Скачать 270.02 Kb.
|
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ О.Г. Хурцилава, А.В. Мельцер, Е.С. Трегубова, Н.В. Ерастова, Т.В. Крюкова Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия Реферат Введение: в стране повышаются требования к компетентности специалистов, к критериям качества высшего образования. Успешное решение задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возможно при условии подготовки компетентного врача профилактической медицины. Это приводит к необходимости изменения требований, предъявляемых к выпускникам медико-профилактических факультетов, создания сферы образовательных услуг, адекватной потребностям рынка труда, гармонизации всей системы образования. Цель: определение приоритетных задач оптимизации подготовки врачей медико-профилактического профиля. Материалы и методы: проведен анализ основных проблем подготовки специалистов медико- профилактического профиля в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова и ряде других медицинских вузов России. Результаты: основными проблемными сторонами подготовки врача медико-профилактического профиля, отвечающего требованиям современного работодателя, являются внедрение в систему подготовки компетентностного подхода, обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений; преодоление противоречий федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных компетенций; формирование системы внешней независимой сертификации профессиональных компетенций, аккредитации выпускников и специалистов; внедрение системы контрактной целевой подготовки, качественной практической подготовки и переподготовки специалистов на базе учебно-научно-производственных объединений; создание системы непрерывного профессионального развития. Важнейшее значение при моделировании процесса обучения имеет ориентация на требования потребителей – потенциальных работодателей, совместной работы с работодателем. Выводы: необходимо внедрение единых методологических подходов к формированию и оцениванию компетенций специалистов медико-профилактического профиля под эгидой УМС, постоянное взаимодействие с Роспотребнадзором по вопросам подготовки кадров, организация эффективной профориентационной работы и целевого набора на региональном уровне. Ключевые слова: медико-профилактический факультет, кадры медико-профилактического профиля, подготовка специалистов, санитарные врачи, Роспотребнадзор. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ГИГИЕНЕ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» Г.Г. Онищенко, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, А.А. Королев, Е.И. Никитенко Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия Резюме В статье обсуждены методические приемы организации и контроля научно-исследовательской работы студентов по гигиене в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности «Медико-профилактическое дело». Ключевые слова: высшее образование, научно-исследовательская работа студентов медицинского вуза, медико-профилактическое дело, гигиена, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ В.Я. Гельман, Д.Ю. Белов, С.В. Ланько, Ю.П. Сердюков, А.А. Тихомирова Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия Резюме Статья посвящена трудностям, возникающим при обучении информационным технологиям в системе последипломного медицинского образования. На основании анализа коллективного опыта преподавания более чем пяти тысячам медицинских работников выявлены проблемы, возникающие в процессе обучения, и предложены пути их решения. Реализация компетентностного подхода потребовала адаптации содержательного и корректировки методического уровня преподавания с существенным повышением роли практических занятий. Особенно важным представляется повышение степени индивидуализации и учета психофизиологических особенностей медицинских работников в процессе обучения информационно-коммуникационным технологиям. Ключевые слова: медицинское последипломное образование, информационно-коммуникационные технологии, преподавание. ГИГИЕНА ТРУДА ВРАЧЕЙ - ХИРУРГОВ . СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (НАУЧНЫЙ ОБЗОР) В.Н. Дейнего 1, В.А. Капцов 2 1 ООО «Новые энергетические технологии», Москва, Россия 2 Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва, Россия Резюме Насыщение операционных блоков высокотехнологичной аппаратурой вновь определяет гигиену труда врачей хирургов и среднего медицинского персонала как актуальную гигиеническую проблему. Важной её частью стала проблема влияния новых светодиодных светильников в операционных блоках, характеризующихся специфическим спектром, содержащим большую дозу синего света. Сегодня доказано, что синий свет в значительной степени влияет не только на работу клеток органа зрения, но и на гормональную систему человека. Сформулированы требования к хирургическим световым приборам и рекомендации по гигиене труда врачей-хирургов, которые могут быть распространены и на других медицинских специалистов. Ключевые слова: гигиена труда, светодиоды, светильники для операционных, меланопсин. ТРИГГЕРНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ АУТОИММУННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Б.Г. Андрюков, Л.