Примерная программа дисциплины «Менеджмент»





Скачать 301.17 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Менеджмент»
страница1/3
Дата публикации01.11.2014
Размер301.17 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Экономика > Примерная программа
  1   2   3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,

УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ



Зам. Председателя Совета УМО

_____________Л.И. Гончаренко

«____»_______________2013 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Менеджмент»
Рекомендуется для направления 080100 «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Москва 2013



  1. Цель и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины «Менеджмент» — формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.

Задачи дисциплины:

изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;

формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;

изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента;

анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;

анализ передовой практики менеджмента;

изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;

развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина “Менеджмент” входит в базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация - бакалавр) и обеспечивает знания для профессиональной деятельности в качестве менеджера. Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология, психология, логика, культура речи и деловое общение, макро- и микроэкономика, статистика, история экономических учений.

Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций в таких учебных дисциплинах, как: экономика труда, экономика общественного сектора, планирование, экономический анализ, маркетинг, управление организацией, управление человеческими ресурсами, корпоративное управление.

3.Требования к результатам освоения дисциплины.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Менеджмент» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

владеет культурой мышления, навыками анализа, обобщения, восприятия информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, уметь прогнозировать их развитие в будущем (ОК-4);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно – управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально – экономических последствий (ПК-13);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

закономерности функционирования современной экономики на макроуровне и микроуровне;

основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин: современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента в целом, так и его отдельных аспектов, основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений;

основные особенности ведущих школ и направлений управленческих наук;

основные особенности российского менеджмента, его институциональную структуру;

Уметь:

выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;

рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально- экономические показатели;

использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономические показателей;

прогнозировать на основе стандартных теоретических и управленческих моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;

представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

Владеть:

методологией экономического исследования;

современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

современной методикой построения эконометрических моделей;

методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента;

современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих процессы и явления управления на макро-, мезо- и микроуровне;

навыками самостоятельной работы, самоменеджмента; самоорганизации и организации выполнения поручений;

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

кредитов

Семестры










4

Аудиторные занятия (всего)

54/1,5










54/1,5

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17










17

Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

37










37

Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

54/1,5










54/1,5

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36/1

экзамен










36/1

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144










144

4










4


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Теоретические основы управления

Понятие и необходимость управления. Разделение управления труда. Виды управления: политическое, государственное, экономическое, социальное, менеджмент. Особенности управления социально-экономическими системами. Возрастание роли управления. Ключевые понятия и основные категории управления: субъект, объект, система управления, законы, принципы, формы, методы, процесс и функции управления.

Тема 2. Концепции менеджмента

Понятие, необходимость и значение менеджмента. Менеджмент как наука. Менеджмент как практика. Менеджмент как искусство. Менеджмент как процесс. Менеджмент как аппарат управления. Смена парадигмы управления в России. Отличия рыночного управления от административно-командного управления.

Менеджер как профессиональный управляющий. Роли менеджера в организации. Характер труда и профессиональные компетенции менеджера. Модель менеджера. Предприниматель и менеджер.

Тема 3. Принципы менеджмента

Понятие и значение принципов менеджмента. Классификация принципов. Принципы управления Т. Эмерсона, Ф. Тейлора, А. Файоля и др. Общие и частные принципы менеджмента в условиях рыночной экономики. Принципы менеджмента отдельных фирм. Развитие принципов менеджмента. Наука управления и непредсказуемость и сложность окружающего мира.

Тема 4. Социальная ответственность и этика менеджмента

Понятие социальной ответственности. Концепции социальной ответственности. Виды и направления социальной ответственности: ответственность перед потребителем; ответственность перед персоналом, ответственность перед обществом, ответственность перед собственниками.

Аргументы в поддержку и против социальной ответственности. Нормы и стандарты в области социальной ответственности, принятые в международной практике. Понимание принципов корпоративной социальной ответственности в России. Этика управления. Нравственные принципы, ценности.

Тема 5. Научные школы менеджмента

Предпосылки формирования научного менеджмента. Управленческие революции. Происхождение и развитие профессионального менеджмента. Понятие научной школы менеджмента. Школа научного управления и основные характеристики взглядов ее основоположников. Школа административного управления. Школа человеческих отношений. Количественная школа. Современные школы управления. Вклад российских ученых в формирование научных школ менеджмента.

Тема 6. Организация как объект современного менеджмента

Понятие и сущность организации. Законы развития организации и ее жизненный цикл. Классификация организаций. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Внешняя среда и ее характеристики. Организационно-правовые формы управления организациями. Современные тенденции в развитии организаций. Организация как процесс установления структуры ролей и формальных взаимоотношений людей.

Тема 7. Структуры и схемы организаций.

Основные подразделения организации и их функции. Специализация рабочих заданий. Нормы управляемости. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи структуры управления. Принципы построения структуры управления организацией. Департаментализация. Централизация и децентрализация. Механистическая и органическая организация. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура. Линейно-штабная структура, дивизионная, проектная и матричная структура управления. Проектная структура управления. Адаптивные структуры. Современные тенденции в развитии организационных структур управления.

Тема 8. Связующие процессы. Коммуникации в менеджменте

Понятие коммуникаций и их значение и функции в управлении. Виды коммуникаций. Процесс коммуникации и его основные элементы. Формальные и неформальные коммуникации. Организационные коммуникации. Коммуникационные барьеры в организации. Методы улучшения организационных коммуникаций. Коммуникационные сети.

Процесс принятия решений. Виды решений. Рациональность, ограниченная рациональность и интуиция в принятии решений. Модели и методы принятия решений. Простые методы принятия решений: диаграмма Исикавы, причинно – следственные схемы, дерево принятия решений, запрограммированные решения, двумерный список Сарджента. Модели принятия решений: классическая, административная, политическая, модель Врума – Джаго. Организация выполнения решения. Стили принятия решений. Необходимость принятия решения и ошибки.
Тема 9. Функции руководства.

Классификация функций управления. Состав и содержание основных функций управления. Основы стратегического менеджмента. Миссия и видение организации. Анализ внешней и внутренней среды организации. Модель пяти сил М. Портера. Механизмы выбора стратегии: простые методы, типовые стратегии М. Портера, матрица И. Ансоффа. Планирование реализации стратегии.

Контроль и координация в менеджменте. Понятие и необходимость контроля. Объекты контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Барьеры и сопротивление контролю. Характеристики эффективного контроля. Понятие, задачи и содержание координации управления.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа наименование дисциплины Сельскохозяйственные...
В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить студентов вопросам теоретической и практической специфики развития и функционирования...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Введение в производственный менеджмент»
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов первого курса с избранным направлением подготовки «Менеджмент», профилем...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность»
Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины менеджмент спортивных...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПрограмма шифр Наименование дисциплины в. Дв. 1 Тайм-менеджмент
Перечень индикаторов компетенций, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины в. Дв 2 Тайм-менеджмент
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент»
Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины основы терапии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины информатика 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Менеджмент» iconПримерная программа учебной дисциплины основы фармакологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск