Скачать 301.17 Kb.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УТВЕРЖДАЮ Зам. Председателя Совета УМО _____________Л.И. Гончаренко «____»_______________2013 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Менеджмент» Рекомендуется для направления 080100 «Экономика» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Москва 2013
Цель изучения дисциплины «Менеджмент» — формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций. Задачи дисциплины: изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении; формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления; изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента; анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента; анализ передовой практики менеджмента; изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения; развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина “Менеджмент” входит в базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация - бакалавр) и обеспечивает знания для профессиональной деятельности в качестве менеджера. Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология, психология, логика, культура речи и деловое общение, макро- и микроэкономика, статистика, история экономических учений. Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций в таких учебных дисциплинах, как: экономика труда, экономика общественного сектора, планирование, экономический анализ, маркетинг, управление организацией, управление человеческими ресурсами, корпоративное управление. 3.Требования к результатам освоения дисциплины. В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Менеджмент» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики: владеет культурой мышления, навыками анализа, обобщения, восприятия информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, уметь прогнозировать их развитие в будущем (ОК-4); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способен находить организационно – управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально – экономических последствий (ПК-13); В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне и микроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин: современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента в целом, так и его отдельных аспектов, основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений; основные особенности ведущих школ и направлений управленческих наук; основные особенности российского менеджмента, его институциональную структуру; Уметь: выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы социально- экономические показатели; использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономические показателей; прогнозировать на основе стандартных теоретических и управленческих моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; Владеть: методологией экономического исследования; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современной методикой построения эконометрических моделей; методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих процессы и явления управления на макро-, мезо- и микроуровне; навыками самостоятельной работы, самоменеджмента; самоорганизации и организации выполнения поручений; 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Теоретические основы управления Понятие и необходимость управления. Разделение управления труда. Виды управления: политическое, государственное, экономическое, социальное, менеджмент. Особенности управления социально-экономическими системами. Возрастание роли управления. Ключевые понятия и основные категории управления: субъект, объект, система управления, законы, принципы, формы, методы, процесс и функции управления. Тема 2. Концепции менеджмента Понятие, необходимость и значение менеджмента. Менеджмент как наука. Менеджмент как практика. Менеджмент как искусство. Менеджмент как процесс. Менеджмент как аппарат управления. Смена парадигмы управления в России. Отличия рыночного управления от административно-командного управления. Менеджер как профессиональный управляющий. Роли менеджера в организации. Характер труда и профессиональные компетенции менеджера. Модель менеджера. Предприниматель и менеджер. Тема 3. Принципы менеджмента Понятие и значение принципов менеджмента. Классификация принципов. Принципы управления Т. Эмерсона, Ф. Тейлора, А. Файоля и др. Общие и частные принципы менеджмента в условиях рыночной экономики. Принципы менеджмента отдельных фирм. Развитие принципов менеджмента. Наука управления и непредсказуемость и сложность окружающего мира. Тема 4. Социальная ответственность и этика менеджмента Понятие социальной ответственности. Концепции социальной ответственности. Виды и направления социальной ответственности: ответственность перед потребителем; ответственность перед персоналом, ответственность перед обществом, ответственность перед собственниками. Аргументы в поддержку и против социальной ответственности. Нормы и стандарты в области социальной ответственности, принятые в международной практике. Понимание принципов корпоративной социальной ответственности в России. Этика управления. Нравственные принципы, ценности. Тема 5. Научные школы менеджмента Предпосылки формирования научного менеджмента. Управленческие революции. Происхождение и развитие профессионального менеджмента. Понятие научной школы менеджмента. Школа научного управления и основные характеристики взглядов ее основоположников. Школа административного управления. Школа человеческих отношений. Количественная школа. Современные школы управления. Вклад российских ученых в формирование научных школ менеджмента. Тема 6. Организация как объект современного менеджмента Понятие и сущность организации. Законы развития организации и ее жизненный цикл. Классификация организаций. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Внешняя среда и ее характеристики. Организационно-правовые формы управления организациями. Современные тенденции в развитии организаций. Организация как процесс установления структуры ролей и формальных взаимоотношений людей. Тема 7. Структуры и схемы организаций. Основные подразделения организации и их функции. Специализация рабочих заданий. Нормы управляемости. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи структуры управления. Принципы построения структуры управления организацией. Департаментализация. Централизация и децентрализация. Механистическая и органическая организация. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура. Линейно-штабная структура, дивизионная, проектная и матричная структура управления. Проектная структура управления. Адаптивные структуры. Современные тенденции в развитии организационных структур управления. Тема 8. Связующие процессы. Коммуникации в менеджменте Понятие коммуникаций и их значение и функции в управлении. Виды коммуникаций. Процесс коммуникации и его основные элементы. Формальные и неформальные коммуникации. Организационные коммуникации. Коммуникационные барьеры в организации. Методы улучшения организационных коммуникаций. Коммуникационные сети. Процесс принятия решений. Виды решений. Рациональность, ограниченная рациональность и интуиция в принятии решений. Модели и методы принятия решений. Простые методы принятия решений: диаграмма Исикавы, причинно – следственные схемы, дерево принятия решений, запрограммированные решения, двумерный список Сарджента. Модели принятия решений: классическая, административная, политическая, модель Врума – Джаго. Организация выполнения решения. Стили принятия решений. Необходимость принятия решения и ошибки. Тема 9. Функции руководства. Классификация функций управления. Состав и содержание основных функций управления. Основы стратегического менеджмента. Миссия и видение организации. Анализ внешней и внутренней среды организации. Модель пяти сил М. Портера. Механизмы выбора стратегии: простые методы, типовые стратегии М. Портера, матрица И. Ансоффа. Планирование реализации стратегии. Контроль и координация в менеджменте. Понятие и необходимость контроля. Объекты контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Барьеры и сопротивление контролю. Характеристики эффективного контроля. Понятие, задачи и содержание координации управления. |
Примерная программа наименование дисциплины Сельскохозяйственные... В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить студентов вопросам теоретической и практической специфики развития и функционирования... | Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | ||
Рабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть | Рабочая программа дисциплины «Введение в производственный менеджмент» Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов первого курса с избранным направлением подготовки «Менеджмент», профилем... | ||
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный... | ||
Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины менеджмент спортивных... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа шифр Наименование дисциплины в. Дв. 1 Тайм-менеджмент Перечень индикаторов компетенций, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины в. Дв 2 Тайм-менеджмент | Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |