подготовки специалистов (ее содержания, организации и результатов) социально – ценностным ожиданиям (потребностям и интересам) основных субъектов образовательного процесса – студентов и включающая: целеполагание; объект оценки (содержание в виде совокупности внешних и внутренних требований к подготовке студентов); субъекты мониторинга; принципы мониторинга (системности, объективности, многокритериальности, диагностичности и др.); функции (информационная, мотивационная, прогностическая, развивающая и др.); этапы (организационный, накопление информации, обработки и анализа информации, коррекции). 2. Совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективной реализации системы мониторинга качества подготовки специалистов в комплексе «Сельская школа – колледж – село». 3. Положение о том, что при реализации системы мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена в комплексе «сельская школа – колледж – село» и своевременном принятии коррекционных и мотивационных мер наблюдается рост качества подготовки и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Октябрьского филиала Чайковского промышленно-гуманитарного колледжа, а также в ходе выступлений автора на научно-практических конференциях и семинарах. Материалы исследования сообщались автором и получили положительную оценку на Всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: «Развитие инновационной деятельности республики Башкортостан» (Уфа, 2002г.), «Профессиональное образование и рынок труда: опыт, проблемы и перспективы развития» (Казань, 2003.г.), «Социальное партнерство как условие управления качеством подготовки специалистов в образовательном комплексе «Сельская школа – колледж – село» (Чайковский, 2004); «Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов среднего звена» (Чайковский, 2005г), «Качество СПО как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации Российского образования» (Санкт-Петербург, 2004г.), «Профессиональная школа в период модернизации образования» (Набережные Челны, 2004г.). Результаты исследования докладывались автором на заседаниях лаборатории методологии и теории среднего профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования (2004-2006 гг.) Базой исследования являлись семь филиалов Чайковского промышленно-гуманитарного колледжа (Пермский край). Выборку составляли студенты, преподаватели, заведующие филиалами, заведующие учебной частью филиалов, работодатели, родители и др. Исследование выполнялось в рамках научно-исследовательской проблемы лаборатории методологии и теории профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (2000-2006 гг.). Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены корректным выбором методологических и теоретических основ, методов исследования, адекватных его цели и задачам, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, лонгитюдным характером опытно-экспериментальной работы. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Иллюстрирована рисунками, таблицами, графиками, диаграммами. Список использованной литературы включает 154 наименования, в том числе 3 источника на иностранных языках. |
Мониторинг качества подготовки специалистов В рамках данной концепции главным свойством специалистов, участвующих в этом процессе, является их креативность, т е творческая способность... | Среднего профессионального образования «орловский базовый медицинский... Повышение качества подготовки специалистов, заложенного в требования нового образовательного стандарта | ||
Программа развития «Сельская школа социализации» Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Колшевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» «Сельская... | Образовательное учреждение республики башкортостан «уфимский м едицинский... Программа подготовки специалистов среднего звена (далее ппссз) по специальности 34. 02. 01 Сестринское дело (базовой подготовки) | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов... Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра... | ||
Гоу спо «Ставропольский государственный политехнический колледж» анализ деятельности В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив колледжа продолжил работу экспериментальной площадки по теме «Ресурсный центр как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общей задачей коллектива является повышение качества подготовки специалистов в условиях благоприятной образовательной среды, способствующей... | ||
Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Реферат Введение: в стране повышаются требования к компетентности... Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения | ||
Среднего профессионального образования московской области «московский... Московской области «Московский областной колледж искусств» (далее – Колледж) с целью анализа качества подготовки студентов и выпускников... | Современные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества» | ||
Доклад заместителя Министра транспорта С. А. Аристова на заседании... «О комплексе мер по совершенствованию подготовки специалистов для транспортного комплекса в условиях реформирования экономики Российской... | Ежедневный медиа-мониторинг «Сколково» 07. 11. 2011 года Целью тестирования является поиск нарушений требований качества, сформулированных в спецификации качества пс | ||
Анализ портфолио Мониторинг участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах;... Справка по итогам проведения персонального контроля за работой учителей-предметников, выходящих на аттестацию | Краткая информация об ижгту Совершенствование внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов 232 |