Скачать 85.3 Kb.
|
Реализация компетентносного подхода в обучении математике в старших классах Пырьева Вера Владимировна, учитель математики и информатики и ИКТ МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Катайска Курганской области Обучение – ремесло, использующее бесчисленное множество маленьких трюков. Дьёрдь Пойа Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Компетентностный подход позволяет:
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении проблемы. Несколько особенностей ключевых компетентностей, формируемых школой.
Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В практике своей работы для формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках математики я использую учебные математические задачи, средства ИКТ, метод учебных проектов. Формирование ключевых компетенций через учебные математические задачи Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др. Например, перед изучением темы «Числовые последовательности» в 10 классе ученикам предлагается такое задание: «Учащиеся решали задание, в котором требуется найти пропущенные числа. У них получились разные ответы. Найдите правила, по которым ребята заполнили клетки».
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащимся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам. Например, на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник АВС. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины a и b. Решить задачу возможно несколькими способами: используя теорему синусов, используя теорему косинусов, при помощи метода площадей, при помощи метода координат. Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод. Например, определите неверное неравенство: А) , Б) , В) Г) Д) Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, написать реферат, составить задачу и т.д. Формирование ключевых компетентностей посредством задач позволяет реализовать компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся. Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетентностей. Формирование ключевых компетенций через применение средств ИКТ Использование на уроках мультимедиа реализует следующие принципы: Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Принцип природосообразности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности, задания ГИА и ЕГЭ. Принцип системности. Использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое. Принцип последовательности. Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного. Создан банк как собственно разработанных уроков-презентаций, так и заимствованных у коллег, которые размещены на персональном сайте http://www.proshkolu.ru/user/VeraPyryeva/ Проведение уроков-презентаций позволяет педагогу учитывать и индивидуальные особенности класса, и свои индивидуальные особенности. Если в среднем звене учащиеся являются только наблюдателями и поглощателями уже готовых презентаций, то ученики 10-11 классов принимают самое активное участие в создании уроков-презентаций по темам «Задачи, приводящие к понятию производной», «Многогранники», «Симметрия в пространстве» и «Тела вращения». Это дает возможность ребятам показать свои творческие способности и увидеть наглядно результат своей деятельности. В старших классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет-ресурсами. Это, прежде всего, web-сайты для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие. На сайте ЦДО «Дистантное Обучение» http://karusel.desc.ru ученики принимают участие в Интернет-каруселях по математике и информатике – командных соревнованиях в режиме on-line. Очень помогает в подготовке к урокам, в проведении компьютерного тестирования электронный журнал «Компьютер школьного учителя математики» http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=1. Формирование ключевых компетенций через метод учебных проектов Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики:
Примеры проектов учащихся 10 класса: «Применение тригонометрии в физике, искусстве, архитектуре», «Вклад ученых-философов в историю развития многогранников», «Многогранники вокруг нас», «Симметрия с точки зрения математика, географа, биолога, архитектора», «Симметрия в орнаментах решеток, фасадов зданий города Катайска», «Симметрия в танце», «Симметрия в прическах», «Симметрия в музыке» и др.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение данных методик на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике. Список литературы и использованных ресурсов:
|
• Решение проблем, актуальных для школьника Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями... | Исследовательская работа по физике «Экономия электроэнергии» Проблема энергосбережения стала на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем во всем мире. Многие государства начали проводить... | ||
Реферат Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории... Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории литературы в контексте современного гуманитарного знания», руководитель... | Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | ||
Предмет и задачи психологии Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа» | Транзиткнига Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов) | ||
Анализ рынка недвижимости г Ярославля С этих позиций изучение рынка недвижимости как объекта управления, исследование финансово-экономических и организационных проблем... | В условиях моу Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов) | ||
Guide to Increasing Your Creative Powers Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов) | Программа по возрастной психологии построена с учетом новейших достижений... Программа предназначена для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов. Максимальное внимание уделяется... | ||
Компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий,... Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, компетентность, компетенция, профессиограмма | Джек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов) | ||
Рабочая учебная программа по физике для 7 класса 2014-2015 учебный... Ни учебник, ни учитель недостаточны, чтобы научить физике. Учащийся хоть немного должен работать сам. Он должен хоть поверхностно,... | Анализ работы мо начальных классов за 2012-2013 учебный год ... | ||
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Английский язык и основы страноведения» Поэтому одной из наиболее актуальных и одновременно сложных проблем современной методики является развитие иноязычной коммуникативной... | Viii система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов) |