В. Веремчук Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания – Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, Владивосток, Россия Реферат Введение: аутоиммунные тиреопатии являются многофакторными заболеваниями и результатом сложных взаимодействий генетических и экологических факторов. В настоящее время является общепризнанным фактом значение таких экологических факторов в возникновении этих заболеваний, как избыток йода, курение, инфекции, химические поллютанты и радиация. Климатические факторы Приморского края Российской Федерации оказывают раздражающее действие на иммунную систему населения региона, которая характеризуется сезонными модуляциями (реактивациями и угнетением) клеточного и гуморального иммунитета. Известно, что избыточная реактивация иммунной системы относится к основным механизмам иммунопатогенеза аутоиммунных тиреопатий. Цель: на примере жителей Владивостока выявить возможные степень и механизмы триггерного влияния климатических параметров окружающей среды Приморского края на риск формирования аутоиммунных заболеваний щитовидной железы и выделение индикаторных климатических факторов воздействия. Материалы и методы: в течение 5 лет проводилось исследование тиреоидного статуса 7163 жителей Владивостока и медико-экологическая оценка 17 климатических параметров окружающей среды. Климатические факторы оценивались по 17 показателям, включающие месячные и сезонные данные по температуре воздуха, скорости и направлению ветра, атмосферному давлению с учетом фактических и предшествующих метеоданных. Учитывались фактические и предыдущие атмосферные явления. Выводы: была выявлена корреляционная связь между значениями тиреоидного статуса жителей Владивостока и климатическими параметрами окружающей среды (r = 0,29; p<0,01; χ² Pearson = 196,66, n = 7162). Изучение механизма триггерного влияния климатических параметров окружающей среды на риск возникновения аутоиммунных тиреопатий у населения Владивостока выявило корреляционную связь между сезонными климатическими предикторами и сывороточными уровнями специфических антитиреоидных антител к тиреоглобулину и тиреоидной пероксидазе, ассоциированными с активацией гуморального иммунитета (коэффициенты детерминации, равны 0,060 и 0,065 соответственно). Индикаторными факторами воздействия на появление антител к тиреоидной пероксидазе являются сезонные изменения погодных условий и атмосферные явления (дождь, снег, грозы). На уровень антител к тиреоглобулину наибольший вклад оказывают предшествующая скорость ветра, перепад температур и месячные изменения погодных условий (p<0,05). Ключевые слова: аутоиммунные тиреопатии, Приморский край, климатические факторы, тиреоидный статус, антитела к тиреоглобулину, антитела к тиреопероксидазе. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) Н.И. Латышевская 1, Н.В. Крылова 2, Л.А. Давыденко 1, Л.П. Сливина 2 1 Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия 2 Волгоградский научно-исследовательский институт гигиены, токсикологии и профпатологии, Волгоград, Россия 3 Волгоградский научный медицинский центр, Волгоград, Россия Реферат Введение: выполнено эколого-гигиеническое исследование школьной мебели с целью оценки состояния воздушной среды учебных помещений на содержание химических веществ, мигрирующих из мебели, изготовленной из полимерных материалов, и возможности улучшения ее качества. Материалы и методы: определялась динамика выделения химических соединений в процессе эксплуатации школьной мебели и в лабораторных условиях (ГОСТ 30255-95). Результаты: исследование показало, что в воздухе классных помещений содержание формальдегида, аммиака и фенола превышало допустимые концентрации и зависело от «насыщенности» помещения полимерными производными древесины. В лабораторных условиях установлена миграция формальдегида в высоких концентрациях и значительное ее снижение при нанесении дополнительных защитно-декоративных покрытий на образцы мебели. Выводы: учебная мебель из полимерных материалов является источником загрязнения воздуха, нанесение защитных покрытий на школьную мебель улучшает его качество. Ключевые слова: школьная мебель, полимерные материалы, формальдегид, защитные покрытия. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА А.В. Суворова Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия Реферат Цель: провести сравнительный анализ внешкольного бюджета времени школьников, обучающихся по блочно-модульной и традиционной форме организации учебного процесса. Материалы и методы: анкетным методом изучен внешкольный бюджет времени 320 учащихся 2–11 классов блочно-модульной формы обучения и 380 сверстников традиционной формы. Результаты: режим дня у большинства школьников блочно-модульной и традиционной формы обучения не соответствовал гигиеническим рекомендациям: выявлена недостаточная продолжительность ночного сна, прогулок на открытом воздухе, преобладание пассивных видов отдыха. Пассивный отдых у телевизора и компьютера снижал суточную двигательную активность большинства школьников и способствовал накоплению утомления учащихся. Старшеклассники модульной формы обучения уделяли значимо меньше времени подготовке домашних заданий, чем их сверстники традиционной формы. Это создавало возможность для более длительного и разнообразного отдыха, способствующего снятию утомления после учебного дня. Заключение: полученные данные свидетельствуют, что учащиеся блочно-модульной формы обучения более рационально использовали внешкольный бюджет времени, чем сверстники традиционной формы. Ключевые слова: школьники, внешкольный бюджет времени, блочно-модульная форма обучения. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ И ДИЕТОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВЫХ ВИДОВ ХЛЕБЦЕВ ДЛЯ ПРО ФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ АЛИМЕНТАРНО -ЗАВИСИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В.А. Доценко, И.А. Кононенко, Е.С. Швайченко Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия Реферат Цель: определить гликемический индекс нового вида ржаных хрустящих хлебцев. Методология, описанная организацией ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства «Углеводы в питании человека». Результаты: установлено, что при потреблении хлебцев ржаных наблюдается менее выраженная постпрандиальная гликемическая реакция, чем в случае потребления сахара, создающего стандартную углеводную нагрузку. Гликемический индекс хлебцев по классификации ВОЗ является низким и равен 47,0±0,9. Заключение: ржаные хлебцы рекомендуется использовать в рационе питания населения с факторами риска нарушения метаболических процессов, и особенно целесообразно использовать их в диетотерапии лиц с избыточной массой тела и ожирением с начальными стадиями сахарного диабета 2 типа, с синдромом нарушения моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Ключевые слова: хлебцы хрустящие ржаные, гликемический индекс, постпрандиальный уровень глюкозы, избыточная масса тела, ожирение. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ 15–17 ЛЕТ Р.Я. Нагаев, С.Г. Ахмерова, А.Г. Муталов Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия Реферат Цель: определение путей повышения физкультурно-спортивной активности подростков на основе анализа их физической подготовленности и образа жизни. Материалы и методы: проведен анализ образа жизни, организации досуга и физической подготовленности подростков. В исследовании приняли участие 467 десятиклассников в возрасте 15–17 лет, проживающих в г. Сибай. Результаты: выявлено преобладание пассивно-развлекательных видов досуга, недостаточная частота и регулярность занятий физкультурой и спортом, низкий уровень закаливания, недостаточное владение навыками самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом, низкая медицинская активность. Дисгармоничное физическое развитие отмечено более чем у трети подростков. Практически здоровыми может считаться только десятая часть подростков. Заключение: в дополнение к организации различных видов физического воспитания в школах необходимо ввести систему контроля за физкультурно-спортивной активностью подростков, например, в виде дневников здоровья. Ключевые слова: подростки, состояние здоровья, физическая подготовка, образ жизни. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ ЗА 2003–2013 ГГ. Н.Б. Панкова 1, 2, М.А. Лебедева 2, Е.В. Богданова 2, О.И. Ковалёва 1, 2, М.Ю. Карганов 2 1Московский институт открытого образования, Москва, Россия 2 Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии РАМН, Москва, Россия Реферат Введение: мониторинг общих закономерностей и механизмов влияния факторов образовательной среды на здоровье школьников является одной из задач гигиены детей и подростков. Цель исследования: сравнительное исследование показателей психомоторной координации у учащихся 1-х и 5-х классов в 2003–2004 гг. и 2013 г. Методы: показатели психомоторной сферы оценивали по результатам выполнения простых двигательных задач на приборе УПМД-1 в начале учебного года (конец сентября – начало октября). Результаты: показано, что для сегодняшних школьников характерно возрастание скоростных показателей движений при снижении их точности и плавности. У пятиклассников отмечено отсутствие усиления «праворукости» за время обучения в школе, по сравнению с их сверстниками 10 лет назад. Заключение: общими тенденциями для учащихся 1-х и 5-х классов за последние 10 лет являются: возрастание скорости движений при потере их точности и плавности и изменения в проявлениях функциональной асимметрии. |
О русском языке Языкознание в настоящее время обеспечивает успешное решение насущных задач и в известной мере прогресс, например, в областях, связанных... | Система гарантии качества образовательных ресурсов и работы со студентами Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 гг предусматривают решение стратегической задачи... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим... | «Создание условий для обеспечения современного качества образования,... В 2012 – 2013 уч г педагогический коллектив школы работал над проблемой «Создание условий для обеспечения современного качества образования,... | ||
Решение задач Гоу дополнительного и профессионального образования (повышения квалификации) специалистов | Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов... Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра... | ||
Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | Краткая информация об ижгту Совершенствование внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов 232 | ||
Среднего профессионального образования «орловский базовый медицинский... Повышение качества подготовки специалистов, заложенного в требования нового образовательного стандарта | Программа семинара «Инновационная деятельность педагога как условие... Целью программы является повышение профессиональной компетентности педагогов в области инновационной деятельности | ||
Решение проблем, актуальных для школьника. Сам термин «ключевые компетентности» Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями... | Урок № Тема: Введение в комбинаторику. Танграм. Методы решения комбинаторных задач Цель занятия: Познакомить учащихся со структурой курса. Требования к учащимся. Дать понятие комбинаторных задач. Научить строить... | ||
Характеристика современного урок А решение ряда задач, среди которых следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не... | Концепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные... Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации... | ||
Информационно-методический бюллетень «Лидер в образовании» чикина наталья ивановна «Образование» создают новые возможности для обеспечения доступности и качества образования, повышения уровня подготовки специалистов.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Образование» создают новые возможности для обеспечения доступности и качества образования, повышения уровня подготовки специалистов.... |