Скачать 168.64 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по изучению дисциплины Менеджмент физической культурЫ и спортА Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения процессов организации и управления в сфере физической культуры и спорта на основе использования мирового опыта, теории и практики менеджмента. Дисциплина «Менеджмент в физической культуре и спорте» изучается на 5 курсе и предназначена для студентов факультета ЕФКиБЖД МГГУ очной и заочной форм обучения. Менеджмент рассматривается как особая управленческая технология, необходимая организациям любого типа в условиях быстро меняющейся среды и представляющая собой систему гибкого, предприимчивого управления, способную своевременно перестраиваться, реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные блага. Цель и задачи курса Цель менеджмента – познакомить студентов с особенностями менеджмента в ФКиС и помочь им сформировать управленческо-экономический образ мышления в сфере физической культуры и спорта, в совершенствовании знаний в области управления, а также приобретении навыков эффективного применения их на практике. В результате изучения курса будущие специалисты смогут лучше ориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде, корректировать свои цели, оценки и критерии, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для решения задач. Изучив менеджмент, специалист должен уметь организовывать на научной основе свой труд, должен быть способен поставить цели и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, должен быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований. Все выше сказанное позволит добиться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Таким образом, конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы путём рациональной организации производственного процесса. Задачи: Овладение элементами управленческой и экономической культуры, знакомство со спецификой спроса и предложения на рынке услуг физической культуры и спорта, овладение знаниями по разработке конкурентоспособной стратегии в сфере физической культуры и спорта, формирование навыков анализа и применения знаний законодательства, связанного с экономикой физической культуры и спорта. В задачи менеджмента ФКиС также входит: * определение целей развития физкультурно-спортивной организации; * выявление приоритетности целей, их очередности; * разработка стратегии физкультурно-спортивной организации; * определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; * создание эффективной организационной структуры; * мотивация персонала, стимулирование работы; * постоянный контроль за эффективностью работы, координация работы всех подразделений физкультурно-спортивной организации; * место курса в общей системе подготовки специалиста: курс позволяет дополнить и углубить знания экономической теории (как макроэкономики, так и микроэкономики), усилить взаимосвязь знаний по теории и методике физического воспитания и спорта, психологии, социологии, экономической теории; * требования к уровню освоения содержания дисциплины: должны знать основу законодательства в сфере ФКиС, специфику развития рынка услуг в современных условиях, в том числе в Мурманской области, роль и влияние ФКиС на социально-экономическое развитие общества, должны уметь анализировать затраты и источники финансирования учреждений ФКиС, использовать принципы разработки, принятия и реализации управленческого решения, проводить исследование состояния рынка спроса и предложения в сфере физической культуры и спорта в отраслевом и региональном аспекте. В результате освоения программы дисциплины «Менеджмент в физической культуре и спорте» студенты должны иметь представление: - о системе управления организацией в ФКиС; - о месте и роли человека в системе менеджмента организации физической культуры и спорта; - об основных функциях управления; - об основных организационных характеристиках; - о факторах внешней по отношению к организации среды; - о стилях и видах современного управления. По окончании изучения дисциплины студенты должны знать: - понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента в физической культуре и спорте; - эволюцию концепций менеджмента в физкультурно-спортивной сфере; - особенности российского менеджмента в ФКиС; - организацию ФКиС как систему управления; - жизненный цикл и типы организации в физической культуре и спорте; - стратегическое управление организацией в физической культуре и спорте; Уметь: - планировать и организовывать менеджмент физической культуры и спорта; - применять принципы проектирования в структуре управления организацией в ФКиС; - применять принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов в ФКиС; - управлять конфликтами, стрессами и изменениями в физической культуре и спорте; - оценивать эффективность управления в ФКиС. Иметь навыки: - аналитические; - коммуникативные; - организационные; - управленческие. Содержание разделов дисциплины Тема 1: «Характеристика менеджмента в сфере физической культуры и спорта, его функции и правовые основы» Содержание основных понятий менеджмента и возможность их использования в сфере физической культуры и спорта («управление», «система», «структура», «организация», «планирование», «принятие решений», «делегирование полномочий» и др.). Понятие и сущность менеджмента ФКиС, его социокультурные аспекты. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Основные этапы и краткая история развития менеджмента в сфере ФКиС. Развитие менеджмента в сфере физической культуры и спорта в России. Межнаучные связи и структура системы менеджмента в сфере ФКиС. Система управления в сфере физической культуры и спорта. Влияние политики на развитие сферы ФКиС. Технологии, обеспечивающие развитие в сфере ФКиС. Принятие решения – важнейшая функция менеджмента. Структура и элементы процесса принятия решения. Функция планирования в сфере ФКиС. Организационная функция и ее специфика в менеджменте сферы физической культуры и спорта. Координационная функция и ее особенности в менеджменте. Мотивация как базовая функция менеджмента. Функции контроля и учета в сфере ФКиС. Методы менеджмента в сфере физической культуру и спорта. Изучив данную тему студент должен знать содержание основных понятий менеджмента и возможность их использования в сфере физической культуры и спорта, понимать менеджмент как составную часть труда работников физкультурно-спортивных организаций, определять роли менеджера как элементы профессиональной деятельности работников физической культуры и спорта образовательных учреждений; функции и методы менеджмента в ФКиС; функциональные разновидности менеджмента в ФКиС; нормативно-правовые основы управления физической культурой и спортом. При изучении темы 1 необходимо читать раздел 1 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты раздела 1. Тема 2: «Организация и технология планирования менеджмента в сфере ФКиС» Понятие. Общая цель организации (миссия). Частные цели. Требования, предъявляемые к определению частных целей. Оценка внешней среды. Характеристика политического, экономического, социального, технологического фона. Процесс диагностики внутренних проблем. S.W.O.T., метод ключевых вопросов, SPACE анализ. Выбор стратегии физкультурно-спортивных организаций. Проектирование работы и организационной структуры физкультурно-спортивной организации. Департаментализация. Централизованные и децентрализованные организационные структуры. Бюрократические организационные структуры. Преимущества и недостатки функциональной структуры. Преимущества и недостатки дивизионной структуры. Адаптивные (органические) организационные структуры. Проектная организационная структура. Матричная организационная структура. Лидерство. Влияние. Власть и ее формы (власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная власть; экспертная власть; власть, основанная на харизме). Баланс власти. Руководство. Стили руководства. Теория «X» и «Y». Теория «управленческой решетки и ее практическая значимость. Выбор стиля руководства в зависимости от уровня зрелости подчиненных. Изучив данную тему, студент должен: Знать определение миссии и требования, которые предъявляются к ее формулировке; требования, предъявляемые к частным целям, основные особенности различных организационных структур физкультурно-спортивных организаций. Уметь оценивать внешнюю среду, окружающую фирму, выявляя при этом внешние угрозы и внешние возможности (шансы). Кроме того, студент должен уметь выявлять сильные и слабые стороны физкультурно-спортивной организации, создавать организационные структуры для различных физкультурно-спортивных организаций, применять в практической деятельности рассмотренные в этом разделе концепции лидерства, власти, влияния, руководства в ФКиС. При изучении темы 2 необходимо читать раздел 2 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты раздела 2. Тема 3:«Информационное обеспечение менеджмента в ФКиС» Понятие информации как общенаучной категории. Основные типы и виды информации. Информационные сообщения и каналы их функционирования. Важнейшие свойства информации и их проявление в менеджменте в сфере физической культуры и спорта («новизна», «рост», «старение», «кумуляция», «оперативность», «достоверность», «рассеяние-концентрация» и др.). Информация и ее уникальная товарная сущность при использовании в менеджменте сферы физической культуры и спорта. Информационная культура современного менеджера. Понятие «коммуникация» и ее основные характеристики. Структура коммуникативного процесса и его основные элементы. Коммуникационные сети и их основные конфигурации, применяемые в менеджменте. Коммуникация – исходная база системы управления. Формальные и неформальные коммуникации в менеджменте сферы физической культуры и спорта. Виды коммуникационных процессов в организационных структурах. Коммуникационные барьеры в системах менеджмента сферы ФКиС и способы их преодоления. Изучив данную тему, студент должен: Знать сущность и содержание информационного обеспечения менеджмента в ФКиС, концептуальные положения информатизации ФКиС; иметь представление об информатике как о предмете, средства и продукты труда менеджера в физкультурно-спортивной организации. Уметь применять в практической деятельности в рамках действующего нормативно-правового обеспечения рассмотренные в этом разделе теории. При изучении темы 3 необходимо читать раздел 3 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты из раздела 3. Тема 4: «Управленческое решение как системный инструмент менеджмента в физической культуре и спорте» Принятие решений – основной процесс управленческой деятельности. Типы и виды управленческих решений в менеджменте (рациональные и интуитивные, программируемые и непрограммируемые, стратегические и тактические, индивидуальные и коллегиальные, официальные и неофициальные и др.). Условия и этапы принятия решений и их специфика в менеджменте сферы физической культуры и спорта. Требования к качественным характеристикам принятия решений. Современные методы подготовки и принятия решений (моделирование, программно-целевой метод, анализ деловых ситуаций, мозговой штурм и т.д.). Моделирование как современная база принятия решений. Типы и классы управленческих моделей в сфере ФКиС. Изучив данную тему, студент должен: Знать сущность и содержание управленческих решений. Уметь обосновывать целесообразность того или иного вида управленческих решений как системного инструмента менеджмента в физической культуре и спорте. При изучении темы 4 необходимо читать раздел 4 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты из раздела 4. Тема 5: «Организация управления и технология менеджмента в сфере ФКиС» Физкультурно-спортивная организация как открытая система: сущность и классификация. Организационно правовые формы физкультурно-спортивной организации. Структура менеджмента физкультурно-спортивной организации. Учредительные документы ФКСО (учредительный договор, устав). Технология создания физкультурно-спортивной организации: общая характеристика, процедура выбора организационно-правовой формы ФКСО, ее институционализации и лицензирования. Органы управления физической культурой и спортом (государственные, общественные). Физкультурно-спортивные организации по представлению детям и молодежи социально-культурных услуг. Изучив данную тему, студент должен: Знать организационно-правовые формы ФКСО, структуру менеджмента и учредительные документы, а также технологию создания ФКСО и ее разновидности. Уметь обосновывать целесообразность выбора организационно-правовой формы ФКСО и ее специфику работы на практике. При изучении темы 5 необходимо читать раздел 5 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты раздела 5. Тема 6: «Формы и средства менеджмента в ФКиС» Структура и содержание бизнес-плана физкультурно-спортивной организации (общая характеристика). Структура бизнес-плана ФКСО: концепция, виды товаров и услуг, рынки сбыта, конкуренция, план маркетинга, план производства, организационный план, правовое обеспечение деятельности ФКСО, оценка риска и страхование, финансовый план. Содержание бизнес-плана на примере организации спортивной школы и фирмы по торговле спортивными товарами. Предложения о сотрудничестве туристической фирмы как бизнес-предложения для физкультурно-спортивной организации. Изучив данную тему, студент должен: Знать основы бизнес-планирования ФКСО. Уметь составлять структуру и содержание бизнес-плана ФКСО. При изучении темы 6 необходимо читать раздел 6 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты раздела 6. Тема 7: «Подготовка и проведение организованных, самостоятельных и индивидуальных физкультурно-спортивных мероприятий в зависимости от их целевой направленности» Сущность и содержание планирования и организации проведения спортивного соревнования и др. мероприятий. Положение о спортивном соревновании. Сценарий спортивного соревнования. Целевые комплексные программы в сфере ФКиС. Изучив данную тему, студент должен: Знать специфику и технологию подготовки и проведения спортивных мероприятий. Уметь применять теоретические знания в своей практической деятельности. При изучении темы 7 необходимо читать раздел 7 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты раздела 7. Тема 8: «Система подготовки и повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта» Функциональные обязанности персонала физультурно-спортивной организации. Тарифно-квалификационные характеристики работников ФКиС (общеотраслевые, отраслевые, ведомственные). Контактирование в сфере физической культуры и спорта (трудовой договор сотрудника ФКСО). Материально-техническое обеспечение труда педагога по физической культуре (учебный инвентарь и оборудование в различных спортивно-образовательных организациях). Формы морального стимулирования труда работников физкультурно-спортивных организаций (государственные награды и ведомственные значки отличия). Система подготовки и повышение квалификации специалистов физической культуры и спорта. Квалификационные категории работников ФКСО. Участие работников физической культуры и спорта в профессиональных конкурсах. Изучив данную тему, студент должен: Знать функциональные обязанности и тарифно-квалификационные характеристики работников ФКСО. Уметь выполнять требования к профессиональной подготовке работников ФКиС. При изучении темы 8 необходимо читать раздел 8 учебного пособия, выполнять тренировочные задания и тесты раздела 8. Темы для самостоятельного изучения а) очное отделение
б) заочное отделение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Рекомендуемая литература: Основная и дополнительная:
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Перечень используемых технических средств 1. Работа в компьютерном зале. 2. Использование справочно-информационной системы «Консультант плюс». Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения 1. Учебные видеофильмы (на компакт диске): «Организация прямых продаж», «Разработка стратегии развития», «Адаптация работника» (3 части). |
Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной... | ||
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации по изучению дисциплины «Финансы и кредит» и «Менеджмент» – 80,55%, «Прикладная информатика» – 83,33%; на базе высшего и среднего специального образования:... | Методические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены... Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические рекомендации к лекционному курсу для студентов дневного... «Менеджмент» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки... | Методические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии... Управленческие решения: Методические указания по изучению дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 − Менеджмент... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов |